Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва».
Студенческую выборку респондентов составили 81 студент Историко-социологического института. Из них 15 являются студентами первого курса специальности «Психология», 15 — студентами 4 курса специальности «Психология», 16 — студентами заочного отделения 5 курса специальности «Психология», 9 — студентами 2 курса специальности «Политология», 9 — студентами 3 курса специальности «Социальная психология» и 17 — студентами ФПК специальности психология. Возрастная композиция выборки: от 17 до 46 лет.
Студентам было предложено написать небольшое сочинение на тему: «Что такое понимание?» Полученные данные можно интерпретировать следующим образом: с помощью контент-анализа, исходя из текстов сочинений, выявить наиболее часто встречающиеся варианты понятий и предложений, схожих по смыслу и содержанию, и объединить их по установленным нами параметрам.
Для выявления субъективного образа феномена понимания у студенческой молодежи необходимо распределить результаты, полученные испытуемыми по каждому из параметров контент-анализа. [1]
Анализ сочинений выявил следующую структуру субъективного образа понятия «Понимание». Общее количество выделенных компонентов — 32. По количеству высказываний, иерархическая структура компонентов выглядит следующим образом:
- Определение феномена понимания — 63
- Понимание между людьми, межличностное понимание, взаимопонимание — 55
- Понимание как адекватное восприятие информации — 23
- Понимание ситуации возможно только через личный опыт — 22
- Понимание как идентификация — 22
- Понимание как эмпатия, сочувствие и сопереживание — 16
- Понимание как познание сути предметов и явлений, постижение их смысла и значения — 15
- Описание ситуации понимания/непонимания — 13
- Понимание у всех разное — 13
- Действия, совершаемые после понимания — 10
- Понимание — основа всех взаимоотношений — 8
- Понимание себя, рефлексия — 8
- Для того, чтобы понять, нужно слушать и слышать — 7
- Понять, значит принять и не осуждать — 7
- Тяжело общаться без понимания — 7
Наименее значимые структурные компоненты:
- Понимание зависит от личностных черт человека — 6
- Понимание как поддержка — 6
- Понимание окружающего мира — 5
- Понимание зависит от средовых условий — 5
- Понимать могут не многие –6
- Благодаря пониманию можно помочь человеку — 3
- Важно, чтобы люди понимали друг друга — 3
- Невербальное понимание — 3
- Понимания связано с мышлением — 3
- Изображение понимания при его отсутствии — 2
- Понимание — процесс обоюдный– 2
- Люди хотят быть понятыми — 1
- Для понимания необходимо доверие — 1
- Не всегда удается понять — 1
- Чтобы понять человека, не обязательно переживать такую же ситуацию — 1
- Я хочу научиться понимать других — 1
- Я хочу, чтобы меня понимали– 1
Проиллюстрируем выделенные компоненты конкретными примерами из работ респондентов:
- Определение феномена понимания: «Понимание — сложный процесс взаимодействия между людьми», «Понимание — это способность человека грамотно оценивать отношения/взаимоотношения с окружающими его людьми», «Понимание — это способность ощутить себя в шкуре другого человека», Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события», «Понимание — это усвоение полученной информации», «Понимание — универсальная форма усвоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности»
- Понимание между людьми, межличностное понимание, взаимопонимание: «Понимание заключается в стремлении познать внутренний мир другого человека», «Понимание — это умение понять родных и близких», «Понимать можно людей, что они говорят, и что этих хотят сказать», «В общении «человек-человек» люди надеются на понимание друг друга, своих слов, мнений, желаний»
- Понимание как адекватное восприятие информации: «Понимать можно какой-то материал в учебном заведении», «…человек понимает какую-либо науку, т. е. разбирается в ней», «…усвоение получаемого материала от преподавателя, СМИ и других источников», «Понимание — это усвоение полученной информации», «…понять определенную тему по математике, философии, психологии и других дисциплинам», «Понимание — это процесс встраивания новой информации в систему уже имеющихся знаний»
