Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения «По дорожкам мы пойдем, все узнаем и найдем» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Персикова, Е. Н. Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения «По дорожкам мы пойдем, все узнаем и найдем» / Е. Н. Персикова, О. Н. Кутрань, Н. И. Струкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44672/ (дата обращения: 17.10.2024).



Актуальность проблемы:

Обучение детей со зрительными нарушениями ориентированию — важный аспект в их общем развитии, который поможет им чувствовать себя уверенно в окружающей действительности, свободно взаимодействовать с людьми и предметами.

Выполнение этой задачи осложняет тот факт, что детям с нарушением зрения сложно самостоятельно и достаточно быстро освоить это направление ввиду того, что дефекты зрения не позволяют детям быть достаточно подвижными и ловкими, у них значительно хуже, чем у нормально видящих детей, развиты пространственные представления, они плохо запоминают их словесные обозначения. Снижение остроты зрения и глазодвигательных функций вызывают ошибки в определении расстояния между предметами, их точное расположение в пространстве относительно себя или предмета. Также трудность для детей с патологией зрения вызывает определение правой и левой стороны тела или пространства относительно себя или другого человека.

Поэтому целью проекта является обучение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения разным видам ориентирования: в макро- и микропространстве, а также на теле человека. К тому же, что не маловажно, данное направление является обязательным элементом в подготовке детей к школьному обучению и успешной их социализации в обществе нормально видящих сверстников.

Задачи проекта:

‒ Обобщать представления и накапливать знания, умения и навыки детей о видах пространственного ориентирования, их значении в жизни человека

‒ Продолжать учить детей ориентироваться в микропространстве: на плоскости стола, стены, картины, листа бумаги и т. д.;

‒ Развивать умения у детей ориентироваться в макропространстве, как в замкнутом (помещения детского сада), так и открытом (на улице) пространстве;

‒ Тренировать у детей навыки ориентировки на теле человека, как на самом себе, так и на теле другого человека;

‒ Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве по схеме, карте помещений и уличных участков, а также их самостоятельном составлению.

Тип проекта: обучающий, закрепляющий, игровой, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).

Участники проекта: дети старшей, а затем подготовительной группы, их родители, учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатели группы.

Принципы:

‒ Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

‒ Комплексный подход к диагностическому обследованию уровня развития и коррекционной помощи детей с нарушением зрения;

‒ Дифференцированный подход к детям в зависимости от зрительного диагноза и уровня развития в познании окружающего мира.

‒ Создание офтальмо-гигиенических условий с учетом возможностей, способностей и потребностей детей с нарушением зрения

В результате реализации проекта:

  1. Будут представлены все направления работы по ориентировке на своем теле и теле другого человека, ориентировке в микропространстве, ориентировке в макропространстве.
  2. Прогнозируется значительный рост компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения, а также общая заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, тесное сотрудничество между семьями воспитанников и детским садом.
  3. Будет представлено обобщение опыта работы в ДОУ по взаимодействию учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость результатов

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использовано совместное творческое взаимодействие с родителями. Это необходимо для развития детей и их познавательных способностей. Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетентность воспитателей, но и внесет значительные изменения в развивающую среду ДОУ, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.

Таким образом, ходе реализации проекта можно будет наблюдать:

‒ творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее развитие дошкольников;

‒ освоение всех видов ориентировок детьми с нарушением зрения;

‒ повышение психологической готовности родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;

‒ развитие педагогической компетентности родителей;

‒ расширение словарного запаса детей пространственной терминологией;

‒ развитие детского мышления, памяти, воображения, креативности, а также коммуникативных способностей;

Основные этапы проекта:

1 — вводный — определение цели, задач, продумывание содержания, построение плана реализации проекта;

2 — подготовительный — работа с различными литературными источниками по данной теме, определение содержание деятельности всех участников проекта, разработка мероприятий на весь период реализации проекта;

3 — основной — выполнение всех запланированных мероприятий в установленные сроки, а именно: пополнение методической базы новыми пособиями по заявленной теме, проведение коррекционных занятий с детьми по разным видам ориентирования, внедрение новых игр и заданий для детей, проведение с родителями консультаций и родительского клуба, а также интегрированных занятий, развлечения и квест-игры;

4 — заключительный — презентация проектной деятельности и ее продукции на итоговом педсовете для всех педагогов ДОУ, фото- и видеоотчет по каждому виду деятельности.

План реализации проекта

Мероприятие

Срок исполнения

1

Определение актуальности проекта, постановка цели, задач, содержания, мониторинг.

