Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в различных областях жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве.
Уличное движение, различные виды отдыха, учреждения культуры, торговля, информация, пропаганда и агитация — все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы.
Технические средства освещения в последние годы значительно усложнились. Появились и внедрены новые типы ламп накаливания, различные типы газоразрядных источников света с использованием и без использования люминесценции, световые приборы сложной конструкции.
За последние два-три десятилетия искусственное освещение стало неотъемлемым элементом градостроительства при создании новых и реконструкции старых городов.
Искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, охранное и дежурное.
Аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное.
Для общего искусственного освещения помещений следует использовать, как правило, разрядные источники света, отдавая предпочтение при равной мощности источникам света с наибольшей световой отдачей и сроком службы.
Световая отдача источников света для общего искусственного освещения помещений при минимально допустимых индексах цветопередачи не должна быть меньше значений, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Тип источника света |
Световая отдача, лм/Вт, не менее, при минимально допустимых индексах цветопередачи, |
|||
|
|
|
|
|
Люминесцентные лампы |
65 |
75 |
- |
- |
Компактные люминесцентные лампы |
70 |
- |
- |
- |
Металлогалогенные лампы |
75 |
90 |
- |
- |
Дуговые ртутные лампы |
- |
- |
55 |
- |
Натриевые лампы высокого давления |
- |
75 |
- |
100 |
Искусственное освещение может быть двух систем — общее освещение и комбинированное освещение.
Рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. Для помещений, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работы, необходимо раздельное управление освещением таких зон.
При необходимости часть светильников рабочего или аварийного освещения может использоваться для дежурного освещения.
Нормируемые характеристики освещения в помещениях и снаружи зданий могут обеспечиваться как светильниками рабочего освещения, так и совместным действием с ними светильников освещения безопасности и (или) эвакуационного освещения.
Освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий.
Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части.
Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий — 4 лк и при покрытии низшего типа — 2 лк.
В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.
Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.
Средняя горизонтальная освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по табл. 2, а в вечернем и ночном режимах равной 50 лк.
В тоннелях длиной более 100 м при значительном экранировании небосвода над въездным порталом в поле зрения водителя окружающей застройкой, естественными возвышениями и др., а также при интенсивности движения менее 600 транспортных единиц в час следует снижать максимальную величину средней горизонтальной освещенности на въезде на одну ступень с пропорциональным уменьшением остальных освещенностей въездной зоны. Средняя горизонтальная освещенность внутренней зоны тоннелей постоянна и составляет во всех случаях 50 лк: в тоннелях с односторонним движением до выездного портала, а при движении в обоих направлениях — между концами обоих въездных зон.
Во въездной зоне тоннелей с односторонним движением должна использоваться система «встречного освещения», а с движением в обоих направлениях — система «симметричного освещения».
При длине тоннеля до 60 м средняя горизонтальная освещенность должна быть 50 лк во всех режимах.
Транспортные тоннели длиной более 100 м должны оборудоваться световыми указателями запасных выходов и направлений движения к ним.
В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 0,25 % ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям табл. 3
Таблица 2
Длина тоннеля, м |
Скорость движения, км/ч |
Система освещения |
Средняя горизонтальная освещенность (лк) покрытия проезжей части на расстоянии от начала въездного портала, м |
|||||||||||||
10–30 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
500 иболее |
|||
60–100 |
60 80 100 |
ВСТРЕЧНАЯ ВСТРЕЧНАЯ ВСТРЕЧНАЯ |
500 600 750 |
250 500 750 |
100 300 500 |
50 100 120 |
||||||||||
более 100 |
60 80 100 60 80 100 |
ВСТРЕЧНАЯ ВСТРЕЧНАЯ ВСТРЕЧНАЯ СИМЕТР. СИМЕТР. СИМЕТР. |
1250 1500 2000 2000 2500 3000 |
740 1500 2000 1200 2500 3000 |
280 1050 2000 500 1750 3000 |
160 600 1700 250 1000 2550 |
110 330 1300 180 530 2000 |
80 210 940 120 340 1400 |
60 160 530 90 220 900 |
50 120 360 80 180 580 |
50 80 195 50 115 300 |
50 50 120 50 80 200 |
50 50 90 50 65 140 |
50 50 80 50 50 110 |
50 50 50 50 50 80 |
50 50 50 50 50 50 |
Примечание: В табл. 2 ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.
