Методическая рекомендация педагогическим работникам и родителям на тему «Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 12.06.2017

Статья просмотрена: 2631 раз

Библиографическое описание:

Валиева, А. Ф. Методическая рекомендация педагогическим работникам и родителям на тему «Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки» / А. Ф. Валиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 335-338. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44506/ (дата обращения: 19.12.2024).



Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников и формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа.

Философы и мыслители отмечали влияние эмоций на умственное развитие человека еще в Античности. немецкий философ Г.Гегель утверждал, что разум безжизнен без чувства. сам же термин «эмоциональный интеллект» появился в 1990 г. в работе Д.Майера и П.Соловея. Однако связь эмоций и сознания рассматривалась ранее, в том числе в трудах отечественных психологов (А. Ф. Лазурского, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, Л. И. Божович и др.)

Опираясь на концептуальные положения наших ученых, можно объяснить влияние музыки на эмоции и интеллект человека. Прежде всего обозначим две стратегические линии изучения музыкального искусства как средства эмоционального интеллекта.

Во-первых, возможно ли восприятие художественного образа вне эмоций и сознания. Во-вторых, почему занятия музыкой разной интенсивности и направленности так популярны не одно десятилетие. При этом отметим, что возраст детей, начинающих занятие музыкой, становится более ранним.

Эти две линии, а именно: эмоционально осознанное восприятие музыки и раннее музыкальное развитие, можно рассмотреть во взаимосвязи, но начнем собственно с музыки как культурного явления и ее восприятия. Общеизвестно. что ребенок еще в утробе матери реагирует на музыку и нередко выдает свои предпочтения: успокаивается или возбуждается. на эмоциональный фон младенца действуют не только темп и динамика звучания музыки, но и тембр, лад, интонации. регистры. малыш, родившись, получает свою «порцию» понятной ему музыки через колыбельные, частушки, позднее — песенки, музыкальные сказки. При этом эмоциональные реакции ребенка проявляются очень активно, например, он отказывается слушать какую-либо музыку или напротив, снова и снова просит петь одну и ту же песенку. Понятно, что в данном случае мы имеем дело с эмоциями.

В. М. Бехтерев, говоря о музыке, утверждал, что с ее помощью можно вызвать или снять возбуждение, но для этого необходимо установить механизмы влияния музыки на организм. Современные ученые выделили два подхода к определению эмоционального воздействия музыки на человека: «когнитивистский», который утверждает, что музыка способна только искусственно «моделировать» эмоции, и «эмотивистский», доказывающий, что музыка вызывает реальные эмоции. Например, самые младшие дети, слыша танцевальную музыку, невольно начинают двигаться, а колыбельная заставляет их спокойно покачиваться и подпевать. В то же время, включая детей в процесс слушание или пения, мы, зная об их реакции, тем не менее пытаемся моделировать детские эмоции, интенсифицируя их, особенно на новой музыке.

Практика показывает, что эмоциональное воздействие музыки на детей зависит от их психики, опыта, установки, т. е. обладает конкретными психологическими закономерностями. Мы знаем, что на отдельных детей музыка воздействует более активно, причем эмоции большинства заразительны, особенно для малышей. Однако зачастую эмоция проявляется не сразу, а именно тогда, когда педагог начинает анализировать с детьми их состояние от прослушанной музыки. Спросив, например, почему дети заулыбались, когда зазвучала музыка, малыши вступают на путь анализа своего состояния, включаясь невольно в анализ самой музыки: музыка быстрая, веселая, хочется прыгать и т. д.

