Рынок электронной коммерции в Республике Узбекистан еще только формируется и набирает обороты, но тенденции развития мирового рынка уже ставят представителей бизнеса перед необходимостью внедрения интернет-технологий в ежедневную практику.
Среди предпринимателей растет понимание, что интернет — перспективная среда для ведения бизнеса, имеющая свою специфику, но подчиняющаяся общим бизнес-законам. В интернете ищут клиентов, создают и развивают различные интернет-магазины, участвуют в торгах, создают решения поддержки собственного бизнеса.
Однако, существуют серьезные препятствия на пути развития электронной коммерции в Республике Узбекистан, наиболее существенными из которых являются недостаточное развитие законодательной базы, консерватизм банков, несовершенство методов защиты информации. [2]
Имеющиеся сегодня в Республике Узбекистан фрагменты информационных, электронно-торговых систем носят замкнутый (корпоративный) характер, не отвечают задаче широкого внедрения и развития ИКТ в государственном секторе, направлениям межгосударственных сотрудничеств, развиваются без государственной поддержки и координации, не объединены единой методологией, стандартами и системно-техническими решениями, не содержат общих правил, регламентов и форм электронного обмена данными, и охватывают очень малую часть национальных производителей и поставщиков. Как следствие отсутствует общее информационное пространство реального сектора экономики, государство ежегодно несет значительные потери во взаимной производственной и торговой кооперации. Довольно распространенная на сегодняшний день ошибка — это отсутствие у создателей торговой площадки четких представлений о том, кто будет ее клиентом, какие функции должна обеспечивать торговая система, какого типа программное обеспечение должно быть внедрено.
Нередко встречаются случаи, когда компания рассматривает в качестве искомой электронной системы некий гибрид нескольких программ, интеграция которых в единый комплекс может оказаться непосильной задачей. [2]
Даже прекрасная торговая система не сможет доказать свое право на жизнь, если не сможет привлечь достаточного числа активных участников торгов. Определение рыночной ниши и готовности потенциальных клиентов воспользоваться услугами площадки является важнейшим условием успешности проекта.
Стремительное развитие информационных технологий является глобальной тенденцией развития мировой экономики за последние десятилетия. В современном динамично развивающимся мире ИКТ (Информационно-коммуникационных технологий) играют роль локомотивы экономического развития, помогает стимулировать приток прямых иностранных инвестиций, способствует созданию новых рабочих мест и сокращению ненужных издержек. Отсюда развитие электронного бизнеса можно напрямую соотнести с развитием ИКТ.
Развитие информационных технологий является особенно актуальным для развивающихся стран, в частности для стран с переходной экономикой, так как отставание в развитии ИКТ грозит все более расширяющимся «цифровым разрывом между развитыми и развивающимися странами, что в конечном итоге может привести к изоляции страны от развитого мира. [1]
Узбекистан является единственной страной (кроме Лихтенштейна) который дважды окружен сушей, т. е. для выходя в океан нужно пересечь как минимум две страны что значительно способствовало изолированности страны от развитого мира.
Из за отсутствия выхода к морю и удаленности от развитых стран мира транспортные издержки очень высокие для экспорта, что ухудшает его конкурентоспособность на мировом рынке, а также обмен идеями, ноу-хау и опытом происходит очень медленно.
Общим положительным фактором повышения уровня электронной готовности Узбекистана, стало распространение высокоскоростного доступа к Интернету развитие мобильной связи, принятие новых правовых актов в области ИКТ. Развитию информационного общества способствовало также постепенное либерализация рынка телекоммуникаций. Особые значения имели разработки и реализации правительственных программ развития ИКТ и укрепление информационной инфраструктуры. [1]
В последнее время государство начало играть существенную и определяющую роль в создании и стимулировании развития благоприятной среды для развития информационных технологий в стране. Одновременно на действенные меры по внедрению ИКТ в самом правительстве. Решение об «Электронном правительстве», т. е. переход правительственных учреждений в систему on-line и обеспечение единых электронных средств коммуникаций между государственных сектором и гражданами страны станут наиболее убедительными примеры того, что Республика Узбекистан серьезна в своих намерениях вступлении в современную информационную эру. Учитывая особые значения внедрения ИКТ в государственном управлении правительством страны подготовлен проект «программы внедрения электронных технологий в государственном управлении на период 2003–2010гг», в котором предусмотрены действенные меры по широкому внедрения электронного документооборота в работе государственного управлению, улучшению уровня предоставления услуг гражданам и обеспечению открытости принятия правительственных решений.
Пока развитие электронного правительства в республике в целом находится на первом уровне, т. е. имеются web-порталы и web-сайты государственных органов управления, где пока только представлен информация об государственных услугах, размещены сведения общего характера, например часы работы, списки контактных лиц и номера телефонов. Правительственные интернет ресурсы пока носят информационный характер.
В государственных органах компьютеры все еще используются, в основном, для осуществления бухгалтерского учета, учета и оформления документации, обобщения и хранения информации в электронном виде. Использование интернета протекает преимущественно односторонне, т. е. интернет в основном используется для получения информации из сети.
В последние годы существенно увеличилось число организаций, имеющих собственные web-сайты. Однако лишь не многие из них имеют настоящий корпоративный портал. Небольшое число организаций имеет местные сети, используемые для внутреннего обмена информацией. Наиболее компьютеризированными являются банковские системы, налоговые и таможенные службы, службы МВД, МИД, ГНК и других государственных органов.
В целом численность занятого населения использующего средства ИКТ в своей профессиональной деятельности составляет половину общего числа занятых. Основная доля использующих ИКТ приходится на г. Ташкент, где сосредоточена примерно половина всех компьютеров страны. [2]
В стране достаточно развита информационная инфраструктура, имеются альтернативные операторы связи. Быстрыми темпами увеличиваются численность пользователей интернет и абонентов беспроводной связи, объем внешних каналов доступа к Интернету, количество пунктов коллективного доступа к интернету.
Литература:
- Асамов Б. М. Развитие электронной коммерции в Республике Узбекистан при условии вступления в ВТО. – Т. ФАН: 2015.
- Бажанова Т. Т. Определение и сфера действия универсальной почтовой службы в Узбекистане. Журнал «Техника и технологии», № 10, 2013.