Статья посвящена вопросу адаптация детей-инвалидов в современном мире. В работе отображено состояние проблемы детской инвалидности. Даны основные понятия по рассматриваемой в статье теме, описана ситуация с распространенностью инвалидности в России и охарактеризованы особенности процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. Описана вся значимость участия в процессе адаптации семьи и образовательных учреждений всех ступеней.
Ключевые слова: социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная адаптация, дети с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид
Социальная адаптация — инвалидов в современном обществе с каждым годом становится более актуальной. Так, согласно данным Организации объединенных наций (ООН), в мире каждая десятая семья занимается воспитанием ребенка с особенными потребностями, развитие которого обременено неблагоприятными факторами, обостряющими проблему дезадаптации таких детей в обществе.
В условиях сложившегося общемирового экономического кризиса всех обостряются противоречия в семьях, воспитывающих здоровых детей и детей с особенными потребностями.
Этот факт делает ещё более актуальной потребность глубокого осмысления, теоретического объяснения и практического развития механизмов и формирования условий активизации социокультурных процессов в проблеме реабилитации детей с особенными потребностями. Процессы адаптации и социализации в современном обществе фактически определены тем обстоятельством, что общество в России переживает воздействие двух глобальных, но разнонаправленных тенденций. Первая из них декларирует намерение развиваться по пути демократизации, роста важности прав человека, формирования гражданского общества. Вторая тенденция в объективных условиях развития социума, сведению к примитивным конфигурациям экономического базиса, беспорядочность кризисных изменений, делают для индивидов неисполнимой задачу разумного адаптации к ним. Всё перечисленное приводят к тому, что для многих людей адаптация приобретает вынужденный характер. Вместе с этим содержание подобного процесса адаптации минимально, в её основе лежит задача выживания, а не развития.
В западной и отечественной практике накоплена большая теоретическая база по изучению проблем адаптации людей с ограниченными способностями и особенными потребностями (инвалидов).
Становление теоретической основы вопроса адаптации инвалидов связан со следующими учёными: М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, Ф. Знанецкий, Г. Мид, Т. Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Тард, Ж. Пиаже и др.
Существует ряд подходов к пониманию проблемы адаптации лиц с особенными потребностями:
‒ Психологический подход (A. A. Налчаджян, A. A. Реан, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С. И. Розум и др.);
‒ Культурологическое направление (Э. С. Маркарян, П. С. Кузнецов и др.)
Непосредственно с самой проблемой социальной адаптации работали такие авторы, как: И. А. Милославова, Л. B. Корель, М. В. Ромм, Т. И. Заславская, Ю. А. Урманцев, и др.
Среди русских исследователей, обратившихся к проблеме адаптации лиц с особенными потребностями в социальной и культурной среде, наиболее интересные работы представили такие ученые деятели, как: В. А. Ядов, Д. А. Леонтьев, И. С. Кон, Л. Б. Волынская, М. С. Бережная, Т. Ф. Маслова, и др. Значительным вкладом перечисленных ученых стало накопление материала о поведенческих особенностях и взаимодействии человека в видоизменяющемся социокультурном пространстве.
В рамках работы автора статьи необходимо отметить особый интерес научных деятелей к проблеме адаптации детей-инвалидов. Они находящихся под фокусом внимания большого числа наук — социологии, педагогики, психологии, медицины, правоведения и др.
Изучение проблем детей с особенными потребностями (детей — инвалидов) как особой группы населения тесно связанно со следующими именами: А. И. Осадчих, Б. С. Братусь, Е. Р. Смирнова, И. А. Коробейников, Л. Пожар, Л. М. Шипицына, М. С. Певзнер, Н. В. Антипьева, Т. А. Власова, и др.
Медицинские и социальные особенности инвалидности детей нашли своё отражение в работах: Д. И. Зелинской, И. А. Камаева, И. П. Катковой, Л. С. Балевой, М. А. Поздняковой, О. В. Грининой, и др.
Взаимодействие ребенка с особенными потребностями и культурной средой, окружающей его, вырабатывание навыков его общения в ходе его интеграции и адаптации в социальный мир изучали: А. Д. Жарков, А. П. Марков, Г. М. Бирженюк, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.
Несмотря на большое количество работ, посвященных вопросу социальной и культурной адаптации детей-инвалидов, в действительности проблемы рассматриваемой группы детей остаются не в полной мере разработанными и требуют дальнейшего их исследования.
Оценка действительной численности и структуры людей с ограниченными возможностями является сегодня довольно проблематичной. Государственная статистическая отчетность в полной мере не позволяет дать объективную оценку структуры инвалидов по возрасту, полу и тяжести заболевания и однозначно установить их количество. В ней приводится численность людей пенсионного возраста, получающих пенсию по инвалидности; количество лиц, признанных инвалидами впервые; и другие всевозможные показатели, предназначенные исключительно для оценки состояния конкретных вопросов, связанных с инвалидами, но не дающих возможности составить ясную и цельную картину об уровне инвалидизации граждан нашего государства. В итоге действительная численность инвалидов в России на сегодня точно неизвестна, поскольку на данный момент не ведется статистика общей численности с людей с особыми потребностями.
