В статье рассмотрено развитие пассажирского транспорта в городе Волгограде. Описано исследование маршрутной сети общественного пассажирского транспорта. Сделаны выводы по организации функционирования системы общественного транспорта в городе Волгограде.
Ключевые слова: пассажирский городской транспорт, маршрутная сеть, система общественного транспорта
Город Волгоград находится на юго-востоке европейской части России, он является административным центром Волгоградской области. Большая протяженность города (более чем 85 км вдоль р. Волги) создает сложности для организации эффективной работы транспортной системы. С увеличением количества личных автомобилей возросла загруженность магистралей и улиц города. В часы пик большому количеству людей необходимо добраться из северной части города в центральную и южную его части, и наоборот. В городе выделяется три основные магистрали: 1-я, 2-я и 3-я Продольные.
Магистрали имеют начало с северной границы города (Саратовского направления). Три магистрали проходят через Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный и Ворошиловский районы, далее переходят в две в Советском районе города (остановка «СХИ»), и в Кировском районе (остановка ТЦ «Акварель») объединяются в одну, она продолжается до конца города в южном направлении (трасса М6).
На рис.1 представлено месторасположение всех продольных магистралей города. Синим цветом обозначена 1-ая Продольная магистраль, красным цветом — 2-ая Продольная магистраль, зеленым — 3-я Продольная магистраль. Фиолетовым цветом на карте выделена 0-ая Продольная магистраль, она еще на данный момент не достроена. 0-ая Продольная магистраль позволит разгрузить центр города. Она будет проходить по берегу р. Волги от ул. Маршала Чуйкова в Центральном районе до ул. Баррикадная в Ворошиловском районе.
Рис. 1. Вид продольных магистралей на карте г. Волгограда
В г. Волгограде хорошо развиты следующие виды городского пассажирского транспорта: трамвай, маршрутное такси, личный транспорт, автобус, троллейбус, электричка, речной транспорт. Основными видами пассажирского транспорта в городе в 2015 году являлись: трамвай, троллейбус и маршрутное такси.
Для того, чтобы определить насколько загружена главная улица города (пр. им. Ленина), оценить интенсивность движения, определить провозные возможности пассажирского транспорта, проводилось обследование в будние дни с 06 июля по 10 июля 2015 г. Обследование проводилось на трех остановочных пунктах («Комсомольская» (А-А), «Университет» (Б-Б) и «7-ая Гвардейская» (В-В)) в прямом и обратном направлении (рис.2). На рис. 2 представлены маршруты, которые наблюдались в шести пунктах исследования.
В ходе исследования собиралась первичная информация. В каждом пункте учетчики подсчитывали количество проезжающих единиц подвижного состава общественного пассажирского транспорта, отмечали в подготовленном заранее бланке номер маршрута, госномер ПС, время прибытия на остановочный пункт, количество вошедших и вышедших пассажиров, оценивалось наполнение салона и отмечалось время убытия с остановочного пункта транспортного средства (табл. 1). Далее полученные данные обрабатывались, определялось количество подвижного состава каждого маршрута, прибывающего на остановочный пункт по часам суток в утренние и вечерние часы «пик». Определялся пассажирообмен остановочных пунктов, время оборота подвижного состава на каждом маршруте. [6, 7, 8, 9, 10]
Исследовалось 60 маршрутов: в 1 пункте — 33 маршрута, во 2 пункте — 35 маршрутов, в 3 пункте — 50 маршрутов, в 4 пункте — 49 маршрутов, в 5 пункте — 35 маршрутов и в 6 пункте — 33 маршрута (см. рис. 2).
Рис. 2. Пункты и номера маршрутов городского общественного пассажирского транспорта в обследовании 2015 г.
Приведем примеры обработки данных обследования одного маршрута № 2Сза один день (06.07.15, понедельник) в утренние часы с 7:00 до 11:00.
