Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 19.06.2017

Статья просмотрена: 1506 раз

Библиографическое описание:

Шагдурова, Н. П. Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии) / Н. П. Шагдурова, Т. Ч. Цыденмункуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 316-319. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44659/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.

Ключевые слова: расходные обязательства, региональный бюджет, исполнение бюджета

Региональный бюджет играет огромную роль в системе бюджетного управления в России. Бюджет субъекта РФ отражает основные направления бюджетной политики региона, реализацию государственных и территориальных целевых программ, направленных на улучшение качества жизни населения региона, и фактически является сводом всех собираемых на территории региона налоговых и неналоговых доходов, а также выплачиваемых из бюджета региона расходных обязательств перед физическими и юридическими лицами, которые обязательны для исполнения в текущем финансовом году.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. [2]

Для субъектов РФ и муниципальных образований ключевыми моментами в данном положении являются:

1) Расходы региональных и местных бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами;

2) Расходные обязательства субъектов РФ и муниципальных образований устанавливаются законодательством РФ о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями, законами и иными нормативно-правовыми актами муниципальных образований;

3) Расходные обязательства обуславливаются их исполнением в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, нормативных правовых актов муниципальных образований, договорами и соглашениями.

Исполнение бюджета — это основная стадия бюджетного процесса. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете, а также в своевременном и бесперебойном финансировании запланированных расходов. Именно на этой стадии происходит кассовое зачисление доходов в бюджет и произведение расходов из бюджета в целях финансового обеспечен

Для более детальной характеристики состояния бюджета необходимо рассмотреть отдельно структуру и состав, как доходов, так и расходов бюджета.

Таблица 1

Динамика доходов бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг.

Наименование доходов

2014 год

2015 год

2016 год

2016 к 2014,%

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес,%

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес,%

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес,%

Доходы, всего:

50 409 603, 69

100

52 843 528, 06

100

51 535 344,82

100

102,23

из них

— налоговые доходы

22 523 163, 45

44,68

27 500 338, 81

52,04

28 217 219,38

54,75

125,28

— неналоговые доходы

1 689 633, 78

3,35

1 512 294,59

2,86

1 582 390,38

3,1

93,65

— безвозмездные поступления

26 196 732,93

51,97

23 840 894,63

45,12

21 735 725,05

42,18

82,97

Источник: Данные Министерства Финансов Республики Бурятия [4].

Как следует из представленной таблицы, при ежегодном снижении безвозмездных поступлений, дотаций из федерального бюджета, наблюдается положительная динамика общего объема доходов консолидированного бюджета, что является положительным фактором в укреплении доходной базы консолидированного бюджета республики.

В консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило доходов за 2014 год — 50 409 603, 69 тыс.руб., в 2015 году — 52 843 528, 06 тыс.руб., и в 2016–51 535 344,82 тыс.руб. Уточненные бюджетные назначения исполнены в целом на 102,2 %, по налоговым и неналоговым доходам на 101,3 %, безвозмездным поступлениям на 103 %. В течении последних двух лет наблюдается снижение доходов.

Таким образом, в 2015 году в сравнении с 2014, в целом доходная часть увеличилась на 4,83 %. В 2016 году по сравнению с 2015 годом объем собственных налоговых и неналоговых доходов незначительно вырос на 2,74 %, но в целом доходная часть уменьшилась.

Таблица 2

Исполнение доходов консолидированного бюджета за 2014- 2016 гг, тыс. рублей

Наименование разделов

2014 год

2015 год

2016 год

утверждено

исполнено

% исп.

утверждено

исполнено

% исп.

утверждено

исполнено

% исп.

Доходы, всего:

49 336 036,7

50 409 603, 69

102,18

52 050 398,07

52 843 528, 06

101,52

51 513 847,85

51 535 344,82

100,04

Налоговые доходы

22254945,7

22 523 163, 45

101,21

26 798 286,00

27 500 338, 81

102,62

27 293 949,72

28 217 219,38

103,38

Неналоговые доходы

1 648 760,6

1 689 633, 78

102,48

1447594,7

1 512 294,59

104,47

1525217,96

1 582 390,38

103,75

Безвозмезд­ные посту­пления

25 432 330,4

26 196 732,93

103,01

23804654,37

23 840 894,63

100,15

22694680,17

21 735 725,05

95,77

Источник: Данные Министерства Финансов Республики Бурятия [4].

