В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.
Ключевые слова: расходные обязательства, региональный бюджет, исполнение бюджета
Региональный бюджет играет огромную роль в системе бюджетного управления в России. Бюджет субъекта РФ отражает основные направления бюджетной политики региона, реализацию государственных и территориальных целевых программ, направленных на улучшение качества жизни населения региона, и фактически является сводом всех собираемых на территории региона налоговых и неналоговых доходов, а также выплачиваемых из бюджета региона расходных обязательств перед физическими и юридическими лицами, которые обязательны для исполнения в текущем финансовом году.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. [2]
Для субъектов РФ и муниципальных образований ключевыми моментами в данном положении являются:
1) Расходы региональных и местных бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами;
2) Расходные обязательства субъектов РФ и муниципальных образований устанавливаются законодательством РФ о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями, законами и иными нормативно-правовыми актами муниципальных образований;
3) Расходные обязательства обуславливаются их исполнением в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, нормативных правовых актов муниципальных образований, договорами и соглашениями.
Исполнение бюджета — это основная стадия бюджетного процесса. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете, а также в своевременном и бесперебойном финансировании запланированных расходов. Именно на этой стадии происходит кассовое зачисление доходов в бюджет и произведение расходов из бюджета в целях финансового обеспечен
Для более детальной характеристики состояния бюджета необходимо рассмотреть отдельно структуру и состав, как доходов, так и расходов бюджета.
Таблица 1
Динамика доходов бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг.
Наименование доходов |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2016 к 2014,% |
|||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес,% |
||
Доходы, всего: |
50 409 603, 69 |
100 |
52 843 528, 06 |
100 |
51 535 344,82 |
100 |
102,23 |
из них — налоговые доходы |
22 523 163, 45 |
44,68 |
27 500 338, 81 |
52,04 |
28 217 219,38 |
54,75 |
125,28 |
— неналоговые доходы |
1 689 633, 78 |
3,35 |
1 512 294,59 |
2,86 |
1 582 390,38 |
3,1 |
93,65 |
— безвозмездные поступления |
26 196 732,93 |
51,97 |
23 840 894,63 |
45,12 |
21 735 725,05 |
42,18 |
82,97 |
Источник: Данные Министерства Финансов Республики Бурятия [4].
Как следует из представленной таблицы, при ежегодном снижении безвозмездных поступлений, дотаций из федерального бюджета, наблюдается положительная динамика общего объема доходов консолидированного бюджета, что является положительным фактором в укреплении доходной базы консолидированного бюджета республики.
В консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило доходов за 2014 год — 50 409 603, 69 тыс.руб., в 2015 году — 52 843 528, 06 тыс.руб., и в 2016–51 535 344,82 тыс.руб. Уточненные бюджетные назначения исполнены в целом на 102,2 %, по налоговым и неналоговым доходам на 101,3 %, безвозмездным поступлениям на 103 %. В течении последних двух лет наблюдается снижение доходов.
Таким образом, в 2015 году в сравнении с 2014, в целом доходная часть увеличилась на 4,83 %. В 2016 году по сравнению с 2015 годом объем собственных налоговых и неналоговых доходов незначительно вырос на 2,74 %, но в целом доходная часть уменьшилась.
Таблица 2
Исполнение доходов консолидированного бюджета за 2014- 2016 гг, тыс. рублей
Наименование разделов |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||||
утверждено |
исполнено |
% исп. |
утверждено |
исполнено |
% исп. |
утверждено |
исполнено |
% исп. |
|
Доходы, всего: |
49 336 036,7 |
50 409 603, 69 |
102,18 |
52 050 398,07 |
52 843 528, 06 |
101,52 |
51 513 847,85 |
51 535 344,82 |
100,04 |
Налоговые доходы |
22254945,7 |
22 523 163, 45 |
101,21 |
26 798 286,00 |
27 500 338, 81 |
102,62 |
27 293 949,72 |
28 217 219,38 |
103,38 |
Неналоговые доходы |
1 648 760,6 |
1 689 633, 78 |
102,48 |
1447594,7 |
1 512 294,59 |
104,47 |
1525217,96 |
1 582 390,38 |
103,75 |
Безвозмездные поступления |
25 432 330,4 |
26 196 732,93 |
103,01 |
23804654,37 |
23 840 894,63 |
100,15 |
22694680,17 |
21 735 725,05 |
95,77 |
Источник: Данные Министерства Финансов Республики Бурятия [4].