Сегодня на Западе проводятся научные исследования по разработке технологий активизации различных видов художественной деятельности, которые должны способствовать развитию эмоционального интеллекта. Однако подобные технологии в нашей стране не новы. Художественная деятельность, направленная на формирование музыкальной отзывчивости (главная характеристика музыкальной одаренности по Б. М. Теплову), включающей так называемые «умные эмоции» (термин Л. С. Выготского), выступает основной в концепции Д. Б. Кабалевского, которая, несмотря на то, что не названа технологией, ею по сути является. А интересные разработки для шестилеток Н. А. Ветлугиной опирались именно на эту концепцию. Если обратиться к европейским системам музыкального воспитания XX столетия, то необходимо выделить систему ритмического воспитания К.Орфа, получившую признание во всем мире. Немецкий композитор и педагог обращал внимание на музыкальную» отзывчивость ребенка, формирующуюся в ритмической деятельности (способность передать в ритме не просто настроение, а художественный образ). Используя созданные К. Орфом специальные музыкальные инструменты, педагоги-музыканты на практике доказали, что ритмическая деятельность — художественная деятельность, которая требует и эмоций, и интеллекта. Необходимость ритмического воспитания и возможность с его помощью влиять на развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста были давно осознаны нашими учеными и практиками. Не имея инструментов К. Орфа, музыкальные руководители использовали привычный набор музыкальных инструментов-игрушек.

Анализируя ритмическую деятельность детей, мы видим две ее составляющие: эмоции (выражение своего настроения) и сознание (чтобы включиться в игру оркестра, ребенок должен продумать, как это сделать, обратиться к своему музыкальному опыту) Таким образом, эмоции дошкольника при игре на детских шумовых инструментах становятся «умными». Мы помним, что достаточно долго музыка позиционировалась как искусство эмоций. Именно на этом строились музыкальные занятия с детьми в дошкольных учреждениях, да и бывшие уроки пения в общеобразовательной школе. Однако обращаясь к эмоциональным проявлениям, музыкальный руководитель или учитель музыки все-таки давали детям некоторые необходимые теоретические понятия, например, сравнивая два лада: мажор и минор; два регистра: высокий и низкий и т. д. А значит, осуществлялось не только эмоциональное развитие, но и интеллектуальное, ведь давая ребенку знания, педагог вовлекал его в аналитическую деятельность, т. е. работал над развитием его интеллекта. Современные программы по музыке учитывают эту особенность музыкального воспитания: эмоции + сознание.

Особенностью музыки является ее образный язык. Хиты поп-музыки, лишенные смысла и интонационной образности, живут недолго. Настоящая музыка, будь то академическое произведение, народная, детская или эстрадная песня, сохраняется в веках именно потому, что в основе ее лежит музыкальный образ.

Все большую популярность сегодня приобретает раннее музыкальное развитие детей. Без сомнения, многие родители идут на поводу у моды, однако все — таки интуитивно чувствуют, что занятия музыкой необходимы для развития ребенка.

Если в эстетических студиях при Домах творчества родители могут наблюдать сами занятия, как правило, вокальные, игровые, то в дошкольном учреждении они видят только результат, демонстрируемый на утренниках. Естественно, что родителям хочется, чтобы их ребенок проявлял себя как можно чаще и успешнее, однако мало кто из них понимает, что занятия музыкой не просто развлечение или необходимая занятость ребенка.

В дошкольных учреждениях музыкальные занятия проводятся в опоре на программы по музыке, выбранные педагогом-музыкантом. В программе определены обязательные виды деятельности, каждый из которых предполагает не только развитие музыкальных способностей, но и общее музыкальное развитие, которое заключается в формировании способности эмоционально откликаться на музыку. Эмоциональный же отклик — это не просто проявление эмоции, а осознание своего состояния, вызванного музыкой.

Начиная с младшего возраста, детям предлагается выразить в вербальной форме то, что они почувствовали, прослушав музыку. Уточним еще раз, что любой вид музыкальной деятельности начинается с процесса музыкального восприятия. Естественно, что первоначальная вербальная форма простейшая, однако описывая свое состояние, ребенок чувствует, что привлекает к себе внимание, осознает свою значимость в общем процессе: ведь все слушали. Постепенно дети научаются выслушивать мнение других и сравнивать свое отношение с отношением к произведению других детей. Чаще всего в младшем возрасте благодаря программной музыке, песенному материалу, снабженном помимо музыки словом, чувства детей схожи. Однако несколько позже дошкольники начинают проявлять самостоятельность суждений. Это наиболее заметно в подготовительной к школе группе. К этому возрасту процесс общения детей друг с другом достигает необходимого и достаточного уровня, боязнь сказать не верно. Во многом это зависит от педагога, его желания создать творческий микроклимат на музыкальном занятии, поощрять и называть детей, не пытаться навязать свое мнение или отрицательно высказываться о мнении ребенка.

