В данной статье рассказывается о программном обеспечении для автоматизации информационных процессов организационного управления на строительно-монтажном предприятии. Для принятия действенных управленческих решений в критериях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется подходящая система информационного обеспечения, объективно отражающая образовавшуюся экономическую обстановку. Целью данной работы считается внедрение эффективной электронной программы для управления бизнес-процессами и её внедрение на реально существующем предприятии с использованием современных компьютерных средств. Задача исследования — разработка основных критериев выбора действенной автоматизированной системы управления процессами. Выбранная тема считается актуальной на сегодня, так как автоматизированные информационные технологии управления бизнес-процессами — это залог успеха любой организации в управленческой деятельности. Большая помощь по ведению документов, контролю по исполнению приказов, также организацией коммуникационных процессов исполняется с помощью современного программного обеспечения.
Ключевые слова: предприятие, программа, строительный-монтажный, информация, управление, автоматизация, документ, прикладной
По содержанию и очерёдности преобразования информации распознают последующие технологические операции: сбор и регистрация информации, ее передача, приём, запись на машинные носители, арифметическая и логическая обработка, получение результатной информации, выпуск выходных документов, предоставление их пользователям.
Особое значение при этом придаётся достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций.
Программное обеспечение, архитектура машины образуют комплекс взаимосвязанных и различных многофункциональных средств, характеризующих способность решения какого-нибудь класса задач. Важными классами программного обеспечения (ПО) считаются системное и специальное (прикладное), представленное пакетами прикладных программ. Прикладное программное обеспечение создано для решения многофункциональных задач и работы пользователей. Системное программное обеспечение организует процесс обработки информации на компьютере. Основную его часть составляет операционная система (ОС). [12]
Программы экономического предназначения обширно употребляются в автоматизации учёта в организациях. Сейчас фактически все рутинные операции производятся автоматически. Возникает вероятность не только лишь учесть, выслеживать в режиме настоящего времени, но и прогнозировать ход производственных и управленческих процессов предприятия (организации). [6; 8]
Присутствует вероятность комплексной автоматизации управления производственной, финансовой, хозяйственной работой компании. При этом подходе с общей базой данных работают отделы менеджеров, бухгалтерии, сотрудники складов и другие. Рассмотрим многофункциональные возможности современных программных средств, обеспечивающих автоматизацию наиболее принципиальных комплексов работ. В данной работе представлена информация о программных средствах информационных систем управления строительно-монтажного предприятия. [6; 8]
Более принципиальной и актуальной задачей при разработке информационных технологий для автоматизации процессов управления организацией, предприятием считается выбор соответственных программных продуктов. Сложность состоит в том, что очень широкий спектр решаемых задач, и большая часть из них сочетают внутри себя сразу разные аспекты — информационно-поисковые, вычислительные, логические.
Как известно, прикладной именуют программу для решения определённого класса и имеющих практическое значение задач. С развитием ЭВМ были выделены наборы взаимосвязанных задач, которые нужно улаживать в интересах определённых групп пользователей. Потому нужно было соединить прикладные программы связанных задач в комплекс программ, централизованно его создать и потом поставлять определённым пользователям и заинтересованным организациям.
Исследования показывают, что довольно велико количество программных продуктов, применяющихся для решения разных управленческих задач. Тут ограничимся рассмотрением соответствующих, в своём классе программных продуктов, которые могут быть обширно применены при управлении организацией, предприятием, фирмой.
Программные средства, используемые в качестве инструментария при решении задач управления, можно разделить на следующие классы:
– пакеты общего назначения (табличные процессоры или электронные таблицы);
– пакеты для многоаспектного финансово-экономического анализа;
– пакеты программ статистического и математического анализа;
– информационно-поисковые системы;
– системы искусственного интеллекта (ИИ).
Необходимо отметить, что предлагаемое деление достаточно условно, так как одни программные средства могут сочетать в себе возможности нескольких выделенных классов, а другие могут быть ориентированы на решение специализированных задач.
Планово-экономический отдел любого строительно-монтажного предприятия отвечает за анализ финансового состояния компании и перемещение денег в обороте. Плановый отдел составляет планы перспективных, годовых и оперативных планов подрядных и субподрядных работ, доводит плановые задания до исполнителей, организует учёт их исполнения и оформляет отчёт по работе; проводит финансовый анализ производственно-хозяйственной работы и разрабатывает предложения по исполнению повышения эффективности работы строительной организации. [1; 2]
Верное планирование поставок материалов и техники содействует экономии оборотных средств на строительно-монтажном предприятии. К сожалению, на практике план снабжения практически никогда не согласуется с проектом поступления средств от клиентов, планом платежей подрядчикам и тем более с намерением платежей налогов, не взирая, что единственный не пришедший платёж от заказчика имеет возможность полностью изменить картину планирования.