Для наглядности представим данные таблицы 2 на рисунке 1.
Рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия
Анализируя рис.1 можно с уверенностью сказать, что Республика Бурятия была и остается очень зависимой от безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ.
В составе налоговых доходов наибольший удельный вес приходятся на налоги на прибыль, на налоги на имущество, налоги на добычу полезных ископаемых. При этом рост налогов на прибыль и доходы наблюдается только в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а налогов на имущество на протяжение всего рассматриваемого периода. Снижение объемов поступлений по налогам на прибыль и доходы в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом было связано с уменьшением объемов поступлений по налогам на прибыль организаций на 1 176 476,53 тыс. руб. Рост налогов на имущество на протяжении всего рассматриваемого периода было связано с ростом поступлений по налогам на имущество как физических лиц, так и организаций, транспортного налога и налога на игорный бизнес.
В составе неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от штрафов, санкций, возмещения ущерба и прочие неналоговые доходы. Снижение неналоговых доходов в 2015 г. было связано со снижением поступлений по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (17,17 %), платежам при пользовании природными ресурсами (18,47 %), доходам от продажи материальных и нематериальных активов (42,85 %) и прочих неналоговых доходов (44,62 %).
На рост налоговых доходов в 2015 г. и на повышение ее исполнение в том же году могли оказать влияние изменения налогового законодательства, вступившие в силу в 2015 г., а также политика в области предоставления налоговых льгот.
В составе безвозмездных поступлений преобладает доля дотаций — 59–60 % за все три года, на втором месте идут субсидии — 10–16 %, и на третьем субвенции — 10 -14 % от общей суммы безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Бурятия.
Структура безвозмездных поступлений приведена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура безвозмездных поступлений за 2016 год, в %
Рост безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в 2014 г. связано с ростом объемов дотаций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и межбюджетные трансфертов, передаваемых бюджетам ГВФ. А снижение данных безвозмездных поступлений в 2015 г. связано со снижением объемов предоставления дотаций, субсидий и межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам ГВФ. Также за рассматриваемый период наблюдается рост безвозмездных поступлений как от государственных организаций, так и от негосударственных организаций.
Далее, рассмотрим расходы консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 годы.
Таблица 3
Исполнение расходов консолидированного бюджета РБ, за 2014- 2016гг., тыс. рублей
Наименование разделов |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
|
Всего расходов |
58 096166,09 |
54 601 977,29 |
58 063822,02 |
54 065 795,72 |
58 595110,77 |
54 064 070,36 |
Общегосуд-е вопросы |
4 170 398,13 |
3 958 208,90 |
4 247 583,21 |
4 018 812,90 |
4 245 139,84 |
3 970 386,55 |
Национальная оборона |
24 424,30 |
24 242,19 |
26 215,30 |
26 115,43 |
26 653,92 |
26 651,84 |
Национальная безопасность и прав-я деятельность |
655 134,44 |
649 354,39 |
772 484,84 |
753 001,92 |
641 038,13 |
623 065,74 |
Национальная экономика |
7 526 459,65 |
6 937 037,26 |
8 720 741,43 |
7 988 059,35 |
8 731 630,29 |
6 901 252,21 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
5 340 893,87 |
3 737 997,35 |
5 869 683,27 |
4 011 720,36 |
5 617 261,02 |
4 466 729,42 |
Охрана окружающей среды |
1 141 313,42 |
689 221,07 |
877 294,49 |
642 773,42 |
711 273,29 |
436 844,55 |
Образование |
16 293252,92 |
16 082 683,90 |
16 026707,37 |
15 843 205,33 |
16 237663,66 |
16 065 160,39 |
