В данной статье раскрывается сущность, проблематика и актуальность использования правовой экспертиза законопроектов. Делается вывод о том, что данный вид экспертизы необходим на всех стадиях от принятия до опубликования законопроекта и вступления его в юридическую силу.
Ключевые слова: правовая экспертиза, законотворчество, законопроект
Законотворчество является одним из главенствующих направлений государственной деятельности Российской Федерации. Законотворчество можно понимать в узком и широком смыслах.
В узком смысле это процесс создания нормативно — правовых актов компетентными органами.
В широком смысле это весь процесс, который проходит законопроект от момента его замысла до вступления его в юридическую силу, после прохождения стадий подготовки, принятия, опубликования и т. д. [3, с. 24]
Если говорить о процессе законотворчества, то этот процесс является наиболее важным, сложным и общественно значимым, так как итогом такой деятельности является закон. Закон — это акт высшей юридической силы, а значит, вопрос о его соответствии требованиям и реалиям сегодняшнего мира является наиболее актуальным.
Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации «…Россия есть <…> правовое государство». В данной статье отражён принцип верховенства права в стране. От формулирования основных положений закона, его качественного изложения и толкования, напрямую влияет реализация государством своих функций, имеющих первостепенное значение, таких как защита прав, свобод и законных интересов граждан. Отсутствие при разработке законопроекта экспертного сопровождения может привести к тому, что законодательные акты допустят в себе содержание ошибок и неточностей. [1]
Экспертиза в нормотворчестве предназначена для предупреждения и противодействия возникновению пробелов законодательства, столкновения правовых интересов, противодействия коррупции, дефектов и ошибочных норм. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации «…<…> не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» [1], и экспертная деятельность направлена на предотвращение издания таких законов.
Правовая экспертиза может существовать на различных стадиях принятия закона, как до его вынесения, так и вовремя, и после. Таким образом, правовая экспертиза законопроекта проводится на всех стадиях принятия закона, а так же и на стадии, если данный законопроект был отклонен, а после этого был доработан. Она используется, когда есть необходимость установления легитимности документов: приказов, уставов, договоров и т. д. Правовая экспертиза может быть направлена на решение различных задач, таких как: установление факта нарушения в документе законодательного акта; проведение анализа каких-либо пунктов, например, относительно прав и обязанностей сторон договора и др.; расшифровку и более детальное рассмотрение положений контракта или договора.
Также итогом правовой экспертизы должно явиться соблюдение различных правил юридической техники, которые касаются содержания законопроекта, его основной мысли, его структуры, логики построения, языка изложения норм права.
Одним словом, по окончании экспертизы должно быть вынесено решение о качестве законопроекта, т. е. можно ли достичь поставленных в нем целей.
Так, в соответствии с Приказом Минюста РФ «…При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов)». [2]
Одним из проблемных вопросов по данной теме является то, что правовая экспертиза назначается для проверки документов на соответствие их актам закона, в связи с тем, что законодательство может быть нарушено по неосторожности, из-за некомпетентности или преднамеренно. Исследования проводятся не только по федеральным, но и региональным или муниципальным актам, для того, чтобы в них не встречались противоречия. Экспертному анализу также подвергаются постановления и приказы руководителей организаций, чтобы права и свободы сотрудников, которые должны их исполнять, соблюдались в полной мере.
В Российской Федерации правовая экспертиза является важной и незаменимой ступенью процесса нормотворчество и направлена на обеспечение качества вновь принятого нормативного правового акта.
На стадии принятия законопроекта сами результаты такой экспертизы в различной степени влияют на дальнейшую судьбу закона. До момента поступления законопроекта в орган законодательной власти, автору законопроекта дается право переработки законопроекта в соответствии с внесенными в него замечаниями и различными предложениями эксперта или организации, которая проводит данную правовую экспертизу.
В том случае, если законопроект, уже внесен в орган законодательной власти, а результаты правовой экспертизы говорят о нецелесообразности принятия такого закона, то орган, который внес данный законопроект, вправе его отозвать, до момента его рассмотрения в первом чтении, для того что бы устранить все замечания и иметь время подготовить новый текст закона, с учетом приведенных ранее экспертных замечаний.
Так же еще одним значимым моментом является то, что сам законопроект может быть отклонен в процессе его рассмотрения из-за того, что депутаты руководствовались отрицательным экспертным заключением при его переподготовке для повторного внесения. Если же законопроект принимается в первом чтении, то он может быть доработан путем внесения в него поправок. Основу таких поправок составляют как раз те экспертные заключения, которые ранее выносились по нему.
Усложняет работу отсутствие четкого определения «правовая экспертиза законопроекта». В законодательстве существует пробел по данному вопросу. Также нет четкой классификации правовых экспертиз, в различных работах ученые предлагают классификацию экспертиз по различным основаниям: по объекту; по способу оценки положений нормативного акта; по субъектному составу некоторые другие.
Следовательно, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что правовая экспертиза играет большую роль в процессе всего законотворческого процесса. Это некая форма промежуточного контроля на всех стадиях законотворческого процесса. Проверка законопроектов в форме правовой экспертизы позволяет принять более качественный закон, который не будет противоречить уже принятым ранее законам, законодательным и нормативно-правовым актам. Так же, необходимо отметить и то, что вся важность таких исследований в процессе принятия законопроекта позволяет совершенствовать не только саму правовую экспертизу, но и сам закон на его конечной стадии.
Ранее также отмечался и тот момент, что в самом российском законодательстве отсутствует понятие правовой экспертизы законопроекта. Этот момент является серьезным недостатком и требует теоретической и практической доработки. Так как существует проблема законодательного закрепления такого понятия, то в сложившейся ситуации, понятие «правовая экспертиза» вырабатывается из различных научных трудов российских и зарубежных правоведов.
Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что нормотворчество имеет в себе две основы — социальную и правовую, которые тесно взаимодействуют между собой. В социальной сфере — это причины, по которым принимается закон, а правовая сфера это правила принятия какого-либо законопроекта, включая правовую экспертизу данного закона на различных его стадиях.
Сам нормотворческий процесс является сложным и многогранным процессом, экспертиза данного правового акта является достаточно важной. Правовая экспертиза позволяет принять необходимый закон, который является актуальным в настоящий момент, а самое главное, что он будет принят в соответствии с действующим законодательством и с соответствующей структурой.
Как механизм воздействия правовая экспертиза влияет на правильное содержание и правильное отражение норм, для регулирования общественных отношений в той или иной сфере жизни населения.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) Консультант+ http://www.consultant.ru
- Приказ Минюста РФ от 31 мая 2012 г. № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Консультант+ http://www.consultant.ru
- Борсова Ж. П. Понятие законотворчества в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. — 2008. № 3. — С. 7–9.