Сентябрь

2

Изучение литературы и методических разработок, а также опыта работы коллег по развитию у детей с нарушением зрения навыков ориентирования: на теле человека, в микро- и макропространстве.

Разработка плана реализации проекта

Октябрь

3

Разработка, изготовление и внедрение в практику работы с детьми новых пособий, игр и заданий в рамках коррекционных занятий

Октябрь-апрель

4

Разработка и представление информационных листов для родителей по развитию у детей ориентировки на своем теле и теле рядом и напротив стоящего человека

Ноябрь

5

Разработка и проведение интегрированных коррекционных занятий с детьми учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя

Декабрь

6

Разработка и представление информационных листов для родителей «Ориентирование в пространстве детей старшего дошкольного возраста».

Январь

7

Разработка и проведение интегрированных коррекционных занятий с детьми учителя-дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя

Февраль

8

Организация и проведение родительского клуба «Росточек» на тему «Научим детей ориентироваться»

Февраль

9

Разработка и представление информационных листов для родителей «Рекомендации родителям по обучению ориентировке в пространстве ребенка с нарушением зрения».

Март

10

Организация и проведение с детьми развлечения малой формы на улице «Приключение Карлсона по достопримечательностям города»

Март

11

Разработка и представление картотеки игр по пространственному ориентированию: формирование ориентировки на теле человека, на открытом и замкнутом пространстве, с использованием всех сохранных анализаторов, в движении, в микропространстве, с использованием схем, планов

Апрель

12

Организация и проведение с детьми и родителями квест-игры в здании детского сада «Пройди по лабиринту помещений с помощью схемы»

Май

13

Выпуск коррекционного тифлопедагогического журнала для педагогов и родителей «В поле зрения» по развитию всех видов ориентировки у детей с нарушением зрения

Май

14

Презентация проекта и ее продукции педагогам ДОУ на итоговом педсовете

Май

15

Оформление проекта для публикации в периодической печати

Июнь

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под ред.Л. И. Плаксиной, М. 2003;
  2. Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушением зрения/под ред. Мухаева М. П., Ростов-на-Дону, 2010;
  3. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. Росто-на-Дону, 2008;
  4. Ориентируемся в пространстве. Задания на развитие пространственного мышления/Серия «Папка дошкольника». ООО «ВК «Дакота»,
  5. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Шорыгина, 2004
  6. Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5–7 лет, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, детский сад, разработка, родитель, старший дошкольный возраст, тело, итоговый педсовет, пространственное ориентирование, родительский клуб.


Похожие статьи

Родительское собрание в 1-й младшей группе с элементами тренинга и арт-терапии, посвященное адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, «Давайте познакомимся!»

Мастер-класс для родителей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет с ТНР на тему «В игры играем — буквы закрепляем»

Формирование экологических знаний и практического опыта дошкольников в реализации проекта «Дели на три»

Веселая зарядка для малышей с потешкой на устах

Данная авторская разработка является результатом внедрения русского фольклора в физкультурную зарядку, она направленных на повышение физического развития, а также на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста. Предлагаемые комплексы зар...

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности в младшей группе «В гости к Солнышку» с использованием элементов РТВ и ТРиЗ

В статье рассмотрены такие виды работы с детьми младшего дошкольного возраста, которые направлены на закрепление и систематизацию знаний, полученных в течении года. Авторы в занимательной, игровой форме с помощью тризовской игры «Что лишнее?» закрепл...

С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР по ФЭМП на тему «Спасём гномов в стране математике»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных ...

Похожие статьи

Родительское собрание в 1-й младшей группе с элементами тренинга и арт-терапии, посвященное адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, «Давайте познакомимся!»

Мастер-класс для родителей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет с ТНР на тему «В игры играем — буквы закрепляем»

Формирование экологических знаний и практического опыта дошкольников в реализации проекта «Дели на три»

Веселая зарядка для малышей с потешкой на устах

Данная авторская разработка является результатом внедрения русского фольклора в физкультурную зарядку, она направленных на повышение физического развития, а также на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста. Предлагаемые комплексы зар...

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности в младшей группе «В гости к Солнышку» с использованием элементов РТВ и ТРиЗ

В статье рассмотрены такие виды работы с детьми младшего дошкольного возраста, которые направлены на закрепление и систематизацию знаний, полученных в течении года. Авторы в занимательной, игровой форме с помощью тризовской игры «Что лишнее?» закрепл...

С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР по ФЭМП на тему «Спасём гномов в стране математике»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье отражены основные направления коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». Раскрываются основные задачи, цели коррекционно-воспитательного процесса, даются рекомендации по развитию моторно-двигательных ...

Задать вопрос