В статье говорится о развитии детского хорового пения и о различии детских голосов, а также о том, на что надо обратить внимание, чтобы детский хор смог достичь высокого уровня и больших успехов.
Ключевые слова: хор, хормейстер, октава, хоровое пение, детские голоса, распевка, постановка голоса, грудное дыхание.
Хоровое пение является массово-культурным жанром. Известно, что хоровое пение не является свойственным жанром для узбекской традиционной музыки, но в 30–40 годах ХХ века хор заинтересовал узбекских композиторов и искусствоведов. С этих времен они начали искать и внедрять ряд методик формирования узбекского хорового искусства. Иметь понятие о каждом голосе в хоровом коллективе и создать новые произведения, учитывая возможности этих голосов, является самым важным качеством композитора или хормейстера. В развитии детского хорового пения голос и его особенности являются самым важным критерием. Детские голоса по акустическим аспектам похожи на женские, но всё же и они отличаются друг от друга. Во-первых, диапазон детского голоса намного меньше и характер звучания является более особенным. Во-вторых, детские голоса отличаются от женских голосов яркостью и прозрачностью. В-третьих, звонкий и очень чистый тон характерен детским голосам. По анатомическим аспектам детские голосовые связки отличаются от женских голосовых связок своей эластичностью, и, благодаря этому, детские голоса звучат более звонко в высоких нотах. Детские голоса различаются на сопрано или дискант (самый высокий голос мальчиков) и альт. Сопрано или дискант является самым высоким детским голосом. Он очень лёгкий, может изменить свои направления и слышится очень мягко. Эти же качества дают шансы исполнять в основном мелодическом направлении на профессиональном уровне. Диапазон сопрано считается от первой октавы «до» до второй октавы «соль». А диапазон детского альта считается от малой октавы «ля» до второй октавы «ре».
Рис. 1.
Детские голоса условно можно разделить на 3 группы:
- Группа маленьких возрастов, то есть с самых малых до 10–11 лет. В этом возрасте диапазон голоса не превышает одну октаву. Например, он считается от первой октавы «до» до второй октавы «до», или от первой октавы «ре» до второй октавы «ре». В этом возрасте голос мальчиков и девочек не различается. Репертуар хора составляет 2–3 несложные детские песни. Эта группа является самым важным этапом развития слуха, умение слушать друг друга и сохранить чистоту голоса во время пения.
- Группа средних возрастов. В этой группе участвуют дети от 11–12 до 13–14 лет. У детей таких возрастов появляется звон в груди, диапазон голоса расширяется. У них диапазон голоса можно считать от первой октавы «до» до второй октавы «ми», «фа». В 13–14 лет голос детей обогащается силой и исполнением. У мальчиков появляется грудной голос и постепенно усиливается. А у девочек появляется тембр женского голоса. Сопрано от первой октавы «до», «ре» до второй октавы «фа», «соль». Альт от первой малой октавы «ля» до второй октавы «ре», «ми». В этом возрасте звук голоса детей расширяется и начинает иметь гораздо больше вариантов. В репертуар можно включить гармонические и легко полифонические произведения. А также можно научить петь 2–3 голосовые песни.
- Группа взрослых детей. В хоре участвуют 14–16-летние дети. В этом возрасте голос детей бывает в периоде формирования и развития. Звучание голоса сходно со звучанием женского зрелого голоса. Диапазон расширяется на 1,5–2 октавы. У мальчиков четко отличается грудной звук. У них происходит «мутация» голоса, то есть в это время голосовые связки изменяют свою форму и свойства. Чтобы сохранить яркость и красоту голоса, для мальчиков выбирается специальные, небольшие части произведений. У девочек формирование голоса заканчивается и считается развитым голосом. В репертуар хоровой группы взрослых детей можно включить произведения композиторов разных времен. Надо отметить, что диапазон каждой партии можно расширить. Например, сопрано от второй октавы «ля», «си» до третьей октавы «до». Альт до малой октавы «соль».
Рис. 2.
В процессе работы с хоровой группой маленьких возрастов хормейстер должен определить примарную территорию голосов детей и по максимальной возможности должен найти произведение с удобным диапазоном для детей. Это очень важно, потому что правильный выбор произведения, может стать основой успеха хоровой группы в будущем и считается важным фактором, наглядно показывая труд хормейстера.
До мутационного возраста голоса детей примарная точка считается «фа», «соль», «ля» в первой октаве, и начать распевку именно с этих звуков целесообразно. Многие музыкальные педагоги примарную точку считают более низкой, и в итоге голоса детей быстро устают. Не надо забывать, что примарная территория до мутационного периода голоса может быть между разными звуками.
Правильно составленная распевка для начинающих маленьких певцов помогает им развить звуковысотный слух, лучше узнать диапазон своего голоса, научиться себя слушать и верно интонировать песни в дальнейшем. Распевка — это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Для распевки выделяется 10–15 минут, и такие упражнения стоя дают хороший результат. Во время распевки гаммы можно определить голос ребенка, то есть определяется тембр голоса и выделяется альт и сопрано.
Рис. 3.
Многие специалисты считают, что дети во время пения должны использовать грудное дыхание. Хормейстер на каждом уроке должен проверять, правильно ли ученик дышит во время распевки и пения. Конечно же, будет результативней, если он покажет правильное дыхание на себе. Когда ученик дышит через нос, плечи не должны подниматься и руки должны быть в свободном состоянии. И это считается правильным положением ученика во время распевки и пения. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника.
Постановка голоса также имеет главное значение в развитии певческого искусства детей. Процесс преподавания можно разделить на две части:
- Распевка голоса и приведение его в рабочее состояние.
- Развивать хоровое пение — вокальные навыки, достигая качественного и красивого исполнения произведения.
В каждой работе бывают проблемы. А какие проблемы в хоровом пении детей? Неправильное формирование голоса, неправильная дикция, неправильное певческое дыхание и ряд таких проблем встречается в работе хормейстеров или педагогов музыкального преподавания. Но работа над ошибками, развитие профессионализма, разработка новых методик поможет нам достичь высоких целей. Каждый хормейстер и музыкальный педагог не должен упустить малейшие детали в развитии голоса и искусства пения детей.
Литература
- Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве М.: Музыка, 1980.
- Богданова, Т. С. Основы хороведения. Учебное пособие. — Минск. 2009.
- Струве, Г. А. Школьный хор. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1981.