В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики, и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.
Ключевые слова: математика, обучение, способ, активизация, мыслительная деятельность, учебник, нетрадиционные уроки, творческие задания, дидактические игры, решения задач, мотивация, интерес.
Развитие мыслительной деятельности на уроках заставляет педагогов задуматься над тем, как поддержать интерес ученика к изучаемому материалу и его мыслительную активность на протяжении всего урока. Поэтому в настоящее время интенсивно ведутся поиски новых инновационных методов обучения и таких методических способов, которые активизируют мышления учащихся, способствуют развитию активности, самостоятельности, личной инициативы и творческих способностей учащихся.
Основные этапы исследования на уроке: мотивация исследовательской деятельности; формулировка проблемы; сбор, систематизация и анализ фактического материала; выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез. Например, при изучении темы «Взаимное расположение графиков линейных функций» класс делится на группы, и учащиеся первой группы занимаются самоконтролем.
Вторая группа работает по карточкам.
- Найдите точку на графике функции у=1,5х+3,25, абсцисса и ордината которой — противоположные числа.
- Выразите формулой линейную функцию, график которой проходит через начало координат и точку Р (2;- 4,5).
- Найдите точку пересечения прямой 3х-2у-16=0 с графиком этой функции.
Класс делится на группы. Каждая группа получает одно задание, в котором предлагается в одной декартовой системе координат построить три различных графика линейных функций и выяснить закономерность их расположения в зависимости от их коэффициентов, например, следующих трех функций: у=3х; у=3х-1; у=3х+2 и т. д.
Организуется обсуждение, составляется таблица предложенных гипотез, если даны функции у=k1x+b1 y=k2x+b2. Какие могут быть варианты относительно коэффициентов функций? Таких вариантов четыре:
1) k1 =k2, b1 = b2;
2) k1 =k2, b1 ≠ b2;
3) k1 ≠k2;
4) k1 ≠k2, b1 = b2.
Учащимся предлагается исследовать каждый из этих случаев и высказать вывод о расположении графиков линейных функций. После закрепления можно давать задания такого рода: исследовать графики функций в зависимости от значений параметра: а) у=ах+1, у=2ах-5. При этом необходимо добиться понимания того, что при равных угловых коэффициентах графики параллельны, при различных же графики пересекаются, при равных свободных членах и различных угловых коэффициентах графики пересекаются в точке оси ординат.
При изложении темы неравенства треугольника можно провести обсуждение следующих творческих заданий:
- В каких случаях можно построить треугольник, если даны длины его сторон:
а. 5, 6, 8 (построить можно);
б. 7, 14, 7 (получается отрезок);
в. 5, 16, 7 (нельзя построить).
- Обоснуйте, почему получаются такие результаты?
- Проверить гипотезу: если сторона, построенная первой, меньше суммы двух других сторон, то треугольник строится.
- Существует ли в первом случае какая-то закономерность между длинами сторон треугольника? (Проверяется гипотеза 5 см < 6 см + 8 см, значит, AB < BC + АС, 6 см < 5 см + 8 см, значит, ВС < АВ + АС, 8 см < 5 см + 6 см, значит, АС < АВ + ВС).
- Какой вывод можно сделать?
- Как это свойство можно сформулировать? (Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.)
- Почему нельзя построить треугольник в третьем случае? (В третьем случае треугольник построить нельзя, так как длина большей стороны больше суммы длин меньших сторон.)
В ходе обсуждения проблемного вопроса по теме «Теорема Виета» проводится дифференцированная работа:
- Исследовать уравнения: х2 + 5х + 6 = 0 (корни -2 и -3); х2 — х — 2 = 0 (корни -1 и 2); х2–2х — 15 = 0 (корни -2 и 5); х2 +3х — 10 = 0 (корни -5 и 2); х2 + х — 42 = 0 (корни -7 и 6).
- Составить таблицу результатов, найти закономерность и сделать вывод.
При обсуждении результатов ставятся такие вопросы:
- Есть ли связь между корнями решенных уравнений и его коэффициентами?
- Как это можно сформулировать?
- Как это можно доказать?
- Верна ли следующая гипотеза: если даны корни приведенного квадратного уравнения, то их сумма равна второму коэффициенту с противоположным знаком.