Таблица 1
Пример заполнения бланка обследования
№маршрута |
Госномер |
Марка ПС/тип ПС |
Время |
Количество пассажиров |
Наполнение салона |
Уровень загруженности ПС |
|||
Прибытие, ч:мин |
Отправления ч:мин |
Вошло |
Вышло |
||||||
246 |
а264вт |
ГАЗ/М |
7:00 |
7:00 |
0 |
1 |
8 |
0,25 |
|
1 |
4554 |
Троллейбус |
7:01 |
7:01 |
1 |
1 |
2 |
<0,25 |
|
8а |
4600 |
Троллейбус |
7:03 |
7:03 |
2 |
0 |
14 |
0,25 |
|
8 |
4637 |
Троллейбус |
7:03 |
7:03 |
0 |
1 |
11 |
0,25 |
|
123 |
в716ов |
FORD/M |
7:08 |
7:08 |
0 |
1 |
11 |
0,5 |
|
1 |
4498 |
Троллейбус |
7:08 |
7:08 |
1 |
2 |
27 |
0,5 |
|
23А |
т242уе |
ГАЗ/М |
7:09 |
7:09 |
0 |
1 |
6 |
0,25 |
|
160 |
а672мм |
ГАЗ/М |
7:09 |
7:09 |
0 |
1 |
8 |
0,25 |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
|
2С |
в457ку |
ГАЗ/М |
10:57 |
10:57 |
0 |
3 |
13 |
0,75 |
|
8 |
4461 |
Троллейбус |
10:59 |
10:59 |
1 |
4 |
10 |
<0,25 |
|
На рис. 3–4 приведены характеристики работы ПС на маршруте № 2С.
Рис. 3. Пассажирообмен на остановочном пункте «Университет» на маршруте № 2С
Рис. 4. Распределение интервала движения ПС на маршруте № 2С
Количество подвижного состава работает на каждом маршруте разное, это зависит от длины маршрута, вместимости ПС, от пассажиропотока. Наблюдения показывают, что наибольшее количество единиц на каждом маршруте появляются в часы «пик» примером служит (рис. 5–6) распределение ПС, автобусов, троллейбусов, маршрутных такси.
Рис. 5. Количество маршрутного такси на маршруте № 2С во 2 пункте наблюдения
Рис. 6. Количество троллейбусов на маршруте № 8 ПС во 2 пункте наблюдения
Из всех дней исследования выбираем день недели в котором наблюдается наибольшее количество ПС. На рис. 7 представлено общее количество единиц подвижного состава за один день 06.07.15г.
Рис. 7. Общее количество подвижного состава по часам суток в направлении пл. им. Ленина — ул. Комсомольская
По данным рис. 7 видно, что наибольшее количество ПС наблюдается в утренние часы с 8 до 10 часов, в общем количестве более 60 ед./ч., а в вечерние часы более 70 ед./ч. в интервале с 16 до 17 часов.
На рис. 8 отображено общее количество ПС автомобильного пассажирского транспорта в утренние часы «пик» превышают в 1,5 раза количество ПС наблюдаемое в вечернее время по всем исследуемым дням недели.
Рис. 8. Общее количество подвижного состава по дням недели в направлении пл. им. Ленина — ул. Комсомольская
В табл. 2 приведены данные по максимальному и минимальному количеству ПС наблюдаемого в утренние и вечерние часы «пик». По данным табл. 2 можно отметить большую неравномерность наличия ПС на конкретных маршрутах. В табл. 3 приводится оценка провозной возможности ПС на каждом маршруте наблюдаемого за время исследования.
