Представленная статья посвящена такой важной проблеме современного общества, как потребности детей — инвалидов и возможности, предоставляемые в России лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет. Все нюансы и особенности названого выше предмета исследования закреплены законодательно. Законодательные акты международного уровня и Российской Федерации достаточно чётко регламентирует изучаемый в статье вопрос. В контексте отечественного законодательства автор статьи рассматривает особенности основ нормативно правового регулирования прав детей с ограниченными возможностями. Главными выводами работы стали два основных тезиса: 1. Важно признавать право ребёнка с ограниченными возможностями на равноправие и на полноценную жизнь; 2. Необходимо, чтобы государство гарантировало социальную защиту семьям, имеющих детей-инвалидов, и взяло на себя обязательства обеспечения должных для них условий
Ключевые слова: права детей-инвалидов, социальная адаптация, социальная помощь
Правовое координирование сферы реализации и защиты прав людей с ограниченными возможностями в целом и в частности детей-инвалидов формировалось в течение многих десятилетий. К стержневым документам международного сообщества касаемо прав инвалидов причисляют «Всеобщую декларацию прав человека», которая была принята в 1948 году, и «Декларацию социального прогресса и развития», которую провозгласила Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в 1969 году.
«Всеобщая декларация прав человека» говорит о том, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «всякий может располагать всеми правами и свободами без различий любого свойства», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограничений», «все равны перед законом и имеют право на защиту против любой дискриминации», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности» [1].
«Декларация социального прогресса и развития» [2] также включает в себя положения, обращенные на защиту людей с ограниченными возможностями, на предупреждение всякой дискриминации. В числе актов Совета Европы следует отметить «Европейскую конвенцию о социальном обеспечении» [5] и «Европейскую конвенцию о социальной и медицинской помощи» [6]. Они включают в себя тезисы о праве каждого человека на врачебную помощь, социальную защиту, профессиональное обучение, труд, жилище, благосостояние. Относясь ко всем людям, перечисленные права распространяются в равной степени и на людей с ограниченными возможностями.
«Конвенция о правах ребенка» включает положение, в котором прописано, что «неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» [7]. Таким детям необходимо обеспечивать доступ к услугам в сфере медицинского обслуживания, обучения, в том числе и профессионального, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, доступ к средствам отдыха.
В 1975 году была подписана «Декларация о правах инвалидов» [3]. Она подчеркивает, что люди с ограниченными возможностями должны быть защищены от всякой эксплуатации, они обладают правом на уважение их человеческого достоинства, на меры поддержания их самостоятельности как можно в большей степени.
Права людей с ограниченными возможностями с умственными недостатками на медицинскую и социальную реабилитацию прописаны в «Декларации о правах умственно отсталых лиц», которую подписали на Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 году [4]. Согласно данному документу умственно отсталое лицо вправе получать медицинское обслуживание и должное лечение, должно быть обеспечено удовлетворительным жизненным уровнем, а также образованием с последующим восстановлением способности к трудовой деятельности в равной степени со здоровыми людьми.
В Стокгольме в 1987 году был проведён международный съезд экспертов по оценке уровня реализации Всемирной программы действий и прописаны важные замечания по её осуществлению. Тремя годами позже, в 1990 году подписана «Всемирная декларация по обеспечению выживания, защиты и развития детей».
В декабре 2000 года Европейский союз осуществил провозглашении «Хартии основных прав», запрещающей дискриминацию на всяких основаниях, в том числе и инвалидность. Хартия гласит, что «Европейский союз признает и уважает права людей с ограниченными возможностями пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции и участия в жизни общества» [9].
С целью предупреждения детской инвалидности ведущими направлением должны стать защита материнства и детства, социальная помощь молодым семьям, развитие медико-генетического и социально-психологического консультирования, организация благоприятной атмосферы для ребенка, раннее определение имеющихся заболеваний и дефектов развития, проведённая в нужное время педагогическая коррекция функциональных аномалий и нарушений психического развития личности ребёнка.
В Российской Федерации основными нормативно-правовыми актами по охране прав детей с ограниченными возможностями являются: Конституция государства; Федеральный закон «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» принятый 24 ноября 1995 г. за № 181-ФЗ; Постановление Правительства РФ «О порядке признания граждан инвалидами» принятое 13 августа 1996 г. за № 965.
В Федеральном законе «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» [8] человек с ограниченными возможностями определяется как лицо имеющее нарушение здоровья со стабильным расстройством функций организма, вызванным заболеваниями, следствиями травм или дефектами, влекущими ограничения жизнедеятельности и порождающими нужду в его социальной защите.
Стеснение жизнедеятельности — частичная или полная потеря лицом возможности или способности осуществлять самостоятельное обслуживание себя самого: самостоятельно двигаться, ориентироваться, коммуникацию, контролировать собственное поведение, учиться и вести трудовую деятельность.
Социальная защита людей с ограниченными возможностями — система гарантированных законом и государством социальных, экономических и правовых мер, гарантирующих инвалидам условия для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание для них возможностей равноправного участия в жизни общества.