Для наглядности представим данные таблицы 2 на рисунке 1.

Рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия

Анализируя рис.1 можно с уверенностью сказать, что Республика Бурятия была и остается очень зависимой от безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ.

В составе налоговых доходов наибольший удельный вес приходятся на налоги на прибыль, на налоги на имущество, налоги на добычу полезных ископаемых. При этом рост налогов на прибыль и доходы наблюдается только в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а налогов на имущество на протяжение всего рассматриваемого периода. Снижение объемов поступлений по налогам на прибыль и доходы в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом было связано с уменьшением объемов поступлений по налогам на прибыль организаций на 1 176 476,53 тыс. руб. Рост налогов на имущество на протяжении всего рассматриваемого периода было связано с ростом поступлений по налогам на имущество как физических лиц, так и организаций, транспортного налога и налога на игорный бизнес.

В составе неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от штрафов, санкций, возмещения ущерба и прочие неналоговые доходы. Снижение неналоговых доходов в 2015 г. было связано со снижением поступлений по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (17,17 %), платежам при пользовании природными ресурсами (18,47 %), доходам от продажи материальных и нематериальных активов (42,85 %) и прочих неналоговых доходов (44,62 %).

На рост налоговых доходов в 2015 г. и на повышение ее исполнение в том же году могли оказать влияние изменения налогового законодательства, вступившие в силу в 2015 г., а также политика в области предоставления налоговых льгот.

В составе безвозмездных поступлений преобладает доля дотаций — 59–60 % за все три года, на втором месте идут субсидии — 10–16 %, и на третьем субвенции — 10 -14 % от общей суммы безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Бурятия.

Структура безвозмездных поступлений приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура безвозмездных поступлений за 2016 год, в %

Рост безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в 2014 г. связано с ростом объемов дотаций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и межбюджетные трансфертов, передаваемых бюджетам ГВФ. А снижение данных безвозмездных поступлений в 2015 г. связано со снижением объемов предоставления дотаций, субсидий и межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам ГВФ. Также за рассматриваемый период наблюдается рост безвозмездных поступлений как от государственных организаций, так и от негосударственных организаций.

Далее, рассмотрим расходы консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 годы.

Таблица 3

Исполнение расходов консолидированного бюджета РБ, за 2014- 2016гг., тыс. рублей

Наименование разделов

2014

2015

2016

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Всего расходов

58 096166,09

54 601 977,29

58 063822,02

54 065 795,72

58 595110,77

54 064 070,36

Общегосуд-е вопросы

4 170 398,13

3 958 208,90

4 247 583,21

4 018 812,90

4 245 139,84

3 970 386,55

Национальная оборона

24 424,30

24 242,19

26 215,30

26 115,43

26 653,92

26 651,84

Национальная безопасность и прав-я деятельность

655 134,44

649 354,39

772 484,84

753 001,92

641 038,13

623 065,74

Национальная экономика

7 526 459,65

6 937 037,26

8 720 741,43

7 988 059,35

8 731 630,29

6 901 252,21

Жилищно-коммунальное хозяйство

5 340 893,87

3 737 997,35

5 869 683,27

4 011 720,36

5 617 261,02

4 466 729,42

Охрана окружающей среды

1 141 313,42

689 221,07

877 294,49

642 773,42

711 273,29

436 844,55

Образование

16 293252,92

16 082 683,90

16 026707,37

15 843 205,33

16 237663,66

16 065 160,39

Культура, кинематография

1 901 555,47

1 864 623,26

1 670 593,49

1 659 163,67

2 132 120,16

2 082 185,72

Здравоохранение

12 000302,42

11 818 875,94

10 496838,94

10 139 912,68

10 411701,96

9 884 516,20

Социальная политика

8 001 561,96

7 834 520,70

8 023105,77

7 859 939,76

8 561722,53

8 400 440,09

Физическая культура и спорт

531 595,48

523 087,72

559 614,07

544 938,69

57 9408,47

543 045,63

Средства массовой информации

70 165,81

69 831,50

91 304,40

90 942,80

96 665,25

96 334,40

Обслуживание гос-ного и муниц-го долга

439 108,22

412 293,11

654 655,45

487 209,41

602 812,99

567 457,62

Источник: Данные Министерства Финансов Республики Бурятия [4].

