Изучение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения. Контрольный этап | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 17.06.2017

Статья просмотрена: 1236 раз

Библиографическое описание:

Мичурина, Ю. Д. Изучение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения. Контрольный этап / Ю. Д. Мичурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 361-363. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44527/ (дата обращения: 16.11.2024).



Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования главной задачей становится формирование у младших школьников умение учиться, т. е. формирование универсальных учебных действий (УУД).

Уже сейчас начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка, то есть систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Значимая роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явления и формулировку цели [1, с.36].

Перед педагогами стоит проблема выявления педагогических условий и поиска путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Для проверки уровня сформированности познавательных учебных действий нами был проведен констатирующий этап (май 2016г.) на базе 1 «Б» МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска» — ЭГ-1; 1 «А» МАОУ «СОШ № 147» г. Челябинска — ЭГ-2; 1–3 МАОУ СОШ № 15 (филиал) г. Челябинска — КГ-1.

Для изучения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в исследовании нами были использованы: задание «Отсутствующая буква», тест «Найди несколько различий», методика «Выделение существенных признаков».

Целью этапа было выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица результатов констатирующего этапа эксперимента

Группа

«Отсутствующая буква»

«Найди несколько различий»

«Выделение существенных признаков»

В.

Ср.

Н.

В.

Ср.

Н.

В.

Ср.

Н.

ЭГ-1

20 %

60 %

20 %

33 %

50 %

17 %

23 %

57 %

20 %

ЭГ-2

33 %

50 %

17 %

33 %

46 %

20 %

37 %

46 %

17 %

КГ-1

23 %

57 %

20 %

30 %

56 %

14 %

24 %

56 %

20 %

По результатам всех трех методик можно сделать вывод о том, что уровень развития познавательных универсальных учебных действий, у младших школьников, средний.

Целью формирующего этапа (сентябрь — апрель 2016–2017 г.г.) экспериментальной работы была разработка и внедрение рабочей тетради «Решаю сам» для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 2 класса на уроках математики.

Целью этой рабочей тетради является формирование познавательных универсальных учебных действий, а именно таких как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение и выделение существенных признаков.

Материал рабочей тетради может быть использован для организации и проведения математических олимпиад, организации кружковых занятий; работы по решению математических задач в качестве дополнительного задания на уроке или задания для домашней работы.

Выполнение заданий тетради позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения по математике. Кроме того, задачи направлены на то, чтобы развить у учащихся интерес к математике.

Рабочая тетрадь «Решаю сам» состоит из пяти разделов. В каждом разделе представлены задания и упражнения, которые соответствуют заданной тематике. Помимо основных упражнений, в разделах также присутствуют здания-разминки, которые помогут ученику настроиться на работу. Также после каждого упражнения есть графа, где ученик может оценить свои силы. В конце каждого раздела, также присутствует графа самооценивания, но только здесь оценивается понимание учеником всего раздела в целом. В конце рабочей тетради есть «Лист достижений», где ученик может записывать свои результаты по проведенным самостоятельным работам.

Рабочая тетрадь «Решаю сам» полностью внедрялась в ЭГ-1 и в ЭГ-2. Эти группы работали с тетрадью в течение всего учебного года. Тетрадь являлась дополнительным инструментом к уроку. Задания из тетради применялись на начальных этапах урока, либо для совместного решения учеников с учителем, либо для самостоятельного решения на уроке или в качестве домашнего задания.

В КГ-1 рабочая тетрадь «Решаю сам» внедрялась не в полном объёме. Группе было предоставлено только два раздела из тетради по выбору педагога, которые в будущем он реализовывал на своих уроках.

Так как все три группы обучаются по разным учебно–методическим комплексам, то задания в тетради были подобраны с учетом материала, изучаемого в начальной школе.

На контрольном этапе работы (май 2017г.), целью которого являлось выявление изменений, произошедших в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, нами была повторно проведена диагностика.

Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводная таблица результатов контрольного этапа эксперимента

Группа

«Отсутствующая буква»

«Найди несколько различий»

«Выделение существенных признаков»

В.

Ср.

Н.

В.

Ср.

Н.

В.

Ср.

Н.

ЭГ-1

50 %

33 %

17 %

56 %

30 %

13 %

46 %

36 %

17 %

ЭГ-2

53 %

33 %

13 %

56 %

26 %

17 %

50 %

40 %

10 %

КГ-1

33 %

46 %

20 %

46 %

40 %

13 %

36 %

46 %

17 %

Для наглядности результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента были представлены на рисунке 1 и рисунке 2.

Рис. 1. Констатирующий этап эксперимента

Рис. 2. Контрольный этап эксперимента

По данным результатам экспериментальной работы мы можем сделать вывод о том, что уровень познавательных универсальных учебных действий у учащихся увеличился. В ЭГ-1 и ЭГ-2 разница результатов констатирующего и контрольного этапов ощутима, в КГ-1 так же улучшились результаты, но не в большом объеме.

Рабочая тетрадь, внедренная на формирующем этапе работы, помогла учащимся повысить свои результаты.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. –151 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочая тетрадь, действие, констатирующий этап эксперимента, контрольный этап эксперимента, челябинск, школьник, группа, задание, сводная таблица результатов, экспериментальная работа.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей как условие подготовки ребенка к школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Задать вопрос