Ведомственная статистика Минздравсоцразвития на сегодняшний день позволяет учитывать лишь первичную инвалидность. Помимо этого, на данный момент в России нет статистического учета инвалидов ювенальной категории, молодых инвалидов, что было бы большим подспорьем для создания и реализации программ социальной адаптации этой категорией лиц [9, 12с].
На сегодняшний день можно Осадчих А. И в работе «Проблемы инвалидности в России. Состояние и перспективы» выделяет ряд особенностей процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в России:
- В настоящее время в нашем государстве детская инвалидность уже более не рассматривается исключительно в качестве медицинской проблемы. Её не связывают с устойчивым нарушением функций организма, определенными внутренними и внешними факторами. Так с момента подписания Россией Конвенции ООН о правах инвалидов был осуществлён переход к социальной концепции личности инвалида.
- Социальная и культурная адаптация — многогранный и сложный феномен, характеризуемый динамичными изменениями. Социокультурная адаптация ребенка с инвалидностью протекает в рамках трёх основных её составляющих: личность, культура, общество. Все они требуют постоянного согласования запросов и ожиданий социальной составляющей к личности особенного ребенка. В результате благополучной социокультурной адаптации ребёнок с ограниченными возможностями адаптирует свои поведение, установки и притязания к действительности той социальной сферы, в которую он приспосабливается. Полученные в результате социокультурного привыкания навыки и знания дети — инвалиды направят на удовлетворение житейских потребностей, что поддержит их в стремлении стать полноценными участниками общества.
- Эффективная адаптация детей с особенными потребностями в современную социальную и культурную сферу тесно связано с приоритетностью мер государственной социальной политики касательно детей-инвалидов и находятся в прямом подчинении у степени социально-экономического развития государства. Важно признать, что Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и государственная программа «Доступная среда» (утверждена на период с 2011 года по 2020 год), разработанную согласно содержанию Конвенции ООН о правах инвалидов, которую Россия подписала 24 сентября 2008 года, возложены значительные надежды. Важным итогом в работе по адаптации детей с особыми потребностями стала активизация социокультурной деятельности по приумножению интереса к искусству, культуре и внедрению новейших форм развития и показа достижений и дарований людей (в том числе и детей) с инвалидностью.
- Широкое распространение детской инвалидности в России требует нестандартного способа реализации государственной социальной политики, устремленной на гарантированную адаптацию детей с особенными потребностями. Необходимо чёткое выявление ключевых тенденций, содействующих поддержанию и росту численности такой социальной группы, как дети-инвалиды, заболеваний, провоцирующие инвалидность. Для результативного решения всевозможных проблем детей с ограниченными способностями важно учитывать экономические и экологические, демографические и социальные изменения в стране.
- Для благополучной социокультурной адаптации детей-инвалидов необходимо в абсолютной степени учитывать массу проблем, с которыми сталкивается в обществе рассматриваемая категория граждан. Рост числа детей с особенными потребностями в России сопровождает активный поиск способов и методов решения важнейших проблем особенных детей, создания для них так называемой «безбарьерной» среды. Для эффективной адаптации непременной является разработка новых программ на федеральном и региональном уровнях с учётом заболевания, возраста, социокультурных и психологических особенностей рассматриваемой категории детей.
- Одним из фундаментальных направлений эффективной адаптации детей с особенными потребностями стало применение современных технологий в социокультурной сфере жизни, обращенных на досуг в свободное время. Разработка и претворение в жизнь эффективных алгоритмов организации досуга в свободное время содействуют успешной адаптации особенных детей.
Семья в адаптации детей-инвалидов играет значительную роль. Для детей с особенными потребностями домашний очаг — это важнейшей источник надежды и веры в будущее. Жизнь ребёнка-инвалида в полной семье положительно сказывается на его психологическом состоянии.
Создание оптимальных условий для коррекции нарушений в развитии ребёнка, воспитания, обучения, адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач общества и государства [18, 3с].
Анализируя финансовое положение семей с детьми — инвалидами, необходимо отметить, что среднестатистическая российская семья, имеющая своим членом ребёнка с инвалидностью в тяжёлой форме, не позволяющей ему вести самостоятельный образ жизни, признаётся малообеспеченной. Это происходит в виду того, что в большинстве случаев родители вынуждены большущую часть времени проводить дома рядом с особенным ребенком, в виду чего иметь минимальный заработок.
Рождение особенного ребенка может стать причиной семейных разногласий, которые в большинстве случаев приводят к распаду семьи. Что позволяет говорить, полагаясь на выше сказанное, о том, что неполная семья, негативно действует на процесс социализации ребенка. Ряд семей продолжает свою жизнь в условиях исковерканных межличностных отношений, поскольку родители, сохраняя семью формально, в большинстве случаев не могут преодолеть кризисную ситуацию и сохранить гармоничные взаимоотношения.