Необходимо помнить, что восприятие музыки весьма субъективно. Для того, чтобы ребенок попытался приблизиться к общепринятому прочтению образа, можно обратиться к самой музыки, ее языку, интонациям, ладу, фактуре, т. е. попытаться проникнуть в процесс сознания, сопоставить то, что очевидно, ч тем что ребенок почувствовал. Это и есть процесс формирования музыкальных представление по средствам «Умных эмоций».

Для родителей, приводящих детей в студии, да и в детский сад. Этот процесс незаметен, однако они не могут не замечать интеллектуальные проявления малышей. При таком занятии музыкой несомненно, дети становятся общительнее, преодолевают застенчивость, зажатость и т. п. правда, есть дети, которых занятия в коллективе сложны в силу их психической организации. Музыкальные руководители сталкиваются с темя, что не все дети могут полностью раскрываться на музыкальных занятиях, а оставшись наедине с педагогом, и поют лучше, и высказывают весьма интересные мысли по поводу музыкальных произведений.

В дальнейшем, путем поощрения, такие дети начинают активно включаться в общую дискуссию, становятся свободнее.

Эмоциональный интеллект определяют как способность осознавать и понимать собственные эмоции, что впоследствии позволяет управлять ими. В идеале управление эмоциями должно быть направлено на эмоциональный и интеллектуальный рост (А. Алешина, С. Шабанов). Понятие «эмоциональный интеллект» возникло в противовес «интеллектуальному коэффициенту» и рассматривается как способность правильно оценивать обстановку, уметь адекватно включаться в общение, избегая стресса. Иными словами, эмоциональный интеллект — это управление собственными эмоциями и понимание эмоций собеседника (Д. Гоулман) Важно ли это? В современном мире чрезвычайно важно! При чем здесь музыка? Именно искусство развивает наши эмоции, а воспитание искусством, как показывает практика работы с детьми, активизирует работу сознания, формирует интеллектуальные способности человека.

Выделяя в определении «эмоциональный интеллект» две его составляющие, обратимся к их сути. Эмоции — это психические процессы, переживание человеком своего оценочного отношения к явлениям окружающей действительности. Особенностями эмоций являются субъективный характер, многообразие, пластичность, связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Ученые разделяют понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «переживание», «аффект». Мы в процессе исследования музыки с детьми нередко употребляем все эти понятия (кроме «аффекта»): «Какие чувства вызвала в тебе музыка? Изменилось ли твое настроение?». Происходит проникновение в психический мир ребенка.

Эмоции быстротечны, чувства длительны, но они вызываются музыкой и направленностью педагога. Эмоции могут меняться в зависимости от звучания музыки и быть интенсивными, в отличие от настроений. А переживания музыки всегда индивидуальны. В то же время ученые подчеркивают, что одинаковые эмоции — это дорога к общению. Действительно, эмоциональные переживания от музыки часто становятся сопереживаниями.

Определений интеллекта множество. Интеллект понимается и как качество психики, объединяющее все познавательные способности человека, и общая умственная способность, позволяющая абстрактно мыслить, что способствует пониманию обстоятельств, окружающего мира и умению управлять окружающей средой.

Важным фактором интеллекта считается способность мозга мобилизовать «собственный массив информации с максимальной эффективностью» (А.Барков). Очевидно, что вне эмоций интеллект не существует, поскольку любые стремления человека (умственные или физические) всегда связаны с эмоциями.