Приходится постоянно заносить изменения в планы, заново их сводить и координировать со всеми службами. Беря во внимание, что любой проект — это непростая система связанных расчётов, требующих многодневных трудозатрат, планирование работы из инструмента управления производственным процессом традиционно преобразуется в формальную, никому не нужную работу.
В результате финансовые службы претерпевают нехватку денег на расчётных счетах либо их излишек. Материалы и оборудование закупаются заблаговременно, пока есть свободные средства, но не к тому моменту, когда они реально необходимы. А растущая конкуренция посреди строительных фирм уже не позволяет вести полноценную борьбу за рынок. [1; 2]
Логичным решением обозначенных выше проблем может стать разработка и внедрение автоматизированной системы управления планово-экономической деятельности на строительно-монтажном предприятии.
Большой популярностью пользуется программный продукт "1С: Предприятие» на платформе v.7.7, такой как конфигурация "1С: Подрядчик строительства 2.3", разработанная фирмой «ИМПУЛЬС-ИВЦ». Эта конфигурация создана для автоматизации работы компаний и организаций, исполняющих функции подрядчиков строительных работ. [16] Конфигурация дозволяет автоматизировать главные участки управления строительством:
– проектирование и учёт капитальных вложений;
– учёт источников финансирования и взаиморасчётов;
– комплектация материалами и оборудованием, бухгалтерский учёт работы фирмы;
– учёт исполнения строительных работ в разрезе объектов строительства;
– статьи затрат на строительство, технологической структуры затрат подрядчиков;
– формирование справки о стоимости выполненных работ по форме N КС-3.
В результате использования функционала "1С: Подрядчик строительства 2.3" возможно вести учёт:
– расчётов с заказчиками, поставщиками, проектными организациями в разрезе объектов;
– материалов в разрезе материально-ответственных лиц, отклонений по приобретению;
– работы автотранспорта, начиная от выписки первичных документов до аналитических отчётов по работе техники;
– основных средств, в разрезе мест хранения, балансовый учёт малоценных основных средств;
– внутрихозяйственных расчётов организации со своими структурными подразделениями (филиалами);
– операций по передаче заказчикам законченных объектов с оформлением соответствующих актов N N КС-11 и КС-14;
– поступления и использования денежных средств, а также средств целевого финансирования;
– оборудования, требующего монтажа, и строительных материалов в разрезе объектов строительства;
– заготовительно-складских расходов по материалам и т. д.;
– денежных документов;
– вексельных операций.
Субъектами строительной работы считаются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов строительства и прочие, юридические либо физические лица. Отношения между субъектами строительной деятельности исполняются на базе договоров, заключаемых меж ними согласно с Гражданским кодексом РФ.
Любой договор по действующему законодательству содержится по свободному усмотрению сторон, что даёт возможность любой из сторон избрать для любого определённого случая более приемлемые условия и меры стимулирования к соответствующему исполнению принятых стороной обязательств и меры ответственности за нарушение договорных обязательств.
По договору строительного подряда подрядчик (исполнитель работ) обязуется в установленный договором срок выстроить по заданию заказчика определённый объект или сделать отдельные строительно-монтажные либо пусконаладочные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику нужные условия для исполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную стоимость. В отдельных вариантах, предусмотренных договором, подрядчик может брать на себя обязательство по эксплуатации объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока. [10; 11]
Повышение качества договорных отношений строительно-монтажного предприятия возможно за счёт процесса ведения работы в программе "1С: Смета», реализованной на платформе "1С: Предприятие 8.0». фирмой-разработчиком «ИМПУЛЬС-ИВЦ». В результате полностью исключаются затраты времени на формирование и отслеживание договоров за счёт задания параметров взаиморасчётов, кредитования, состава и сроков представления технической документации; возможна корректировка договорной цены. Сокращение затрат времени на обмен с документами и информацией достигается за счёт обмена данными со сметными программами "1С: Смета». [15]
При использовании программы "1С: Смета» значительно сокращаются сроки подготовки сметной и учётной документации, расчёта объёмов работ и ввода данных о выполненных работах. Издержки времени на составление актов выполненных работ и экспертизу сметной документации уменьшаются, и специалисты производственно-технического отдела практически сразу получают полную информацию об объёмах и стоимости произведённых работ в разрезе строек, договоров, контрагентов, исполнителей за любой период времени, также по состоянию на текущую дату. [15]
Также на платформе "1С: Предприятие 8.0" была разработана конфигурация "1С: Подрядчик строительства 3.0. Управление строительным производством», которая предназначена для автоматизации производственного планирования (составления календарных планов), ведения производственного учёта и анализа хода выполнения строительно-монтажных работ.
