Компьютерные технологии являются уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию, которые дают возможность педагогу экспериментировать, развивать коммуникативные навыки, тем самым позволяет успешно адаптироваться к изменившийся ситуации дошкольного обучения.
Современные дети с легкостью овладевают всевозможными мобильными техническими устройствами. И поэтому перед педагогами встает проблема по совершенствованию образовательного процесса, по применению, как того требует ФГОС ДО, современных техник, программ, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и способностью применять их в педагогической деятельности. Приобретенные знания и умения педагогов в системе ИКТ позволят им быть на одном уровне с детьми и достигать более высоких результатов в своей деятельности.
Но, к сожалению, проблемасостоит в том, что не все педагоги достаточно владеют знаниями и умениями в работе с ИКТ, которые нацелены на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.
На сегодняшний день педагоги ДОУ активно внедряют всё новые образовательные технологии в свою педагогическую деятельность. Одним из основных методов являются информационно — коммуникационные технологии, которые способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Организация образовательной деятельности с применением ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:
‒ сделать материал ещё более понятным для восприятия, так как задействуются и зрительные анализаторы (метод наглядности);
‒ расширить возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учётом требований ФГОС ДО;
‒ создать условия для активизации творческого потенциала дошкольников.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса, перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать свою работу яркой, насыщенной и запоминающейся. Музыкальный руководитель стремится подбирать такой материал, который содержит в себе, так называемые «сюрпризные моменты», вызывающие интерес у детей к учебному процессу. Например, проводя осенние утренники, посвященные сбору урожая, отгадывая загадки про овощи и фрукты, при правильном ответе дети видят отгадку на экране.
Музыкальный руководитель может использовать средства ИКТ в самых разных формах и типах мероприятий: НОД, викторины, развлечения, совместный досуг с родителями, КВН, праздники и др.
Абсолютно все музыкальные занятия условно можно разделить по признаку доминирующего вида деятельности:
‒ слушание (восприятие);
‒ пение;
‒ музыкально-ритмическая деятельность;
‒ игра на детских музыкальных инструментах;
‒ театрализованная деятельность.
Так, на занятиях с доминирующим видом деятельности «Восприятие» используются различные мультимедийные презентации, которые создаются в программе PowerPoint в соответствии с конкретным содержанием и тематикой. Мультимедиа презентации обогащают процесс ассоциативного познания, создают благоприятную атмосферу для прослушивания музыкального произведения и помогают надолго его запомнить. Также необходимы яркие портреты и фотографии, картинки с изображением главных героев при знакомстве с творчеством композиторов. Например, изучая цикл произведений П. И. Чайковского «Времена года», педагог дополняет слушание музыки показом видеофильмов явлений природы на экране.
В своей работе музыкальный руководитель может пользоваться нижеперечисленными компьютерными программами:
ProShow Product, Pinnacle Studio 14, Audacity, Format Factoru. Все они разработаны для создания и редактирования видео, музыки, различных анимационных эффектов и т. д.
В ООД с доминирующим видом деятельности «Пение» также предполагается использование информационно-коммуникационных технологий. Так, например, для чёткой дикции, выразительного пения является важным понимание смысла слов, музыкального образа песни. Именно поэтому нередко создаётся картотека электронных иллюстраций к песням, требующим пояснения к тексту. Например, в русской народной песне «Котя, котенька, коток» малыши часто не понимают значение слова «кувшинчик», в песне «Во саду ли, в огороде» Г. Струве старшим дошкольникам не известно слово «груздочки». Для этого музыкальный руководитель сопровождает свое объяснение непонятных детям слов фотоматериалом на экране. Работая над качеством исполнения песен, чистотой интонирования, используются видеоролики с участием самих детей: исполнение песни сначала записывается на камеру, затем совместно просматривается на экране через проектор и обсуждается.
На занятиях с доминирующей музыкально-ритмической деятельностью применение ИКТ очень важно. В процессе выполнения музыкально-ритмических упражнений, элементов танца это помогает дошкольникам точно следовать указаниям руководителя, более чётко исполнять движения. Как раз для достижения таких результатов и служит просмотр специально созданных видеороликов. На сегодняшний день практически в каждой образовательной программе существует специально разработанный комплект пособий с CD- дисками:А.Бурениной «Ритмическая мозаика», Г.Федоровой «Танцы для мальчиков»; И.Новоскольцевой, И.Каплуновой «Топ-топ, каблучок» и др. Например, при разучивании шага вальса или польки, детям предлагается просмотреть правильное выполнение конкретных движений на видео.
Театрализованные игры с использование ИКТ способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти. Применение мультимедийного оборудования в процессе разучивания сказки-спектакля позволяет детям более эмоционально передать характер своего персонажа. В этом музыкальному руководителю могут помочь специально подобранные анимационные эффекты, выведенные на экран. Например, в спектакле «Петя и волк» С. Прокофьева для передачи детьми мимики, жестов и движений героев создается презентация, где каждому из действующих лиц отводится отдельный слайд.
Таким образом, применение ИКТ в педагогической деятельности музыкального руководителя раскрывает перед ним большие возможности: при создании красочных познавательных презентаций, которые помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством; видеофильмов, способствующих не только на слух, но и наглядно освоить музыкальный материал, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Ниже приведён пример использования ИКТ на совместных мероприятий воспитанников и их родителей.
Например, в совместном досуге детей и родителей, посвященном Дню матери, присутствующим предлагается посмотреть фотофильм «Моя мама лучше всех». Или поиграть в игру «Знаю ли я своего ребенка?», в которой мамы отвечают на те или иные вопросы о ребенке и видят на экране правильный видеоответ, который дает дошкольник на этот вопрос заранее. На фестивале военной песни «Героям войны посвящается» исполнение песен родителей и детей сопровождается показом военной хроники, что способствует созданию более проникновенной атмосферы.
Таким образом, педагог должен не только владеть элементарными знаниями и навыками при работе с компьютером и мультимедийным оборудованием, как того требует ФГОС ДОО, но и создавать свои образовательные идеи, широко использовать их в своей практической деятельности. При этом всегда учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, как того требует современная система дошкольного образования предъявляет всё новые требования к музыкальному руководителю и его профессиональной компетентности.
Литература:
- Виноградова, Н.А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова // М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
- Иваничкина, Т. А., Никитина, И. А. Развитие личности в проектной деятельности [Текст] / Т. А. Иваничкина, И. А. Никитина // Волгоград: Издательство «Учитель». 2012, — 216 с.
- Кождаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст] / Г. М. Клждаспирова // М.: Владос-Пресс, 2003. — С. 140.
- Кузнецова, А. А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие [Текст] / А. А. Кузнецова, И. В. Матвеева // Ярославль: Методическое отделение «Наставник», 2009. — 41 с.
- Педагогическое проектирование — ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г. Н. Масич // Красноярск: КИМЦ, 2010.- 79 с.