- Какая теорема называется обратной данной теореме?
- Составьте теорему, обратной к теореме: если сумма двух чисел равна второму коэффициенту с противоположным знаком, произведение их равно свободному члену, то эти числа являются корнями приведенного квадратного уравнения.
- Как с использованием обратной теоремы по заданным корням можно составлять квадратные уравнение?
- Какая теорема ‑ прямая или обратная, позволяет определять знаки корней квадратного уравнения?
- Как можно найти корни приведенного квадратного уравнения методом подбора?
При изучении теоремы Пифагора учащимся можно предложить на основе данных рисунков прямоугольных треугольников с данными сторонами заполнить таблицу, в которую вносятся квадраты сторон, суммы квадратов меньших сторон и сравнения с квадратом большой стороны (гипотенузы). В этой таблице записываются квадраты длин катетов и гипотенузы для каждого из данных треугольников: три треугольника и 3 строки таблицы.
Вопросы для обсуждения:
- Определите, как связаны катеты и гипотенуза в каждом из треугольников (как связаны квадраты катетов с квадратом гипотенузы). (Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов).
- Как называется эта теорема?
- Знаете ли вы способы доказателстьва этой теоремы?
- Что знаете о Пифагоре?
Демонстрируется презентация о теореме. В нем подчеркивается, что это самая известная теорема геометрии, с этой теоремой знакомы подавляющее большинство людей, а доказать ее могут лишь очень немногие.
Дан прямоугольныйтреугольник, а, в ‑ катеты, с ‑ гипотенуза. Доказать с2 =а2+в2
Доказательство.
- Рассмотрим прямоугольный треугольник с катетами, равными а и b, и гипотенузой, равной с.
- Построим, например, прямоугольный треугольник с катетами: a= 3 см, b = 2см.
- Достроим треугольник до квадрата со стороной .
- Площадь этого квадрата равна .
- Этот квадрат составлен из четырех равных прямоугольных треугольников с площадями и квадрата со стороной ,
- Значит.
- Вывод .
Сравнивают свой вывод с теоремой, предложенной в учебнике и известной как теорема Пифагора.
Большую пользу для развития мышления имеют задачи занимательного характера. Здесь необходимо подчеркнуть задачи исторического содержания. Такие, как связанные с именами ученых, писателей и других знаменитостей, например, задача Фибоначчи о кроликах, принцип Дирихле, задача Ньютона о коровах, задача Толстого об артели косцов, задача о фальшивых монетах, задачи из китайского трактата «Математика в девяти книгах», задачи из книги «Алиса в стране Зазеркалье». А также задачи тематического содержания: задачи на переливания, задачи на смеси; задачи, связанные с календарем; задача о Кенигсбергских мостах, задачи на четность, задачи на применение кругов Эйлера, задачи с логическим и комбинаторным содержанием, задачи из знаменитых сборников задач, например, из арифметики Магницкого, задачи из книг по занимательной математике, авторами которых являются Я. И. Перельман, Б. А. Кордемский, М. Гарднер и т. д.
Кроме того, для активизации мышления имеет значение решение задач и доказательство теорем различными способами. Например, учащимся можно предложить такие задания: найти различные способы решения квадратного уравнения; найти различные способы доказательства теоремы Пифагора, теоремы синусов и т. д. Можно применять такой метод, когда после решения любого уравнения или неравенства предложить найти способ решения и сравнить с предыдущим способом, определив, какой из них оптимальный, т. е. такой, который быстро приведет к решению задачи и с математической точки зрения изящен.
Резюмируя, можно сказать, что активизация мышления связана не только отбором содержания изучаемого материала, но и использованием методов обучения, которые позволяет эффективно управлять мыслительными действиями в процессе решения поставленных учебных проблем и корректировкой их при формировании у учащихся прочных и глубоких знаний и умений по математике.
Литература
- Семушин, А. Д.; Егоров, Е. Е.; Кретинин, О. С. Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения математике. – М.: Просвещение, 1981.
- Абдуллаев, А. Н.; Инатов, А. И.; Останов, К. О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики // Молодой ученый. Международный научный журнал, № 14(148), 2017, Ч. 7, с. 583–585.