Подходы и методы изучения внутренней среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 17.06.2017

Статья просмотрена: 6586 раз

Библиографическое описание:

Шумский, А. Д. Подходы и методы изучения внутренней среды / А. Д. Шумский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44534/ (дата обращения: 16.11.2024).



Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон [1].

Существует большое количество методов анализа внутренней и среды организации, рассмотрим некоторые из них:

SWOT-анализ

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

а. Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

б. Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

в. Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

г. Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

  1. Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  2. Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно, ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  3. Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия) [2].

Рис. 1. Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. [2].

Рис. 2. Матрица SWOT-анализа

Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:

− определены основные направления развития предприятия;

− сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса [1].

-анализ.

SNW-анализ это усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральная сторона),

Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ также предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только PEST-анализ.

PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:

1) политических (Policy),

2) экономических (Economy),

3) социальных (Society),

4) технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая, в свою очередь, определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST-анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

PEST-анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов [1].

Таблица 1

Матрица PEST-анализа

Политика

Экономика

  1. Введение безвизового режима
  1. Снижение ставки рефинансирования
  1. Налаживание государственных отношений
  1. Рост инвестиций в отрасли

Социум

Технология

  1. Повышение рождаемости
  1. Развитие НТП
  1. Благоприятное мнение о продукции
  1. Приобретение лицензии

Профиль среды.

Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

− важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;

− влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;

− направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.

Таблица 2

Матрица профиля среды

Факторы среды

Важность для отрасли, А

Влияние на организацию, В

Направленность влияния, С

Степень важности, D=A-B-C

1.

2

3

-1

0

2.

3

1

+1

1

3.

1

2

-1

0

Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из фактоﺍров среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

Метод взвешивания каждого фактора.

Другим вариантом анализа внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).

Взвешивание фактора осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к –5 (очень отрицательное). Воздействие фактора — от +50 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтﺍральное) к –50 (сильное воздействие, серьезная опасность).

Наиболее благоприятные возможности обеспечиваются технологической мощью организации, наибольшая опасность заключается в конкуренции со стороны зарубежных фирм.

После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах.

Таким образом, можно сделать вывод, что для анализа внутренней среды существует достаточное количество способов, таких как SWOT, SNW, PEST–анализ, а также метод профиля среды и взвешивания каждого фактора [2].

Важным при анализе изучении внутренней среды предприятия является изучение специфики внутренних переменных на предприятии электроэнергетической отрасли, которых рассмотрим в следующем параграфе.

Литература:

  1. Паларамчук А. С. Экономика предприятия: учеб. для вузов / А. С. Паларамчук. – Москва. :ИНФРА-М, 2010. – 4252–453 с — ISBN 978–5-16–003883–4.
  2. Самсонов В. С. Экономика предприятий энергетического комплекса: учеб. для вузов / В. С. Самсонов, М. А. Вяткин – 2-е изд. — Москва: Высш. шк., 2003. — 416 с.: ил. – ISBN 5-06-004529-3.
Основные термины (генерируются автоматически): PEST, SNW, внешняя среда, анализ, возможность, слабая сторона предприятия, внутренняя среда, нейтральная сторона, сильное воздействие, управленческое обследование.


Задать вопрос