Сравнительная оценка организации учебного процесса в академическом лицее позволяет заключить, что в лицее к организму подростков предъявляются более жесткие требования, что может привести как к снижению их работоспособности и, соответственно, успеваемости, так и к увеличению уровня заболеваемости учащихся.
Ключевые слова: гигиена детей и подростков, образовательные учреждения, академический лицей, условия обучения, учебная нагрузка.
Comparative evaluation of the organization of the educational process in the academic lyceum allows us to conclude that in the lyceum, the teenagers are being subjected to more stringent requirements, which may lead to a decrease in their performance and, consequently, academic performance, and to an increase in the incidence of pupils.
Keywords: hygiene of children and teenagers, educational institutions, academic lyceum, conditions of study, training load.
Академические лицеи являются профилированными средними учебными заведениями и, как правило, формируются при вузах. Лицеи завершают среднее образование на базе 9-летней школы, поэтому контингентом обучающихся в лицее являются подростки 15-18 лет. Специфика обучающегося контингента, программы обучения и, соответственно, организация учебного процесса создают особые гигиенические условия обучения, существенно отличающиеся от условий обучения в общеобразовательных школах [3, 4].
Материалы и методы исследования
Для гигиенической оценки фактических условий обучения и воспитания подростков в лицеях нами выбрано в качестве объектов исследования 2 лицея: 1 – академический лицей при Ташкентской медицинской академии (основной объект) и 2 – академический лицей при Ташкентском фармацевтическом медицинском институте (объект сравнения).
Результаты и обсуждение
Важнейшим фактором, влияющим на развитие утомления и на состояние здоровья учащихся, является режим учебных занятий, который должен учитывать не только недельную нагрузку, но и изменение работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебного года [1, 2]. Как указано выше, организация сети профилированных лицеев в РУз преследовала цель совершенствования образования и воспитания детей и подростков. Однако, к сожалению, создание лучшей, чем в школах, материальной базы лицеев не сопровождается оптимизацией режима их обучения. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами анализа организации учебного процесса в академическом лицее при ТМА, в котором подростки обучаются три года (1-3 курс).
Учебная неделя 15-18-летних подростков, обучающихся в лицее, состоит из 6 дней, с ежедневной продолжительностью занятий от 4 до 8 академических часов в день, с недельной нагрузкой 38 часов (допустимая – до 42 ч). Все занятия проходят в виде пар по 80 мин без перерыва. Утренняя гимнастика, физкультминутки и гимнастика для глаз не проводятся. Распределение учебной нагрузки в течение дня ни на первом и на втором курсе не соответствует психогигиеническим требованиям. Прежде всего, сдвоенные уроки (пары) должны использоваться не для всех занятий; обязательны 10-минутные перерывы между уроками. Наибольшую нагрузку необходимо планировать на 3-4 час занятий, а в течение недели – на вторник и среду. Распределение учебной нагрузки в течение недели также в большинстве групп нецелесообразно. Вместе с тем, анализ показал, что при определенном желании можно обеспечить хоть и не идеальное, но более целесообразное распределение нагрузки в течение недели – предусмотрено повышение нагрузки от понедельника ко вторнику и среде, а затем ее снижение к концу недели (рис. 1).
|
|
Рис. 1. Распределение недельной нагрузки в академическом лицее (в 2015-2016 учебному году, осенний семестр). |
|
Выводы
1. Несмотря на лучшие, чем в школах, материальные условия в академических лицеях, организация занятий в них не учитывается, то, что для подростков 15-18 лет не может быть использован такой же режим обучения, как и в ВУЗах – нельзя не учитывать тот факт, что физическое развитие подростков не завершено, поэтому требования к организации учебного процесса должны быть такими же, как в школе;
2. Сравнительная оценка организации учебного процесса в академическом лицее позволяет заключить, что в лицее к организму подростков предъявляются более жесткие требования, что может привести как к снижению их работоспособности и, соответственно, успеваемости, так и к увеличению уровня заболеваемости учащихся.
Литература:
- Аветисян Л.Р., Кочарова С.Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. – М., 2001. – №6. – С. 48-49.
- Бородкина Г.В. Физиолого-гигиеническая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому и химико-биологическому профилю: Автореф. дис. …канд. мед. наук. – М., 1992. – 18 с.
- Камаев И.А., Павлычева Л.И., Васильева О.Л., Коптева Л.Н. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня для старшеклассников лицеев // Гигиена и санитария. – М., 2003. – №5. – С.45-46.
- Кувандикова Д.Э. Влияние гигиенических факторов на состояния здоровья подростков, обучающихся в учебных заведениях разного типа: Автрофер. дисс... канд. мед наук. – Ташкент, 2004. – 22 с.