Таблица 3
Освещаемые объекты |
Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м |
||||
5 |
25 |
50 |
75 |
100 и более |
|
Тоннель местного значения |
250 |
250 |
150 |
100 |
50 |
Тоннель с проемами в одной стене |
150 |
150 |
100 |
75 |
50 |
Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности: св. 6 лк — не более 3:1, от 4 до 6 лк — не более 5:1, менее 4 лк — не более 10:1.
Нормы освещения разрешается увеличивать в столицах суверенных республик, городах-героях, исторических, курортных и портовых городах республиканского значения, а также в крупнейших и крупных городах:
а) на 0,2–0,4 — для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с усовершенствованными типами покрытий;
б) до 20 лк — для осветительных установок непроезжих частей площадей категорий А и Б и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;
в) до 10 лк — для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.
В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50 % ее нормируемого уровня наружного освещения.
Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:
на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;
на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины.
На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 , или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.
Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл. 9.
На улицах категорий А и Б установки наружного освещения всех видов не должны создавать на окнах жилых зданий вертикальную освещенность, превышающую:
– 7 лк при норме средней яркости проезжей части 0,4 ;
– 10 лк при норме 0,6–1,0 ;
– 20 лк при норме 1,2–1,6 .
На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.
В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением — преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.
Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09.
Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без применения специального инструмента.
В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Сила света светильников в плоскости, параллельной оси проезжей части не должна превышать под углами 75°, 80°, 85° и 90° соответственно 50, 20, 10 и 0 кд на 1000 лм.
Высота расположения светильников на стенах тоннеля должна быть не менее 4 м.
В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями:
– с лампами ДНАТ (ДНАС) мощностью до 110 Вт;
– с лампами ДРИ мощностью 70 Вт;
– с лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт;
– с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт;
– а также протяженные световоды с лампами мощностью до 400 Вт.
На территории открытых рынков и торговых ярмарок средняя горизонтальная освещенность площадок, проездов, проходов между рядами павильонов, палаток, контейнеров и др. должна быть не менее 10 лк вне зависимости от их категории и занимаемой площади.
Отношение вертикальной освещенности к горизонтальной должно быть не менее 1:2. При этом вертикальная освещенность определяется в поперечной плоскости к оси проезда на высоте 1,5 м; горизонтальная освещенность — на уровне покрытия.
После закрытия рынка или торговой ярмарки допускается снижать уровень средней горизонтальной освещенности до 4 лк. При этом минимальная освещенность не должна быть менее 2 лк.
В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть 2 лк.
На территории автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам с транспортным движением, светильники рассеянного света должны устанавливаться на высоте не менее 3 м при световом потоке ламп до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм. Для освещения указанных объектов не допускается применять прожекторы, расположенные на крышах и навесах и направленные в сторону улицы или дороги.
При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более, устанавливаемые на них световые приборы должны иметь максимум силы света под углом не более 65° к вертикали. Высота светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
Над каждым входом в здание или рядом с ним должны быть установлены светильники, обеспечивающие уровни средней горизонтальной освещенности не менее:
– на площадке основного входа — 6 лк;
– запасного или технического входа — 4 лк;
– на пешеходной дорожке длиной 4 м у основного входа в здание — 4 лк;
– у запасного или технического входа — 2 лк.
Литература:
- Вернеску Д., Эне А., Естественное освещение в архитектуре и градостроительстве. М.: Стройиздат, 1983. — 88 с.
- Волоцкой Н. В., Светотехника. М.: Стройиздат, 1979. — 142 с.
- Дамский А. И., Электрическое освещение в архитектуре города. М., Стройиздат, 1970.