Особенные качества в детском хоровом пении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 14.06.2017

Статья просмотрена: 1671 раз

Библиографическое описание:

Хасанова, Х. С. Особенные качества в детском хоровом пении / Х. С. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 403-406. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44440/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье говорится о развитии детского хорового пения и о различии детских голосов, а также о том, на что надо обратить внимание, чтобы детский хор смог достичь высокого уровня и больших успехов.

Ключевые слова: хор, хормейстер, октава, хоровое пение, детские голоса, распевка, постановка голоса, грудное дыхание.

Хоровое пение является массово-культурным жанром. Известно, что хоровое пение не является свойственным жанром для узбекской традиционной музыки, но в 30–40 годах ХХ века хор заинтересовал узбекских композиторов и искусствоведов. С этих времен они начали искать и внедрять ряд методик формирования узбекского хорового искусства. Иметь понятие о каждом голосе в хоровом коллективе и создать новые произведения, учитывая возможности этих голосов, является самым важным качеством композитора или хормейстера. В развитии детского хорового пения голос и его особенности являются самым важным критерием. Детские голоса по акустическим аспектам похожи на женские, но всё же и они отличаются друг от друга. Во-первых, диапазон детского голоса намного меньше и характер звучания является более особенным. Во-вторых, детские голоса отличаются от женских голосов яркостью и прозрачностью. В-третьих, звонкий и очень чистый тон характерен детским голосам. По анатомическим аспектам детские голосовые связки отличаются от женских голосовых связок своей эластичностью, и, благодаря этому, детские голоса звучат более звонко в высоких нотах. Детские голоса различаются на сопрано или дискант (самый высокий голос мальчиков) и альт. Сопрано или дискант является самым высоким детским голосом. Он очень лёгкий, может изменить свои направления и слышится очень мягко. Эти же качества дают шансы исполнять в основном мелодическом направлении на профессиональном уровне. Диапазон сопрано считается от первой октавы «до» до второй октавы «соль». А диапазон детского альта считается от малой октавы «ля» до второй октавы «ре».

Image_02

Рис. 1.

Детские голоса условно можно разделить на 3 группы:

  1. Группа маленьких возрастов, то есть с самых малых до 10–11 лет. В этом возрасте диапазон голоса не превышает одну октаву. Например, он считается от первой октавы «до» до второй октавы «до», или от первой октавы «ре» до второй октавы «ре». В этом возрасте голос мальчиков и девочек не различается. Репертуар хора составляет 2–3 несложные детские песни. Эта группа является самым важным этапом развития слуха, умение слушать друг друга и сохранить чистоту голоса во время пения.
  2. Группа средних возрастов. В этой группе участвуют дети от 11–12 до 13–14 лет. У детей таких возрастов появляется звон в груди, диапазон голоса расширяется. У них диапазон голоса можно считать от первой октавы «до» до второй октавы «ми», «фа». В 13–14 лет голос детей обогащается силой и исполнением. У мальчиков появляется грудной голос и постепенно усиливается. А у девочек появляется тембр женского голоса. Сопрано от первой октавы «до», «ре» до второй октавы «фа», «соль». Альт от первой малой октавы «ля» до второй октавы «ре», «ми». В этом возрасте звук голоса детей расширяется и начинает иметь гораздо больше вариантов. В репертуар можно включить гармонические и легко полифонические произведения. А также можно научить петь 2–3 голосовые песни.
  3. Группа взрослых детей. В хоре участвуют 14–16-летние дети. В этом возрасте голос детей бывает в периоде формирования и развития. Звучание голоса сходно со звучанием женского зрелого голоса. Диапазон расширяется на 1,5–2 октавы. У мальчиков четко отличается грудной звук. У них происходит «мутация» голоса, то есть в это время голосовые связки изменяют свою форму и свойства. Чтобы сохранить яркость и красоту голоса, для мальчиков выбирается специальные, небольшие части произведений. У девочек формирование голоса заканчивается и считается развитым голосом. В репертуар хоровой группы взрослых детей можно включить произведения композиторов разных времен. Надо отметить, что диапазон каждой партии можно расширить. Например, сопрано от второй октавы «ля», «си» до третьей октавы «до». Альт до малой октавы «соль».