Культура, кинематография |
1 901 555,47 |
1 864 623,26 |
1 670 593,49 |
1 659 163,67 |
2 132 120,16 |
2 082 185,72 |
Здравоохранение |
12 000302,42 |
11 818 875,94 |
10 496838,94 |
10 139 912,68 |
10 411701,96 |
9 884 516,20 |
Социальная политика |
8 001 561,96 |
7 834 520,70 |
8 023105,77 |
7 859 939,76 |
8 561722,53 |
8 400 440,09 |
Физическая культура и спорт |
531 595,48 |
523 087,72 |
559 614,07 |
544 938,69 |
57 9408,47 |
543 045,63 |
Средства массовой информации |
70 165,81 |
69 831,50 |
91 304,40 |
90 942,80 |
96 665,25 |
96 334,40 |
Обслуживание гос-ного и муниц-го долга |
439 108,22 |
412 293,11 |
654 655,45 |
487 209,41 |
602 812,99 |
567 457,62 |
Источник: Данные Министерства Финансов Республики Бурятия [4].
На основании данной таблицы мы видим, что в 2014–2016 гг. наблюдается отклонение фактического исполнения бюджета по расходам от утвержденных плановых показателей. В 2014- 2016 гг. наблюдается превышение фактического исполнения бюджета над утвержденными плановыми показателями в области здравоохранения.
Наибольшие отклонения между плановыми назначениями и фактическими показателями по разделам «Охрана окружающей среды» 61,42 % исполнения, «Национальная экономика» 74,04 % и «ЖКХ» 79,52 % к уточненным бюджетным назначениям.
В 2015 наибольшую долю в расходах занимает «Здравоохранение» 10 139 912,68 тыс.руб., или 33, 55 %, «Образование» 15 843 205,33 тыс. руб или 23,94 %.
Показатели консолидированного бюджета РБ используются в бюджетном планировании и прогнозировании, при анализе формирования и использования финансового фонда республики, в сводном финансовом планировании, в перспективном планировании.
Консолидированный бюджет Республики Бурятия имеет социальную направленность, поэтому целесообразно рассмотреть преобладающие статьи «Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика», «Жилищно-коммунальное хозяйство».
Расходы по ним наиболее значительны, поэтому даже незначительный процент экономии средств отразится на общем итоге расходной части бюджета. Экономия средств по другим статьям, доля которых в общей сумме незначительна, не скажется существенно на общей сумме расходов.
По данным доходов и расходов консолидированного бюджета по годам, наблюдается дефицит, который увеличивается.
При расходах бюджетных средств выявляются некоторые недостатки: не полное и нецелевое использование бюджетных средств, неравномерное распределение отдельных направлений расходов.
Подводя итоги вышесказанного, нужно отметить, что в условиях продолжающегося снижения поступлений доходов бюджета, все обязательства государства перед гражданами по предоставлению государственных услуг (работ), обеспечению мер социальной поддержки исполняются и будут в дальнейшем исполняться в обязательном порядке и в полном объеме.
Также положительным фактором можно назвать нацеленность органов исполнительной власти в республике на исполнение индикативного плана, поэтому при корректной связке стратегии социально-экономического развития с индикативным планом, возможности по реализации стратегии можно оценить, как относительно высокие.
Для достижения поставленных целей и исполнению конкретных обязательств государства необходимо принять исчерпывающие меры по экономному расходованию запланированных бюджетных средств. Каждый бюджетный рубль необходимо направлять на достижение конкретного, общественно значимого результата.
Литература:
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
- Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л. Ф. Курченко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. — 109 с.
- Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник ля студентов вузов / Л. М. Подъяблонская. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 559с.
- www.minfin.rb — официальный сайт Министерства финансов Республики Бурятия.
- http://budget.govrb.ru/- Открытый бюджет Республики Бурятия.