На основании данной таблицы мы видим, что в 2014–2016 гг. наблюдается отклонение фактического исполнения бюджета по расходам от утвержденных плановых показателей. В 2014- 2016 гг. наблюдается превышение фактического исполнения бюджета над утвержденными плановыми показателями в области здравоохранения.

Наибольшие отклонения между плановыми назначениями и фактическими показателями по разделам «Охрана окружающей среды» 61,42 % исполнения, «Национальная экономика» 74,04 % и «ЖКХ» 79,52 % к уточненным бюджетным назначениям.

В 2015 наибольшую долю в расходах занимает «Здравоохранение» 10 139 912,68 тыс.руб., или 33, 55 %, «Образование» 15 843 205,33 тыс. руб или 23,94 %.

Показатели консолидированного бюджета РБ используются в бюджетном планировании и прогнозировании, при анализе формирования и использования финансового фонда республики, в сводном финансовом планировании, в перспективном планировании.

Консолидированный бюджет Республики Бурятия имеет социальную направленность, поэтому целесообразно рассмотреть преобладающие статьи «Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика», «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Расходы по ним наиболее значительны, поэтому даже незначительный процент экономии средств отразится на общем итоге расходной части бюджета. Экономия средств по другим статьям, доля которых в общей сумме незначительна, не скажется существенно на общей сумме расходов.

По данным доходов и расходов консолидированного бюджета по годам, наблюдается дефицит, который увеличивается.

При расходах бюджетных средств выявляются некоторые недостатки: не полное и нецелевое использование бюджетных средств, неравномерное распределение отдельных направлений расходов.

Подводя итоги вышесказанного, нужно отметить, что в условиях продолжающегося снижения поступлений доходов бюджета, все обязательства государства перед гражданами по предоставлению государственных услуг (работ), обеспечению мер социальной поддержки исполняются и будут в дальнейшем исполняться в обязательном порядке и в полном объеме.

Также положительным фактором можно назвать нацеленность органов исполнительной власти в республике на исполнение индикативного плана, поэтому при корректной связке стратегии социально-экономического развития с индикативным планом, возможности по реализации стратегии можно оценить, как относительно высокие.

Для достижения поставленных целей и исполнению конкретных обязательств государства необходимо принять исчерпывающие меры по экономному расходованию запланированных бюджетных средств. Каждый бюджетный рубль необходимо направлять на достижение конкретного, общественно значимого результата.

Литература:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  2. Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л. Ф. Курченко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. — 109 с.
  3. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник ля студентов вузов / Л. М. Подъяблонская. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 559с.
  4. www.minfin.rb — официальный сайт Министерства финансов Республики Бурятия.
  5. http://budget.govrb.ru/- Открытый бюджет Республики Бурятия.
Основные термины (генерируются автоматически): Бурятия, доход, консолидированный бюджет Республики, консолидированный бюджет, поступление, законодательство РФ, исполнение бюджета, Министерство Финансов Республики, рассматриваемый период, уды.


Похожие статьи

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011–2013 гг.

Специфика правового регулирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации

В докладе рассматриваются вопросы исполнения расходных обязательств с точки зрения законодательства субъектов Российской Федерации. Автором сформулированы выводы о правовой урегулированности исполнения расходных обязательств в субъектах российской Фе...

Особенности расходов местного бюджета

В статье рассматриваются особенности и тенденции формирования и исполнения расходной части местного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Влияние кризиса на доходы и расходы бюджета Приморского Края

В условиях экономического кризиса важное значение отводится аналитике статей бюджета субъекта Российской Федерации. В статье проводится анализ доходных и расходных статей бюджета Приморского края, что позволяет выявить основные направления поступлени...

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения дох...

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Похожие статьи

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011–2013 гг.

Специфика правового регулирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации

В докладе рассматриваются вопросы исполнения расходных обязательств с точки зрения законодательства субъектов Российской Федерации. Автором сформулированы выводы о правовой урегулированности исполнения расходных обязательств в субъектах российской Фе...

Особенности расходов местного бюджета

В статье рассматриваются особенности и тенденции формирования и исполнения расходной части местного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Влияние кризиса на доходы и расходы бюджета Приморского Края

В условиях экономического кризиса важное значение отводится аналитике статей бюджета субъекта Российской Федерации. В статье проводится анализ доходных и расходных статей бюджета Приморского края, что позволяет выявить основные направления поступлени...

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения дох...

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Задать вопрос