Современные ученые не до конца удовлетворены термином «эмоциональный интеллект», объясняя, что интеллект и эмоции — это автономные свойства психики, бинарные по своей сути. Связывая эти два понятия, нейропсихологии утверждают, что имманентным свойством всех видов мышления является эффективность (А. А. Никитин). Однако термин закрепился в науке и активно используется уже не только на Западе.

Вернемся к нашим размышлениям о силе искусства. Музыка, являясь искусством абстрактным, эффективно развивает наш интеллект, а будучи еще и искусством чрезвычайно эмоциональным, помогает активизировать и понять разнообразные эмоции. Таким образом, музыка — одно из средств развития эмоционального интеллекта.

Приведем примеры. Музыкальные произведения, прежде всего детские песенки, знакомят дошкольников с такими понятиями как «добро», «дружба», «взаимопомощь», учат сочувствовать, сопереживать. Исполняя песенку, даже самые маленькие дети, реагируя на музыкальные интонации, ритм, лад, включаются в обсуждение того, что почувствовали в ней, а соединив со словом и музыкальным образом, запоминают (причем сначала на уровне подсознания) «что такое хорошо и что такое плохо». При этом процесс воспитания благодаря музыкальному искусству осуществляется естественно.

Нравоучения ребенок нередко пропускает «мимо ушей», потому что они несут отрицательные эмоции. А вот музыка достигает сознания гораздо быстрее. Во-первых, она не вызывает отторжения, во-вторых, слушают (поют) все вместе, дети высказывают свое мнение, а педагог только обобщает, все становится понятно, более того, нередко воспринимается ребенком как собственное открытие. Например, дошкольники поют песенку из мультфильма о дружбе. Весело, нравится, герои приятные, смешные, настроение хорошее, педагог хвалит за исполнение или рассуждение — положительные эмоции. На этом фоне дети понимают, что такое дружба и дружеские чувства, осознают свое состояние, вызванное музыкой, и стремятся продлить его.

Музыкальное развитие предполагает перевод задатков в способности, интенсификацию эмоциональных проявлений, активизацию сознания на уровне музыкального обобщения, расширение художественного и жизненного кругозора детей. Фундаментом развития является сама музыка, будучи искусством эмоциональным и интеллектуальным.

Наиболее ярко результаты музыкального развития дошкольников проявляются в первом классе, когда учителю музыки необходимо не только чистое интонирование ребенка при пении (что, разумеется, важно), но и способность эмоционально откликаться на музыку, понимать ее язык, адекватно воспринимать суждения о музыке других детей, уметь управлять своими эмоциями.

Таким образом, практика показывает, что музыкальное развитие является одним из самых эффективных способов на первых этапах формирования эмоционального интеллекта, а музыкальное искусство — тем самым краеугольным камнем, с которого начинается гармонизация личности.

Литература:

  1. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // педагог доу. URL: https://www.pdou.ru/categories/2/articles/696 (дата обращения: 8.06.2017)
  2. Буянова А. Ю., Бледнова Е. Ю., Кудрявцева С. Ю., Зимуков Э. М. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 59–61. // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/ (дата обращения: 8.06.2017).]
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, эмоция, эмоциональный интеллект, занятие музыкой, музыкальное искусство, интеллект, музыкальный образ, художественная деятельность, младший возраст.


Похожие статьи

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте»

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие речевой активности через сенсорное воспитание детей»

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

Интегрированное занятие с детьми с задержкой психического развития второго года обучения на тему «Путешествие в лес»

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи посредством экспериментирования в подготовительной группе по теме «Моя Хакасия. Солёная и пресная вода»

Похожие статьи

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте»

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие речевой активности через сенсорное воспитание детей»

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

Интегрированное занятие с детьми с задержкой психического развития второго года обучения на тему «Путешествие в лес»

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи посредством экспериментирования в подготовительной группе по теме «Моя Хакасия. Солёная и пресная вода»

Задать вопрос