Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования главной задачей становится формирование у младших школьников умение учиться, т. е. формирование универсальных учебных действий (УУД).
Уже сейчас начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка, то есть систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Значимая роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явления и формулировку цели [1, с.36].
Перед педагогами стоит проблема выявления педагогических условий и поиска путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для проверки уровня сформированности познавательных учебных действий нами был проведен констатирующий этап (май 2016г.) на базе 1 «Б» МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска» — ЭГ-1; 1 «А» МАОУ «СОШ № 147» г. Челябинска — ЭГ-2; 1–3 МАОУ СОШ № 15 (филиал) г. Челябинска — КГ-1.
Для изучения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в исследовании нами были использованы: задание «Отсутствующая буква», тест «Найди несколько различий», методика «Выделение существенных признаков».
Целью этапа было выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица результатов констатирующего этапа эксперимента
Группа |
«Отсутствующая буква» |
«Найди несколько различий» |
«Выделение существенных признаков» |
||||||
В. |
Ср. |
Н. |
В. |
Ср. |
Н. |
В. |
Ср. |
Н. |
|
ЭГ-1 |
20 % |
60 % |
20 % |
33 % |
50 % |
17 % |
23 % |
57 % |
20 % |
ЭГ-2 |
33 % |
50 % |
17 % |
33 % |
46 % |
20 % |
37 % |
46 % |
17 % |
КГ-1 |
23 % |
57 % |
20 % |
30 % |
56 % |
14 % |
24 % |
56 % |
20 % |
По результатам всех трех методик можно сделать вывод о том, что уровень развития познавательных универсальных учебных действий, у младших школьников, средний.
Целью формирующего этапа (сентябрь — апрель 2016–2017 г.г.) экспериментальной работы была разработка и внедрение рабочей тетради «Решаю сам» для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 2 класса на уроках математики.
Целью этой рабочей тетради является формирование познавательных универсальных учебных действий, а именно таких как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение и выделение существенных признаков.
Материал рабочей тетради может быть использован для организации и проведения математических олимпиад, организации кружковых занятий; работы по решению математических задач в качестве дополнительного задания на уроке или задания для домашней работы.
Выполнение заданий тетради позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения по математике. Кроме того, задачи направлены на то, чтобы развить у учащихся интерес к математике.
Рабочая тетрадь «Решаю сам» состоит из пяти разделов. В каждом разделе представлены задания и упражнения, которые соответствуют заданной тематике. Помимо основных упражнений, в разделах также присутствуют здания-разминки, которые помогут ученику настроиться на работу. Также после каждого упражнения есть графа, где ученик может оценить свои силы. В конце каждого раздела, также присутствует графа самооценивания, но только здесь оценивается понимание учеником всего раздела в целом. В конце рабочей тетради есть «Лист достижений», где ученик может записывать свои результаты по проведенным самостоятельным работам.
Рабочая тетрадь «Решаю сам» полностью внедрялась в ЭГ-1 и в ЭГ-2. Эти группы работали с тетрадью в течение всего учебного года. Тетрадь являлась дополнительным инструментом к уроку. Задания из тетради применялись на начальных этапах урока, либо для совместного решения учеников с учителем, либо для самостоятельного решения на уроке или в качестве домашнего задания.
В КГ-1 рабочая тетрадь «Решаю сам» внедрялась не в полном объёме. Группе было предоставлено только два раздела из тетради по выбору педагога, которые в будущем он реализовывал на своих уроках.
Так как все три группы обучаются по разным учебно–методическим комплексам, то задания в тетради были подобраны с учетом материала, изучаемого в начальной школе.
На контрольном этапе работы (май 2017г.), целью которого являлось выявление изменений, произошедших в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, нами была повторно проведена диагностика.
Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сводная таблица результатов контрольного этапа эксперимента
Группа |
«Отсутствующая буква» |
«Найди несколько различий» |
«Выделение существенных признаков» |
||||||
В. |
Ср. |
Н. |
В. |
Ср. |
Н. |
В. |
Ср. |
Н. |
|
ЭГ-1 |
50 % |
33 % |
17 % |
56 % |
30 % |
13 % |
46 % |
36 % |
17 % |
ЭГ-2 |
53 % |
33 % |
13 % |
56 % |
26 % |
17 % |
50 % |
40 % |
10 % |
КГ-1 |
33 % |
46 % |
20 % |
46 % |
40 % |
13 % |
36 % |
46 % |
17 % |
Для наглядности результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента были представлены на рисунке 1 и рисунке 2.
Рис. 1. Констатирующий этап эксперимента
Рис. 2. Контрольный этап эксперимента
По данным результатам экспериментальной работы мы можем сделать вывод о том, что уровень познавательных универсальных учебных действий у учащихся увеличился. В ЭГ-1 и ЭГ-2 разница результатов констатирующего и контрольного этапов ощутима, в КГ-1 так же улучшились результаты, но не в большом объеме.
Рабочая тетрадь, внедренная на формирующем этапе работы, помогла учащимся повысить свои результаты.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. –151 с.