В России нет закона, который содержал бы все основные права детей с ограниченными возможностями, но имеется ряд документов, в которых эти права закреплены. Существует развитая нормативно-правовая база, закрепляющая и защищающая права инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Сейчас осуществляются многократные попытки действительного улучшения положения детей с ограниченными возможностями, однако этих мер недостаточно, поэтому необходимо не только упрочивать нормативно-правовую базу, но и осуществлять на практике тезисы принятых законов.
Гарантия социальной помощи детям с особыми потребностями на правовой основе — это основная функция государства в рамках рассматриваемого вопроса. Правовая основа — это совокупность закрепленных законодательством социально-правовых льгот и гарантий, установленных законодательным путём преимуществ в форме дополнительных прав и упразднения ряда обязанностей, нежели для иных категорий населения. Описываемая система направлена на повышения уровня жизни семей, где есть ребенок с ограниченными возможностями [10].
Детская инвалидность в России — это острая правовая проблема, требующая анализа и изучения основных международных и уже имеющихся внутригосударственных законодательных актов, закрепляющих равноправие здоровых людей и инвалидов. Важно осознавать, что ребёнок с ограниченными возможностями не создаёт затруднений, их порождает несовершенство сложившейся законодательной базы. Инвалидность — это в первую очередь проблема неравных возможностей, нежели проблема медицинского характера.
Дети с отклонениями в развитии обладают равными с другими несовершеннолетними гражданами правами, но не имеют равных возможностей их реализации [11]. По этой причине они нуждаются в специализированной поддержке со стороны государства. Ребёнку, имеющему инвалидность, должны быть гарантированы специальный режим, образование и уход, нужные по причине его особого состояния.
В Российской Федерации в последние годы принимается множество мер для социальной поддержки семей с особыми детьми. Это положение было определено Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 г. № 715 «Об основных направлениях государственной семейной политики». В названном документе подчеркивается особая необходимость повышения уровня социально-медицинской помощи детям с особыми потребностями, включая специальное восстановительное лечение, мероприятия по их реабилитации, создание и реализацию программ обучения родителей началам реабилитации и воспитания детей с ограниченными возможностями [12].
В соответствии с Законом «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» основной задачей социальной защиты людей с ограниченными возможностями признаётся гарантия равных прав и свобод с другими гражданами РФ, обеспечения возможностей их реализации, что предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Статья 15 выше названного Закона включает в себя тезисы об обеспечении свободного доступа людей с ограниченными возможностями к жилым, производственным и общественным зданиям, зонам отдыха, спортивным постройкам, а также свободное пользование общественным государственным транспортом, средствами информации и связи.
В 1999 году в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», возрастная граница для детей с ограниченными возможностями была поднята с 16 до 18 лет.
Согласно Федеральному закону «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации», Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др. детям с особыми потребностями и семьям, воспитывающим их, предоставляется ряд льгот: лечебно-медицинские, жилищно-коммунальные, транспортные, трудовые и пенсионные льготы. Так в России были разработаны специализированные государственные программы. Так задачей программы «Дети России» стало формирование условий для жизни детей, гарантия их социальной защиты в период социальных или экономических преобразований. Важное место в решении проблем детей с ограниченными возможностями и профилактики инвалидности среди детей заняла федеральная целевая подпрограмма «Дети-инвалиды». Не менее важными являются совместные стремления общественных организаций родителей детей с ограниченными возможностями и региональных филиалов Всероссийского общества инвалидов.
Очевидно, что крайне важно признавать право ребёнка с ограниченными возможностями на равноправие и на полноценную жизнь. Признание равных прав означает, что закон защищает права людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, проблема заключается в том, что не только дети, но и их родители зачастую не информированы о своих правах. Ввиду чего головная задача специалистов — ознакомление соответствующих категорий граждан с содержанием нормативных и правовых актов. В сложившейся ситуации необходимо, чтобы государство выступило гарантом социальной защиты семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, взяло на себя обязательства обеспечения должных для них условий.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 10 декабря 1998 г.
- Декларация социального прогресса и развития Провозглашена резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 года
- Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года
- Декларации о правах умственно отсталых лиц. Принята на Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 году
- Европейская конвенция о социальном обеспечении ETS N 078 (Париж, 14 декабря 1972 г.) (неофициальный перевод). Текст перевода документа предоставлен Правовым управлением Государственной Думы ФС РФ.
- Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи 1953 г.
- Конвенция ООН о правах ребенка / Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2000
- Федеральный закон «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
- Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. Опубликовано: Глобалистика: Энциклопедия. — М. 2003. С. 1123–1125.
- Лыгина М. А. Система философско-мировоззренческих оснований теории социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. — 2013. -№ 1. — С. 30–51.
- Дудкин А. С. Технологии социальной работы с семьей и детьми. — Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2011.
- Дудкин А. С. Методология и методика составления рекомендаций по социальной работе с семьей и детьми. — Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского. 2012.