Таблица 2
Минимальное имаксимальное число ПС на протяжении всей недели
№маршрута |
Количество ПС вутренние часы |
Количество ПС ввечерние часы |
|||
Min, ед. |
Max, ед. |
Min, ед. |
Max, ед. |
||
Троллейбусы |
1 |
21 |
22 |
15 |
20 |
8 |
39 |
45 |
28 |
35 |
|
10 |
10 |
24 |
6 |
10 |
|
12 |
5 |
8 |
7 |
8 |
|
8а |
19 |
23 |
11 |
17 |
|
Маршрутное такси |
19 |
6 |
13 |
0 |
8 |
33 |
2 |
6 |
0 |
5 |
|
53 |
4 |
3 |
4 |
8 |
|
57 |
6 |
14 |
2 |
6 |
|
77 |
0 |
2 |
0 |
5 |
|
98 |
2 |
5 |
3 |
7 |
|
15а |
2 |
5 |
0 |
7 |
|
15с |
5 |
25 |
0 |
3 |
|
2с |
11 |
21 |
8 |
11 |
|
3с |
5 |
12 |
0 |
7 |
|
90а |
3 |
5 |
0 |
7 |
|
91а |
10 |
18 |
0 |
12 |
|
9а |
6 |
13 |
4 |
8 |
|
Таблица 3
Провозные возможности при минимальном имаксимальном числе ПС на каждом маршруте протяжении всей недели
№маршрута |
Провозные возможности при количестве ПС |
||||
Утренние часы |
Вечерние часы |
||||
Минимальном ПС |
Максимальном ПС |
Минимальном ПС |
Максимальном ПС |
||
Троллейбусы |
1 |
2646 |
2772 |
1890 |
2520 |
8 |
4914 |
5670 |
3528 |
4410 |
|
10 |
1260 |
3024 |
756 |
1260 |
|
12 |
630 |
1008 |
882 |
1008 |
|
8а |
2394 |
2898 |
1386 |
2142 |
|
Маршрутное такси |
19 |
84 |
182 |
0 |
112 |
33 |
28 |
84 |
0 |
70 |
|
53 |
56 |
42 |
56 |
112 |
|
57 |
84 |
196 |
28 |
84 |
|
77 |
0 |
28 |
0 |
70 |
|
98 |
28 |
70 |
42 |
98 |
|
15а |
28 |
70 |
0 |
98 |
|
15с |
70 |
350 |
0 |
42 |
|
2с |
154 |
294 |
112 |
154 |
|
3с |
70 |
168 |
0 |
98 |
|
90а |
42 |
70 |
0 |
98 |
|
91а |
140 |
252 |
0 |
168 |
|
9а |
84 |
182 |
56 |
112 |
|
В настоящее время происходит кардинальное изменение маршрутной сети общественного пассажирского транспорта г. Волгограда. Предполагается опорную сеть комплексной транспортной схемы Волгограда представить трамваями и троллейбусами и автобусами большой и средней вместимости. Предполагается, что сеть составят 15 автобусных социальных («опорных») маршрутов, 13 трамвайных и девять троллейбусных, 11 автобусных социальных («вспомогательных») маршрутов, 21 автобусный коммерческий «вспомогательный» маршрут, 12 автобусных социальных «сезонных маршрутов». При этом автобусные вспомогательные маршруты соединят соседние районы города и будут служить для подвоза пассажиров к опорным маршрутам общественного транспорта. Сезонные маршруты будут выполнять перевозку на дачные участки пассажиров, которые в большинстве являются пенсионерами-льготниками. [2]
В табл. 4 приведена характеристика существующих и новых автобусных маршрутов. Существующую сеть обслуживают 114 ед. автобусов, дополнительную сеть — 149 ед., на всей маршрутной сети работает — 263 ед. автобусов большой вместимости.