14

Рис. 2.

В процессе работы с хоровой группой маленьких возрастов хормейстер должен определить примарную территорию голосов детей и по максимальной возможности должен найти произведение с удобным диапазоном для детей. Это очень важно, потому что правильный выбор произведения, может стать основой успеха хоровой группы в будущем и считается важным фактором, наглядно показывая труд хормейстера.

До мутационного возраста голоса детей примарная точка считается «фа», «соль», «ля» в первой октаве, и начать распевку именно с этих звуков целесообразно. Многие музыкальные педагоги примарную точку считают более низкой, и в итоге голоса детей быстро устают. Не надо забывать, что примарная территория до мутационного периода голоса может быть между разными звуками.

Правильно составленная распевка для начинающих маленьких певцов помогает им развить звуковысотный слух, лучше узнать диапазон своего голоса, научиться себя слушать и верно интонировать песни в дальнейшем. Распевка — это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Для распевки выделяется 10–15 минут, и такие упражнения стоя дают хороший результат. Во время распевки гаммы можно определить голос ребенка, то есть определяется тембр голоса и выделяется альт и сопрано.

img_444

Рис. 3.

Многие специалисты считают, что дети во время пения должны использовать грудное дыхание. Хормейстер на каждом уроке должен проверять, правильно ли ученик дышит во время распевки и пения. Конечно же, будет результативней, если он покажет правильное дыхание на себе. Когда ученик дышит через нос, плечи не должны подниматься и руки должны быть в свободном состоянии. И это считается правильным положением ученика во время распевки и пения. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника.

Постановка голоса также имеет главное значение в развитии певческого искусства детей. Процесс преподавания можно разделить на две части:

  1. Распевка голоса и приведение его в рабочее состояние.
  2. Развивать хоровое пение — вокальные навыки, достигая качественного и красивого исполнения произведения.

В каждой работе бывают проблемы. А какие проблемы в хоровом пении детей? Неправильное формирование голоса, неправильная дикция, неправильное певческое дыхание и ряд таких проблем встречается в работе хормейстеров или педагогов музыкального преподавания. Но работа над ошибками, развитие профессионализма, разработка новых методик поможет нам достичь высоких целей. Каждый хормейстер и музыкальный педагог не должен упустить малейшие детали в развитии голоса и искусства пения детей.

Литература

  1. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве М.: Музыка, 1980.
  2. Богданова, Т. С. Основы хороведения. Учебное пособие. — Минск. 2009.
  3. Струве, Г. А. Школьный хор. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1981.
Основные термины (генерируются автоматически): голос, хоровое пение, втора, детская, диапазон голоса, время пения, голос детей, грудное дыхание, детское хоровое пение, правильное дыхание.


Ключевые слова

хор, хоровое пение, хормейстер, октава, детские голоса, распевка, постановка голоса, грудное дыхание

Похожие статьи

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

О роли концертмейстера в вокальном классе

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном классе, специфика работы концертмейстера, особенности и характеристика аккомпаниатора. А также приведены примеры и отзывы известных деятелей искусств в данной области.

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте

Рассматривается возможность посредством хорового пения развивать музыкальные способности во внеурочное время у младших школьников. Подчеркивается, что хоровое пение способствует гармоничному физиологическому и психическому развитию ребенка. Рассматри...

Дыхание в развитии речи детей

В статье рассказывается о важности речевого дыхания в развитии речи ребенка. Представлены игровые упражнения, которые могут применяться в работе с детьми.

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Современные технологии в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

Похожие статьи

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

О роли концертмейстера в вокальном классе

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном классе, специфика работы концертмейстера, особенности и характеристика аккомпаниатора. А также приведены примеры и отзывы известных деятелей искусств в данной области.

Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства

Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и...

Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте

Рассматривается возможность посредством хорового пения развивать музыкальные способности во внеурочное время у младших школьников. Подчеркивается, что хоровое пение способствует гармоничному физиологическому и психическому развитию ребенка. Рассматри...

Дыхание в развитии речи детей

В статье рассказывается о важности речевого дыхания в развитии речи ребенка. Представлены игровые упражнения, которые могут применяться в работе с детьми.

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Современные технологии в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

Задать вопрос