В статье рассматривается организации самостоятельной работы студента по дисциплине“Теория электрических цепей”, цель которой обеспечить процесс самообучения студентов, а главное создание на занятиях условий для развития их инициативы и мышления.
Ключевые слова: организация, эффективность, самостоятельная работа, процесс самообучения
Усвоение дисциплины «Теория электрических цепей» даетфундамент знаний, на котором строится изучение теории по всем другим дисциплинам специальности. Для качественного усвоения материала дисциплины предполагается проведение различных видов занятий: лекции, лабораторные занятия, практические занятия, самостоятельная работа.
Новые образовательные стандарты предусматривают сокращение количества аудиторных часов и увеличение времени для самостоятельной работы. Это означает, что преподаватель должен методически и технически обеспечить процесс самообучения студентов.
К учебным материалам, или как их еще называют, учебным ресурсам относятся, во-первых, текстовые учебные материалы с иллюстрациями в виде рисунков, графиков, схем, чертежей, фотографий.
К условию продуктивности самостоятельной работы студентов можно отнести высокую степень корреляции между целями преподавателя, потребностями обучаемого и общими целями образования. Готовность студентов к работе и установка учащихся и преподавателей на сотворчество в наибольшей степени оказывает влияние на успешность самостоятельной работы.
Главная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании на занятиях условий для развития их инициативы и мышления. К таким дидактическим условиям, повышающим эффективность формирования профессиональной компетенции обучающихся, можно отнести:
– структурирование учебного материала, обеспечивающее оптимальное осуществление студентами учебно-познавательной деятельности;
– разработку и применение системы развивающих учебных заданий, позволяющих раскрыть и обогатить умственный потенциал студентов;
– обеспечение межпредметных связей;
– внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов их подготовки;
– осуществление мониторинга процесса и результатов учебной деятельности.
Перечисленные условия позволяют развивать у студентов способности мыслить концептуально, видеть не только отдельные явления и события, но и уметь находить в них общие связи и закономерности.
На первый план в педагогической деятельности выходит принцип «научить студента учиться», что является необходимым для эффективной организации их самостоятельной работы. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.
К основным чертам разрабатываемой стратегии организации эффективной системы самостоятельной работы можно отнести:
– конкретизацию целей деятельности студентов на каждом этапе учебного процесса и разработка схемы взаимодействия целей, обеспечивающей достижение главной цели;
– разработку общего подхода к системе заданий, моделирующего деятельность студентов и обеспечивающего развитие профессиональной компетентности;
– объединение заданий в систему на основе учебного, научного и профессионального единства;
– формулирование основных требований к системе заданий, выполняющих развивающую и обучающую функции и способствующих преодолению студентами трудностей при овладении профессиональными умениями;
– выбор определенных форм организации студентов.
Для организации самостоятельных работ, как правило, большинство преподавателей дают расчетно-графические работы по отдельным темам дисциплины. Чтобы выполнение заданий, предназначенных для самостоятельной работы, позволило качественно усвоить материал, целесообразно совместить ручной и автоматический труд. Для этого студентам предлагается разработать программу на одном из алгоритмических языков для проведения тех или иных расчетов.
Так, например, по теме: «Линейные электрические цепи постоянного тока» необходимо рассчитать заданную цепь методом контурных токов, и по уравнению баланса мощностей проверить правильность расчетов. Расчеты обычно довольно трудоемкие, занимают много времени и, если производятся ручным способом, то это вызывает определенные трудности. Чтобы разнообразить формы выполнения самостоятельной работы и заинтересовать обучающихся, можно рекомендовать разработать программу на одном из алгоритмических языков для расчета токов в цепи. Перед разработкой программы необходимо для заданной электрической цепи:
1) произвольно выбрать и указать положительные направления токов в ветвях
2) выбрать независимые контуры и направления контурных токов;
3) записать уравнения по второму закону Кирхгофа относительно контурных токов для независимых контуров;
4) переписать эти уравнения в виде системы уравнений;
5) подставить исходные данные в систему уравнений;
6) составить главный определитель и вспомогательные определители системы уравнений в виде матрицы;
7) выразить токи ветвей через контурные токи;
8) составить уравнение баланса мощностей.
После этого рекомендуется составить программу на каком-либо алгоритмическом языке. Составленная программа позволит найти заданные величины, исключив трудоемкий процесс расчета токов.
Такая организация самостоятельной работы, совмещающая ручной и автоматический труд, позволит качественно усвоить весь материал дисциплины, будет способствовать развитию творческого отношения к выполняемой работе и, в дальнейшем, позволит стать квалифицированным специалистом, умеющим самостоятельно принимать решения и легко адаптироваться в условиях научно-технического прогресса.
Литература:
1. Основы теории цепей: Учебник для вузов. В. П. Бакалов и др. М.: 2000. — 592 с.
2. Попов В. П. Основы теории цепей: Учебник для вузов. М., 2000.-576 с.
3. Абдуахитов О. Т., Турдина А. Б. Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов. Материалы Международной научно-практической конференции «Образование и наука: опыт и перспективы сотрудничества Казахстана и России». Семипалатинск, 2008 г. — с. 6–8.
4. Гашенко С. А. Развитие самостоятельности у студентов при обучении в вузе. //Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006 г. — № 6. — с. 53–55.