Таблица 4
Существующая иновая опорные сети, автобусных маршрутов г. Волгограда
п/п |
№м-та |
Название маршрута |
Длина, км |
Интервал, мин. |
Эксплуатационная скорость, км/ч |
Время рейса, мин. |
Кол-во ТС, ед. |
Существующие автобусные маршруты |
|||||||
1 |
2 |
Хим. завод — Ж/д вокзал |
24,6 |
7 |
20 |
74 |
24 |
2 |
6 |
Агентство — Аэропорт |
20 |
8 |
20 |
60 |
17 |
3 |
21 |
Пос. ГЭС — Ж/д вокзал |
23,6 |
5 |
20 |
70 |
11 |
4 |
59 |
Ул. им. Землячки — 61-ая школа |
19 |
6 |
20 |
57 |
16 |
5 |
77 |
К-тр Юбилейный — ТРК Комсомолл |
43 |
8 |
20 |
129 |
36 |
6 |
88 |
Пос. М. Горького — Ж/д вокзал |
19,7 |
13 |
20 |
60 |
10 |
ИТОГО ПС |
114 |
||||||
Новые автобусные маршруты |
|||||||
7 |
55 |
К-р «Юбилейный» — 7-я больница |
27,8 |
7 |
20 |
81 |
26 |
8 |
25 |
Спартановка — ТРЦ «Акварель |
32 |
8 |
20 |
96 |
27 |
9 |
95 |
пос. ГЭС — Ул. Тополевая |
39,7 |
6 |
20 |
119 |
41 |
10 |
20 |
Пл. им. Дзержинского — Ул. Аллея Героев |
14 |
8 |
20 |
42 |
12 |
11 |
65 |
Жилгородок — Ул. им. Тулака |
15,5 |
10 |
20 |
46 |
11 |
12 |
85 |
Жилгородок — Кардиоцентр |
21 |
10 |
20 |
63 |
14 |
13 |
35 |
Больничный комплекс — Ул. им. Тулака |
15,5 |
6 |
20 |
46 |
18 |
Итого ПС |
149 |
||||||
Общее количество ПС |
263 |
||||||
Рис. 9. Новые автобусные маршруты
Таблица 5
Вспомогательная сеть. Автобусные маршруты Дзержинского иЦентрального района
№м-та |
Наименование маршрута |
Длина, км |
Интервал, мин. |
Эксплуат. скорость, км/ч |
Время рейса, мин. |
Кол-во ТС, ед. |
Прежнее кол-во ТС, ед. |
Изменение кол-ва ТС |
|
23а |
Тулака — ТЦ Ашан |
13,2 |
11 |
20 |
40 |
7 |
13 |
-6 |
|
Трасса следования |
25 лет октября, Туркменская, Авиаторская, Базисная, Рабоче-Крестьянская, пр-кт Ленина, 7-ой Гвардейской, Хиросимы, Рокоссовского, Качинцев, пр-кт Жукова, Карла Либкнехта, Рионская, Хорошева, пр-кт Жукова, Историческая, проезд Аптечный |
||||||||
49а |
Мясникова — Жилгородок |
18,9 |
8 |
20 |
57 |
22 |
16 |
6 |
|
Трасса следования |
51-ая Гвардейская, пр. Жукова, Землячки, Еременко, Ополченская, Н. Отрады |
||||||||
75 |
Радеж — П. Ангарский |
10,3 |
8 |
20 |
31 |
11 |
2 |
9 |
|
Трасса следования |
Ткачева, Рокоссовского, Хиросимы, 7-ая Гвардейская, пр. им. Ленина, Краснознаменская, Коммунистическая, Голубинская, Ангарская Полоненко, П. Осипенко, Твардовского |
||||||||
98 |
Речпорт — ТЦ Метро |
25,1 |
11 |
20 |
65 |
12 |
6 |
6 |
|
Трасса следования |
Историческая, 51-я Гвардейская, Космонавтов, проезд Дорожников, Землячки, 3-й Воздушной Армии, Симонова, бульв. 30 лет Победы, Московская, Качинцев, пр-кт Жукова, Хорошева, Римского-Корсакова, Ангарская, Рокоссовского, Голубинская, Кубанская, Новороссийская, Глубокоовражная, Краснознаменская, пр. Ленина, 7-ой Гвардейской, Набережная 62-й Армии |
||||||||
Таблица 6
Опорная троллейбусная сеть
№Маршрута |
Наименование маршрута |
Длина, км |
Интервал, мин. |
Время рейса, мин. |
Кол-во ПС, ед. |
Текущий выпуск вагонов, ед. |
Прирост кол-ва ПС, ед. |
Действующие троллейбусные маршруты опорной сети |
|||||||
1 |