На сегодняшний день в России почти 80 % детей-инвалидов растут в неполных семьях, находящихся в бедственном финансовом положении, обостряемом наличием так называемых «барьеров инвалидности» в различных формах их проявления и психологической изоляцией, возникающей в силу нетерпимого или равнодушного отношения общества к детям с ограниченными возможностями. Это в свою очередь провоцирует самоизоляцией семей, воспитывающих особенных детей. Острый недостаток основных видов помощи и поддержки со стороны государства и социума служит формированию условия для нарушения прав рассматриваемой категории детей на образование, реабилитацию. Так же подобная ситуация приводит к возникновению тесной зависимости возможности реализации этих прав от социального статуса и места жительства семьи.
Важнейшей проблемой в процессе адаптации детей с особенными потребностями стал вопрос получения ими образования на всех ступенях — дошкольного, школьного, специального и высшего. С ростом значимости образования населения стало тесно связано ним, поскольку оно приобрело форму одного из главных конкурентных преимуществ в условиях современного общества.
Дошкольное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями обеспечиваются дошкольными образовательными учреждениями коллективно с органами социальной защиты населения и структурами здравоохранения. Это отражено в статьях 18 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В независимости от состояния здоровья гарантии в получения образования детьми — инвалидами также прописаны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Согласно названному закону государство обязуется создать для граждан с ограничениями по здоровью, имеющих пороки в физическом и (или) психическом формировании, все необходимые условия для получения ими образования. Кроме того, проводить коррекцию нарушений процесса их развития и социальной адаптации, в основу чего должны быть положены специальные педагогические подходы. Статья 5 рассматриваемого законодательного акта определяет государственные гарантии бесплатности и общедоступности дошкольного, школьного, среднего и высшего образования. При этом право на получение образования гарантируется всем без исключения гражданам России — независимо от их места жительства и состояния здоровья.
Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» дети-инвалиды, место жительство которых определено в стационарных учреждениях социального обслуживания, в число которых входят и дома — интернаты, обладают правом на получение образования и профессиональную подготовку соответствующих физическими и умственными возможностями. Описанное право обеспечивается по средствам создания в стационарных учреждениях социального обслуживания специализированных образовательных форм (классов и групп) и мастерских профессионального обучения в порядке, определенном законодательством.
Касаемо среднего специального и высшего образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что дети-инвалиды I и II групп при условии благополучного прохождения вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и муниципальные и государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются вне конкурса. При этом важно, чтобы обучение в соответствующих образовательных учреждениях не было противопоказано по заключению федерального учреждения МСЭ. Тем не менее, не смотря на законодательно оформленную доступность профессионального образования всех ступеней для детей с особенными потребностями, на сегодняшний день в российских учреждениях соответствующего образовательного уровня обучение инвалидов явление достаточно редкое в виду отсутствия необходимой инфраструктуры.
Проблема образования детей с ограниченными возможностями приобрела форму одной из ключевых для интеграции их в общество. Исключительную роль в современном мире в профессиональной деятельности играет образование, поскольку оно расширяет круг инструментов для восхождения по социальной лестнице, приобретения более важного статуса.
Подводя итоги анализа важно отметить, что социальная адаптация ребенка-инвалида включает в себя такие факторы, как умение жить в обществе, семье и действовать группе. В связи с подобной спецификой жизнедеятельности детей с особенными потребностями у них есть острая необходимость обращаться к здоровым ячейкам общества.
Важно, за последнее время в нашей стране произошли изменения в понимании социумом проблем детей — инвалидов. В виду чего прямая обязанность государства — помощь в решении их проблем, работа по выявлению реальных нужд рассмотренной автором статьи группы населения.
Литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. — М.
- Бережная MC. Основные направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. Коллективная монография. — М., 2006.
- Братусь Б. С. Аномалия личности. — М., 1988.
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
- Волынская Л. Б. Адаптация человека в социокультурной среде. — М., 2008.
- Жарков А. Д. Технология социокультурной деятельности. — М., 1995.
- Жигунова Г. В. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории: Монография / Г. В. Жигунова, И. Л. Ткаченко. Красноярск: Научно — информационный центр, 2013. С. 12.
- Зелинская Д. И., Балева Л. С. Детская инвалидность. — М., 2001.
- Калимуллина Э. Р. Проблемы социальной защиты детей-инвалидов в условиях современного российского общества: автореф.... канд. соц.наук. — Уфа, 2007.
- Камаев И. А., Позднякова М. А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. — Нижний Новгород, 2004.
- Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности — М., 1995.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975
- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). — М., 1983.
- Маслова Т. Ф. Социокультурная интеграция в контексте современных реалий. — Ставрополь, 2006.
- Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф.... канд.фил.наук. — Л., 1974.
- Молчанова А. В. Деятельность общественных объединений Западной Сибири по социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (1991–2000гг.). Автореферат
- Парсонс Т. Система современного общества. — М., 1998
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — Воронеж, 1996.
- Проблемы инвалидности в России. Состояние и перспективы. — М., 2002.
- Реан A. A. Психология адаптации личности / A. A. Реан, А Р. Кудашев, A. A. Баранов. — СПб., 2008
- Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб., 2007.
- Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. -Новосибирск, 2002.
- Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. — Саратов, 1996.