Трудно отыскать прогрессивное предприятие, не автоматизировавшее бухгалтерский учёт. Хотя, вложив средства в автоматизацию бухгалтерского учёта, топ-менеджеры не получили финансовой эффективности, лишь только быстрое и качественное составление отчётности. Позднее появилось стремление накопленные данные бухгалтерского учёта применять и рассматривать также для целей управления предприятием. Некие руководители даже автоматизировали получение той небольшой части управленческой отчётности, которую можно было получить из бухгалтерских систем. Однако руководителю необходимо сравнивать фактические данные с плановыми, нужно иметь возможность составлять сложные многоступенчатые планы, проигрывать сценарии. В итоге фактических данных, введённых в целях работы с бухгалтерским учётом, недостаточно. Возникает необходимость в решении этих задач, в их методологической проработке и автоматизации. [3; 5]
Для решения таких задач фирма «ИМПУЛЬС-ИВЦ» разработала программу "1С: Подрядчик строительства 2.3". Программа предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта, частично финансового планирования и анализа в подрядных строительных организациях. [16]
Решение позволяет организовать комплексную информационную систему, соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам и обеспечивающую управленческую и финансово-хозяйственную деятельность строительно-монтажного предприятия. (рис.1)
Рис. 1. Комплексная информационная система
Программное обеспечение создаёт общее информационное пространство для отображения управленческой и финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия, охватывая главные бизнес-процессы. Вместе с этим чётко разграничивается доступ к хранящимся сведениям, также возможности каких-нибудь действий в зависимости от статуса сотрудников. На предприятиях холдинговой структуры единая информационная база может обхватывать все организации, входящие в холдинг. Это существенно снижает трудоёмкость ведения учёта за счёт повторного использования разными организациями общих массивов информации. Необходимость повторного ввода информации исключена. Средством регистрации хозяйственной операции является документ, причём для ускорения работы широко используются механизмы подстановки данных «по умолчанию», ввод новых документов на основании ранее введённых.
Таким образом, программное обеспечение 1С: Предприятие позволяет хранить и анализировать огромное количество информации, находить различные взаимосвязи и взаимодействия и может быть успешно адаптирована под потребности конкретного строительно-монтажного предприятия. (Рис.2) [17]
Рис. 2. Пример использования и взаимодействия программного обеспечения на строительном предприятии
Литература:
- Абрютина М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М. С. Абрютина, А. В. Грачев. — М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2012
- Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т. Б. Бердникова. — М.: ИНФРА-М, 2014.
- Бургонова Г. Н. Бухгалтерский учет на предприятиях различных организационно-правовых форм / Г. Н. Бургонова. — М.: СПб:; Издание 2-е, перераб. и доп., 2014.
- А. А. Воронов В. К. Титов Б. Н. Новоградов. Основы теории автоматического регулирования и управления. — М.: «Высшая школа», 1977.
- Жеребенкова А. В. Документооборот на предприятии / А. В. Жеребенкова. — М.: Вершина; Издание 2-е, перераб. и доп., 2017.
- Засорин С. В. 1С: Предприятие 8.2. Управленческий и финансовый учёт для малых предприятий / С. В. Засорин, В. К. Злобин, В. Г. Кузнецов. — М.: БХВ-Петербург, 2013.
- Ощенко И. Азбука программирования в 1С: Предприятие 7.7. — М.: БХВ-Петербург, 2016
- Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Ж. Ришар. — М.: Аудит, Юнити, 2012
- Седегов Р. С. Оптимизация информационно-экономической системы предприятия / Р. С. Седегов Н. М. Орлова, Ю. И. Сидоров. — М.: Экономика, 2014
- Н. В. Селищев А. В. Маркеева 1С: Бухгалтерия 7.7 для строительных компаний. Бухгалтерский и налоговый учёт у инвестора, заказчика и подрядчика / Триумф, 2008.
- 1C:Бухгалтерия предприятия 8.2. Практическое пособие. — М.: КноРус, 2012.
- Попов Э. В. Экспертные системы: решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. М.: Наука, 1987
- Усманова Н. Р. Документооборот предприятия / Н. Р. Усманова. — М.: Приор, 2015.
- Электронный ресурс. 1С Подрядчик строительства. Управление строительным производством. Дата обращения 12.06.2017. http://solutions.1c.ru/catalog/stroy/features
- Электронный ресурс. 1С: Предприятие 8. Смета. Дата обращения 12.06.2017. http://solutions.1c.ru/catalog/smeta
- Электронный ресурс. 1С: Подрядчик строительства 2.3 Дата обращения 12.06.2017. http://www.amilen.ru/node/5
- И. Маслова. Программное обеспечение строительных компаний. Журнал «Аудит и налогообложение» № 5, май 2006