Нижний поселок ВГТЗ — Детский центр |
16,4 |
6 |
67 |
22 |
18 |
4 |
2 |
ЖД вокзал «Волгоград 1» — Пл. Куйбышева |
6,6 |
9 |
30 |
6 |
0 |
6 |
8 |
Спартановка — ЖД вокзал «Волгоград 1» |
16 |
4 |
58 |
31 |
27 |
4 |
8а |
Спартановка — Пл. Куйбышева |
20,9 |
5 |
78 |
32 |
15 |
17 |
9 |
Спартановка — ЗКО |
10,5 |
4 |
42 |
21 |
25 |
-4 |
10 |
Ул. Лесогорская — Пл. Куйбышева |
13,2 |
11 |
55 |
10 |
24 |
-14 |
12 |
Пл. Возрождения — Детский центр |
6,5 |
50 |
24 |
1 |
5 |
-4 |
15 |
Детский центр — Больничный комплекс |
9,7 |
5 |
44 |
16 |
25 |
-9 |
15а |
Больничный комплекс — пл. Куйбышева |
13,8 |
12 |
60 |
10 |
0 |
10 |
18 |
Тополевая — Обувная фабрика |
8,4 |
0 |
0 |
0 |
18 |
-18 |
ИТОГО |
149 |
157 |
-8 |
||||
Более 80 привычных горожанам маршруток и автобусов прекратили свою работу с 15 апреля по 15 мая в Волгограде. [1]
Согласно распоряжению председателя комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда Д. Веркина, с 15 апреля отменялись маршрутки № 10, 11, 18, 29, 49, 50, 53, 71, 82, 84, 88, 96, 100, 15а, 15с, 1с, 27а, 27э, 28а, 29с, 2с, 46, 48а, 57к, 64а, 65а, 68а, 6к, 70а, 71к, 78а, 7а, 80а, 81а, 8а, 90а, 91а, 93а, 9а, 13к. [1]
В этот же день в Волгограде исчезли автобусы № 12, 29, 30, 31, 33, 44, 49, 78, 10, 11, 11а и троллейбусы маршрутов № 18 «Улица Тополевая — Обувная фабрика» и № 11 «Рыбокомплекс — Больничный комплекс». [1]
С 30 апреля отмене подлежали маршрутки № 6, 9, 17, 19, 28, 40, 44, 52, 77, 78, 80, 22а, 3а, 4к, 7к, 95к и автобус № 4. [1]
С 15 мая прекращали свою работу маршрутки № 14, 16, 39, 47, 56, 57, 10а, 27Б, 42а, 56э, 5а, 61а, 8с, 95а, 56а и автобусы № 19 и 22. [1]
С отменой маршруток перевозки в г. Волгограде будут обеспечиваться исключительно автобусами ВПАТП-7 и ООО «Волгоградский автобусный парк» и подвижным составом МУП «Метроэлектротранс». [1]
Новая комплексная транспортная схема является в достаточной степени сбалансированной. В полном объеме учтены сведения по специфике рынка пассажирских перевозок Волгограда и предложены механизмы по максимизации эффективности организации перевозок.
От предложенных мероприятий ожидают следующие социально-экономические результаты: повышение качества перевозок на городских и пригородных маршрутах общего пользования; повышение эффективности использования ПС; повышение уровня безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте общего пользования; улучшение транспортно-эксплуатационных качеств УДС и совершенствование организации дорожного движения. [4]
Совершенствование организации работы видов общественного пассажирского транспорта г. Волгограда необходимо проверить с учетом совмещения интересов муниципальных органов, всех перевозчиков и пассажиров, которые пользуются городскими маршрутами. [5, 11, 12, 13, 14]
Литература:
1 В Волгограде закрывают все маршрутки, 14 автобусов и два троллейбусных маршрута [Электронный ресурс] // V1.ru. — 2017. — Режим доступа: http://v1.ru/text/newsline/258022995959808.htmlhttp://v1.ru/text/newsline/258022995959808.html (дата обращ. 27.05.17).