- Понимание ситуации возможно только через личный опыт: «Понять другого человека может тот, кто когда-то был в такой же жизненной ситуации», «…мы не пониманием состояние человека…, так как нам это чувство незнакомо и мы его не знаем», «Мы можем хорошо понимать только те события, в которых участвовали сами», «…мы сами пережили подобную ситуацию», «Для этого нужно пережить, также почувствовать ситуацию», «Зачастую человек может понять другого…, лишь побывав в такой же ситуации»
- Понимание как идентификация: «…способность ощутить себя в шкуре другого человека», «…поставить себя на его место», «…понять других и войти в их положение», «…взглянуть на ситуацию его глазами», «…перенятие на себя всего рассказанного»,
- Понимание как эмпатия, сочувствие и сопереживание: «…почувствовать те же эмоции», «…сочувствовать ему», «прочувствовать то же самое», «…понимание — это эмоциональная составляющая», «Понимание — сочувствие и переживание», «…эмоциональное понимание…»
- Понимание как познание сути предметов и явлений, постижение их смысла и значения: «…осознание сути чего-либо», «…проникнуть в суть идеи», «…постичь смысл и значение чего-либо», «…понимание глубокой сути вещей», «Способность проникать в сущность сказанного…»
- Описание ситуации понимания/непонимания: «Например, смерть очень близкого человека. Мы должны представить себя на месте того человека, у которого умер близкий, но до конца понять все равно не сможем», «Понимание может быть у родителей с ребенком, когда ребенок понимает, что наказывая его, родители не желают ему плохого», «…придя на работу больным, работник хочет, чтобы начальство его поняло, что ему плохо, и не нужно его работой», «Понимание — это когда лучший друг зовет тебя на День рождения, а ты не можешь прийти по какой-либо причине, и он не обижается»
- Понимание у всех разное: «У каждого свое представление о мире, о его окружении, у него свое понимание поступков», «…нет общепринятого понятия этого слова. Его определяет сам человек, вкладывая в него свои смыслы…», «…для каждого человека оно означает свое», «понимание кого-либо или чего-либо у большинства людей разное», «Понимание для всех разное», «У каждого человека свое понимание»
- Действия, совершаемые после понимания: «…проявит понимание и даст совет», «Тогда можно оказать ему какую-то помощь, проявить сочувствие», «вызываемое после действие, которое у всех разное: ты либо понимаешь и пытаешься поддержать, понимаешь и пытаешься доказать обратное, понимаешь и молчишь», «…можно помочь человеку», «…помочь, дать совет, предложить решение, быть жилеткой…»
- Понимание — основа всех взаимоотношений: «Быть уверенным, что вас поняли — это залог хороших отношений и доверия», «…от этого зависит благополучие семьи», «Понимание — это основа всех взаимоотношений», «…где нет понимания, отношений быть не может»
- Понимание себя, рефлексия: «…понимание и осознание своих поступков, своих действий», «осознание того, что мы делаем, как мы делаем, где мы делаем, и для чего мы это делаем», «Но не задаем себе вопроса, а можем ли мы понять кого-то… Да даже самих себя!», «…понять себя и научиться здраво анализировать свои действия, эмоции, мотивы и мысли», «…познать себя»
- Для того, чтобы понять, нужно слушать и слышать: «…хотя бы выслушает тебя, не перебивая…», «Я бы сказала, услышать его», «…уметь слушать и слышать другого человека», «Понимать — это значит слышать…»
- Понять, значит принять и не осуждать: «…если человек тебя понимает, он не осуждает», «И никогда не осуждать», «Понимать, значит принять мысли этого человека», «…понимают и принимают тебя таким, какой ты есть»
- Тяжело общаться без понимания: «Без понимания … невозможно продолжение общения», «…не будет понимания, не будет и взаимодействия…», «Очень тяжело общаться людям, которые не понимают друг друга»
- Понимание зависит от личностных черт человека: «Каждый понимает … по-своему, на основе своих психических особенностей, характера», «…зависит оно от индивидуальных качеств: психика, характер», «…зависит, прежде всего, от индивидуальных признаков человека: характер, психика, личностные качества»
