Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 20.06.2017

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Симонова, А. С. Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников / А. С. Симонова, Е. А. Хлебникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 385-386. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44620/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. Наглядность, как средство формирования лингвистической компетенции, является предметом исследования многих лингвистов, ученых: А. А. Миролюбова, Е. И. Пассова, А. П. Старкова и др.

В последние годы знание иностранного языка, как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область применения наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности.

Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается, т. е. речь идет о комплексном воздействии на все анализаторы. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует в настоящее время понимать значительно шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное и точное представление образа или понятия, что способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям и обеспечивает прочность их усвоения.

Применение наглядных средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Картинная наглядность используется в целях обогащения словарного запаса учащихся, в целях совершенствования знаний по грамматике.

Графическая наглядность также является неотъемлемым средством в обучении иностранным языкам в младшем школьном возрасте. Графический язык в некоторых отношениях более доступен детям, чем язык слов: важно подвести ребенка к открытию того, что рисовать можно не только предметы, но и речь [Выготский 1991: 480]. Графическая наглядность обобщает, консолидирует, систематизирует грамматическое значение учащихся.

На начальном этапе обучения иностранному языку, «наглядность» образует фундамент развития творческого воображения и мышления; является критерием достоверности приобретаемых знаний. Учитывая психолого-педагогическую характеристику младшего школьника, специфику обучения иностранному языку, мы из всего разнообразия видов наглядности не случайно особо выделяем и комбинируем картинную и графическую наглядность, так как в комплексе, на наш взгляд, они обеспечивают все этапы процесса усвоения материала: восприятие —> осмысление —> запоминание —> применение —> обобщение —> систематизация —> рефлексия.

Осознавая сущность, цели и задачи каждого этапа формирования речевого грамматического навыка и функциональные возможности картинно-графической наглядности, мы можем говорить о том, что одни этапы формирования речевого грамматического навыка базируются на картинной наглядности, а другие на графической наглядности.

Особо выделяется роль «правила» при формировании речевых грамматических навыков. Доступнее, понятнее, нагляднее для младшего школьника будет не вербальное правило, а правило-схема, то есть в данном случае мы рассматриваем графическую наглядность как особый дидактический способ предъявления правил, ориентирующий и побуждающий учащихся на овладение действиями с грамматическим материалом. Кроме того, графическая наглядность позволяет вводить правила — обобщения и приводить грамматический материал, осваиваемый квантами, в систему.

На начальном этапе обучения языку следует говорить о лексико-грамматических речевых навыках, о лексико-грамматических образцах и моделях.

Еще Ян Амос Коменский считал, обучая детей, нужно широко использовать наглядность, но показывая детям вещи и их изображения, необходимо учить детей видеть в них то, ради чего они показываются. Поэтому наглядное обучение должно придерживаться строгих правил: раскрывать сущность показываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось на известном; переходить к новому только тогда, когда усвоено предыдущее; сначала обозревать предмет в целом, а затем переходить к анализу его частей; всякий показ сопровождать объяснением, чтобы помочь учащимся правильно увидеть и понять предмет; следует пользоваться не только предметной, но и изобразительной наглядностью.

Литература:

  1. Загребина И. В. Интегративное обучение как средство целостного развития личности младшего школьника // Иностр. языки в школе. 2008. № 1. [С.32–34]
  2. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985.
  3. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному говорению. М, 1989.
  4. http: // www. eti-deti.ru
Основные термины (генерируются автоматически): графическая наглядность, иностранный язык, грамматический материал, дидактический принцип наглядности, картинная наглядность, младший школьник, начальный этап обучения, предмет, речевой грамматический навык, этап формирования.


Похожие статьи

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Похожие статьи

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Задать вопрос