2 В Волгограде раскрыли детали транспортной схемы региона [Электронный ресурс] // V1.ru. — 2017. — Режим доступа: http://v1.ru/text/newsline/169879256944640.html (дата обращ. 27.05.17).
3 Волгоград [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия. — 2017. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %92 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B3 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4#.D0.93.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9 (дата обращ. 27.05.17).
4 Куликов, А. В. Состояние пассажирских перевозок в Волгограде и мероприятия по их совершенствованию / А. В. Куликов, Р. Я. Кашманов, А. Н. Карагодина // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. — Волгоград, 2014. — Т. 9, № 19 (146). — С. 58–61.
5 Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков; ВолгГТУ. — Волгоград, 2002. — 256 с.
6 Лукин, В. А. Определение необходимого количества коммерческого автотранспорта малой вместимости на маршрутах г. Астрахани / В. А. Лукин, А. В. Куликов, В. Н. Кузнецов // Вестник ВолгГАСУ. Серия: Строительство и архитектура. — 2005. — Вып. 5. — C. 97–99.
7 Куликов, А. В. Разработка муниципальной маршрутной сети городского общественного пассажирского транспорта г. Астрахани / А. В. Куликов, В. А. Лукин, С. Н. Нетипанов // Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России: матер. V междунар. науч.-техн. конф., Пенза, 21–23 мая 2008 г. / ГОУ ВПО «Пензенский гос. ун-т архит. и стр-ва» [и др.]. — Пенза, 2008. — Ч. 2. — C. 247–251.
8 Лукин, В. А. Результаты обследования пассажиропотоков на общественном пассажирском транспорте Астрахани / В. А. Лукин, А. В. Куликов // Материалы ежегодной науч.-практ. конф. проф.-препод. состава и студентов ВолгГАСУ, 24–27 апр. 2007 г. В 3 ч. Ч. 1: Архитектура, градостроительство. Строительство / ВолгГАСУ. — Волгоград, 2008. — C. 151–154.
9 Повышение пропускной способности городских улиц путём оптимизации подвижного состава общественного транспорта / А. В. Куликов, В. В. Горина, В. А. Лукин, А. В. Лукин, К. В. Сомова // Научные труды SWorld. — 2015. — Вып. 4, т. 1. — C. 4–8.
10 Куликов, А. В. Совершенствование пассажирских перевозок в центральной части города Волгограда / А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова, В. В. Горина // Известия ВолгГТУ. Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 10:межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. — № 4 (162). — C. 78–83.
11 Состояние организации перевозок пассажиров общественным транспортом в малых городах, на примере городов Ахтубинска и Дубовки / А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова, А. Н. Карагодина, Р. Я. Кашманов // Сборник научных трудов SWorld. — 2015. — Вып. 1, том 1. — C. 27–31.
12 Куликов, А. В. Этапы развития общественного пассажирского транспорта Дубовского района Волгоградской области / А. В. Куликов, А. Н. Карагодина // Научные труды SWorld. — 2015. — Вып. 4, т. 1. — C. 42–47.
13 Научные ответы на вызовы современности: техника и технологии: монография. В 2 кн. Кн. 1 / В. В. Тарасов, Г. П. Кича, А. В. Куликов, А. Н. Флоренсов, М. С. Чернова, А. В. Бородин, А. Н. Карагодина, П. В. Кулямов; Проект SWorld. — Одесса: Куприенко С. В., 2016. — 176 с.
14 Куликов, А. В. Результаты влияния смены формы собственности перевозчика на муниципальную маршрутную сеть пассажирского транспорта малых городов / А. В. Куликов, А. Н. Карагодина // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. — 2016. — № 5 (17). — C. 26–31.