- Понимание как поддержка: «Всегда поддерживает», «…понимаешь и пытаешься поддержать», «…тебе верят, поддерживают», «На мой взгляд, понимание — это поддержка близкого человека»
- Понимание окружающего мира: «…понимание объекта или ситуации», «…это понимание мира…», «человек познает мир», «…понимание — это восприятие окружающего мира»
- Понимание зависит от средовых условий: «Понимание, на мой взгляд, зависит также от воспитания человека и от его уровня образования», «Понимание зависит от тех условий, в которых вырос и проживает человек», «…понимание невозможно без языка, традиций, культуры»
- Понимать могут не многие: «Понять может не каждый человек…», «Понимающих людей очень мало», «…не все люди обладают им»
- Благодаря пониманию можно помочь человеку: «…нужно помочь человеку, понять его…», «Только благодаря пониманию мы можем помочь человеку в трудной ситуации…»
- Важно, чтобы люди понимали друг друга: «Понимание очень важно в общении», «Очень важно понимать и прислушиваться к людям», «…важно, чтобы люди понимали друг друга, и чтобы окружающие всегда понимали нас»
- Невербальное понимание: «Понимание также может обходиться и без слов», «Понимание … существует независимо от языка»
- Понимания связано с мышлением: «Понимание — это компонент мышления», Понимать — это значит … мыслить»
- Изображение понимания при его отсутствии: «…не понимаешь, но делаешь то же, что и при понимании», «… люди говорят, что они понимают, но на самом деле это не так»
- Понимание — процесс обоюдный: «…и была обратная связь», «Понимание — процесс обоюдный»
- Люди хотят быть понятыми: «Для каждого человека важно быть понятым»
- Для понимания необходимо доверие: «…залог хороших отношений и доверия»
- Не всегда удается понять: «Да, не всегда удается понять другого человека»
- Чтобы понять человека, не обязательно переживать такую же ситуацию: «Чтобы понять другого человека, не обязательно оказаться когда-либо в такой ситуации…»
- Я хочу научиться понимать других: «Я очень хочу научиться понимать разных людей»
- Я хочу, чтобы меня понимали: «Я хочу … найти понимание у других»
Также нами была выдвинута гипотеза о том, что образ феномена понимания у женщин чаще определяется, как «понимание между людьми, межличностное понимание, взаимопонимание», а мужчины считают, что понимание — это адекватное восприятие информации. Для подтверждения данной гипотезы был выбран φ-критерий Фишера, который используется для выявления различий распределений признака при сопоставлении двух эмпирических признаков.
В исследование приняли участие 52 женщины и 29 мужчин. 42 женщины отразили в своих сочинениях межличностный аспект понимания, 8 написали о понимании, как о восприятии информации. Среди мужчин в 13 сочинениях было написано о межличностном понимании и общении между людьми, и 15 написали о понимании теоретического материала, явлении, предметов окружающего мира.
За мы приняли то, что доля женщин, считающих, что понимание — это понимание между людьми, не больше, чем доля мужчин. –доля женщин, считающих, что понимание — это понимание между людьми больше, чем доля мужчин.
Эмпирическое значение φ рассчитывается по формуле:
,
где: φ1 — угол, соответствующий большей процентной доле;
φ2 — угол, соответствующий меньшей процентной доле,
n1 — количество наблюдении в выборке 1;
n2 — количество наблюдений в выборке 2. [2]
φ*эмп = 2.864
Сопоставляем полученное значение φ с критическими значениями φ* ≤ 1,64 (р ≤ 0.05) и φ* ≤ 2,31 (р ≤ 0,01), и получаем, что φ*эмп > φ*кр. отвергается.
Таким образом, мы можем утверждать, что женщины вкладывают в субъективный образ понимания аспект межличностных отношений и познания людьми друг друга. Мужчины же считают, что понимание — это адекватное и правильное восприятие информации.
Литература:
- Кильченко О. И. Метод контент-анализа в психологических исследованиях. — Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. — 104 с
- Сидоренко Е. В.. Метод математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000. — 350 с