Психологические методы управления персоналом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 18.06.2017

Статья просмотрена: 8682 раза

Библиографическое описание:

Стукова, Ю. Е. Психологические методы управления персоналом / Ю. Е. Стукова, Ю. Н. Чупахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44619/ (дата обращения: 16.11.2024).



Процесс грамотного управления персоналом является достаточно важным аспектом в деятельности любой организации. Данный процесс в зависимости от способов и методов управления может многократно увеличить его эффективность. Причем все это зависит не только от уровня профессионализма работников, но и от умелой работы с данными кадрами. Данная проблема является достаточно актуальной, ведь в современных условиях, когда уровень борьбы между конкурентами достаточно высок, выигрывает тот, кто умело может руководить своей организацией и получать максимальную прибыль.

В связи с этим, целью данной статьи является нахождение наиболее оптимальных путей применения психологических методов управления.

Трудовая деятельность человека базируется на основе его психики. Это непосредственно связано с его воображением, мышлением, вниманием и другими психологическими составляющими. Ведь, совершенно очевидно, что психологическое состояние человека влияет на результат его деятельности. А это в свою очередь отражается на результате всего коллектива, в котором он работает. В настоящее время выделяют следующие психологические методы управления:

  1. Комплектование малых групп и коллективов.
  2. Гуманизация труда.
  3. Психологическое побуждение (мотивация)
  4. Профессиональный отбор и обучение. [1]

Использование метода комплектования малых групп и коллективов, заключается в наиболее рациональном распределении работников в малые группы и коллективы. Анализируя взаимодействие людей между собой, можно выделить симпатии и антипатии, и определить психологическую совместимость работников в коллективе.

Методы гуманизации труда заключается во внесении в трудовой процесс элементов творчества, различных неординарных подходов и многообразия вкусов. Одним словом, можно сказать, что данный метод полностью старается исключить однообразие трудового процесса.

Методы мотивации используются для достижения нужной активности работника. Данный метод предполагает применение различных психологических побуждений, которые в свою очередь формируют мотивы профессиональной деятельности работника. Методы психологического воздействия многообразны. Рассмотрим некоторые из них:

– Внушение предполагает целенаправленное влияние руководителя на своего подчиненного. Использование данного метода является наиболее эффективным в условиях конфликтных ситуаций. Сила внушаемости так же зависит и от авторитета внушаемого.

– Убеждение заключатся в воздействии работодателя на волю работника при помощи различных логических средств.

– Подражание выражается в воздействии на работника путем личного примера руководителя, либо человека, который является эталоном поведения.

– Принуждение предполагает воздействие на человека для достижения поставленных целей даже вопреки его воле и желаниям.

Методы профессионального отбора и обучения предполагают отбор работников с наиболее подходящими психологическими и профессиональными качествами, которые в полной мере будут подходить для выполняемой работы.

Применение вышеизложенных методов будет максимально эффективным в том случае, если работодатель будет считаться с психологическими особенностями работника. Ведь конечный результат работы будет зависеть от темперамента, характера и устойчивости работника в различных сферах деятельности.

Рассмотрим другой метод стимулирования, заключающийся в соревновательном характере. Все чаще и чаще труд рассматривают как средство заработка. Но исследования показывают, что единственной мотивации в виде оплаты труда недостаточно для полноценного осуществления деятельности.

Метод соревнования станет эффективным только тогда, когда заработная плата станет равной среднерыночным показателям или вообще превысит их. Ведь, исходя из социальной психологии, человек является существом, которому присуща групповая деятельность, а основа группы — это иерархия [2].

Если мы рассмотрим группу людей, объединенных общими интересами, то, несомненно, мы сможем там увидеть различные интриги, завязывание союзов, попытки оказывать давление с целью достигнуть результата. Все это будет производиться для того, чтобы занять более высокое положение, получать максимальную заработную плату и наконец, просто стать душой общества. Все эти процессы в большей или меньшей степени присутствуют в каждой организации. И опытному руководителю нужно уметь управлять всей этой ситуацией и направлять данный соревновательный процесс на успешное выполнение производственного задания.

В данном направлении учеными производилось исследование. Оно показало, что в борьбу за ведущее место в организации вступают не все работники, а только их часть. В одних коллективах доля тех, которым вовсе неинтересна ведущая роль в организации может составить 98 %, а в других около 10 %. Оставшаяся же часть работников будет просто наблюдать, и примыкать к той или иной группировке. [3]

Таким образом, психологические методы управления являются достаточно деликатным инструментом воздействия не только на группы людей, но и на личность человека. Нелегкое искусство управления людьми будет приносить пользу только тогда, когда применение всех выше указанных методов будет использоваться в дозированном виде, с учетом всех нюансов и особенностей.

Литература:

  1. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А. П. Егоршин. — Н. Новгород: НИМБ, 2007. — 720 с.
  2. [2] Мудрый А. Персонал учится, компания считает прибыль / А. Мудрый, Д. Береснев // Справочник по управлению персоналом. — 2006. — № 2. — С. 25–31.
  3. Папонова Н. Е. Какой может и должна быть мотивация работников / Н. Е. Папонова // Кадры предприятия. — 2003. — № 8. — С. 43–47
Основные термины (генерируются автоматически): психологический метод управления, группа людей, коллектив, профессиональный отбор.


Задать вопрос