Гигиенические условия обучения подростков в академических лицеях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Эрматов, Н. Ж. Гигиенические условия обучения подростков в академических лицеях / Н. Ж. Эрматов, С. З. Зокиржонова, Ш. С. Эргашева, С. Т. Тургунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23.2 (157.2). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44488/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сравнительная оценка организации учебного процесса в академическом лицее позволяет заключить, что в лицее к организму подростков предъявляются более жесткие требования, что может привести как к снижению их работоспособности и, соответственно, успеваемости, так и к увеличению уровня заболеваемости учащихся.

Ключевые слова: гигиена детей и подростков, образовательные учреждения, академический лицей, условия обучения, учебная нагрузка.

Comparative evaluation of the organization of the educational process in the academic lyceum allows us to conclude that in the lyceum, the teenagers are being subjected to more stringent requirements, which may lead to a decrease in their performance and, consequently, academic performance, and to an increase in the incidence of pupils.

Keywords: hygiene of children and teenagers, educational institutions, academic lyceum, conditions of study, training load.

Академические лицеи являются профилированными средними учебными заведениями и, как правило, формируются при вузах. Лицеи завершают среднее образование на базе 9-летней школы, поэтому контингентом обучающихся в лицее являются подростки 15-18 лет. Специфика обучающегося контингента, программы обучения и, соответственно, организация учебного процесса создают особые гигиенические условия обучения, существенно отличающиеся от условий обучения в общеобразовательных школах [3, 4].

Материалы и методы исследования

Для гигиенической оценки фактических условий обучения и воспитания подростков в лицеях нами выбрано в качестве объектов исследования 2 лицея: 1 – академический лицей при Ташкентской медицинской академии (основной объект) и 2 – академический лицей при Ташкентском фармацевтическом медицинском институте (объект сравнения).

Результаты и обсуждение

Важнейшим фактором, влияющим на развитие утомления и на состояние здоровья учащихся, является режим учебных занятий, который должен учитывать не только недельную нагрузку, но и изменение работоспособности учащихся в течение дня, недели, учебного года [1, 2]. Как указано выше, организация сети профилированных лицеев в РУз преследовала цель совершенствования образования и воспитания детей и подростков. Однако, к сожалению, создание лучшей, чем в школах, материальной базы лицеев не сопровождается оптимизацией режима их обучения. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами анализа организации учебного процесса в академическом лицее при ТМА, в котором подростки обучаются три года (1-3 курс).

Учебная неделя 15-18-летних подростков, обучающихся в лицее, состоит из 6 дней, с ежедневной продолжительностью занятий от 4 до 8 академических часов в день, с недельной нагрузкой 38 часов (допустимая – до 42 ч). Все занятия проходят в виде пар по 80 мин без перерыва. Утренняя гимнастика, физкультминутки и гимнастика для глаз не проводятся. Распределение учебной нагрузки в течение дня ни на первом и на втором курсе не соответствует психогигиеническим требованиям. Прежде всего, сдвоенные уроки (пары) должны использоваться не для всех занятий; обязательны 10-минутные перерывы между уроками. Наибольшую нагрузку необходимо планировать на 3-4 час занятий, а в течение недели – на вторник и среду. Распределение учебной нагрузки в течение недели также в большинстве групп нецелесообразно. Вместе с тем, анализ показал, что при определенном желании можно обеспечить хоть и не идеальное, но более целесообразное распределение нагрузки в течение недели – предусмотрено повышение нагрузки от понедельника ко вторнику и среде, а затем ее снижение к концу недели (рис. 1).

Рис. 1. Распределение недельной нагрузки в академическом лицее

(в 2015-2016 учебному году, осенний семестр).

Выводы

1. Несмотря на лучшие, чем в школах, материальные условия в академических лицеях, организация занятий в них не учитывается, то, что для подростков 15-18 лет не может быть использован такой же режим обучения, как и в ВУЗах – нельзя не учитывать тот факт, что физическое развитие подростков не завершено, поэтому требования к организации учебного процесса должны быть такими же, как в школе;

2. Сравнительная оценка организации учебного процесса в академическом лицее позволяет заключить, что в лицее к организму подростков предъявляются более жесткие требования, что может привести как к снижению их работоспособности и, соответственно, успеваемости, так и к увеличению уровня заболеваемости учащихся.

Литература:

  1. Аветисян Л.Р., Кочарова С.Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. – М., 2001. – №6. – С. 48-49.
  2. Бородкина Г.В. Физиолого-гигиеническая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому и химико-биологическому профилю: Автореф. дис. …канд. мед. наук. – М., 1992. – 18 с.
  3. Камаев И.А., Павлычева Л.И., Васильева О.Л., Коптева Л.Н. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня для старшеклассников лицеев // Гигиена и санитария. – М., 2003. – №5. – С.45-46.
  4. Кувандикова Д.Э. Влияние гигиенических факторов на состояния здоровья подростков, обучающихся в учебных заведениях разного типа: Автрофер. дисс... канд. мед наук. – Ташкент, 2004. – 22 с.
Основные термины (генерируются автоматически): академический лицей, учебный процесс, лицей, недельная нагрузка, течение недели, учебная нагрузка, организм подростков, сравнительная оценка организации, течение дня, увеличение уровня заболеваемости учащихся.


Похожие статьи

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Факторы, определяющие изменения динамики умственной работоспособности студентов в течение учебного дня

Результаты исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровье студентов напрямую связано с работоспособностью, от которого во многом зависит успешность их учебной и производственной деятельности.

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Гигиеническая оценка организации учебного процесса начальных классов в музыкальных школах

Организация занятий и учебное расписание в музыкальной школе имени Р. М. Глиэра полностью не соответствуют требованиям санитарных норм и правил. Такая структура учебного расписания музыкальной школы может стать причиной серьезных нарушений режима дня...

Формирование личности подростка в образовательной среде

В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования здоровой личности ребенка и подростка в безопасной образовательной среде. Также рассматриваются факторы риска нарушения безопасности образовательной среды. Статья представляет интерес как ...

Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса

В статье рассмотрены результаты исследования выборки студентов 1 курса в количестве 93 человек. Целью исследования была оценка уровня здоровья студентов и факторов, его определяющих. Согласно выбранной авторами методики исследовались ведущие антропом...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Похожие статьи

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Факторы, определяющие изменения динамики умственной работоспособности студентов в течение учебного дня

Результаты исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровье студентов напрямую связано с работоспособностью, от которого во многом зависит успешность их учебной и производственной деятельности.

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Гигиеническая оценка организации учебного процесса начальных классов в музыкальных школах

Организация занятий и учебное расписание в музыкальной школе имени Р. М. Глиэра полностью не соответствуют требованиям санитарных норм и правил. Такая структура учебного расписания музыкальной школы может стать причиной серьезных нарушений режима дня...

Формирование личности подростка в образовательной среде

В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования здоровой личности ребенка и подростка в безопасной образовательной среде. Также рассматриваются факторы риска нарушения безопасности образовательной среды. Статья представляет интерес как ...

Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса

В статье рассмотрены результаты исследования выборки студентов 1 курса в количестве 93 человек. Целью исследования была оценка уровня здоровья студентов и факторов, его определяющих. Согласно выбранной авторами методики исследовались ведущие антропом...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Задать вопрос