Основы производственной эстетики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 19.06.2017

Статья просмотрена: 2526 раз

Библиографическое описание:

Наимов, С. Т. Основы производственной эстетики / С. Т. Наимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44793/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье кратко рассмотрены эстетическое совершенствование условий труда и отдыха на производстве и ее роль в эстетической организации производственной среды, приобретение все большего значения этих аспектов в процессе повышения качества продукции и эффективности труда.

Ключевые слова: эстетика, художник-конструктор, эффект, труд, интерьер, условия, производство, архитектура

Теория художественно-конструкторской деятельности по эстетической организации производственной среды определяется как производственная эстетика, которая является частью более общей науки — технической эстетики.

Эстетическое совершенствование условий труда и отдыха на производстве, иначе эстетическая организация производственной среды, приобретает все большее значение для повышения качества продукции и эффективности труда.

Эстетическая организация производственной среды тесно связана с научной организацией труда, а последняя в свою очередь с художественным конструированием.

Более высоким уровнем является организации самого производства. Между техникой и людьми необходимы такие связи, которые формировали бы в целостную систему трудовой коллектив и весь комплекс техники. На этом уровне принципы художественного конструирования реализуется через разработку промышленных интерьеров. Метод художественного конструирования предполагает не механическое соединение отдельных, пусть даже совершенных элементов производственной среды, а создание эстетически полноценной среды, не только функциональной, но и композиционно целостной.

Организация производственной среды в более широком смысле должна охватывать все ее сферы (организацию рабочих мест, механизацию и автоматизацию, технологию, производственные, вспомогательные, административные, общественно-бытовые помещения, места кратковременного отдыха трудящихся, территорию предприятий, все элементы каждой сферы-оборудование, коммуникации, транспортные средства, благоустройство и другие, материальные условия среды, освещение, цветовое решение и т. д.). Художественное конструирование наиболее высоком уровне определяет эстетическую организацию производственной среды как комплекс мероприятий, направленных на создание комфортных условий труда и отдыха, достижение эстетической выразительности среды, способной оказывать положительное эмоциональное и художественное воздействие.

Вопросы научной организации труда и эстетизации производственной среды должны решаться уже на стадии проектирования, при разработке проектов реконструкции действующих предприятий.

Эстетическая организация производственной среды обусловливает не только экономический, но и эффект, так как в большой мере способствует развитию личности, установлению здорового психологического климата, делает труд более привлекательным. Этот фактор, в конечном счете, активно влияет на эффективность производства, а в перспективе, по мере повышения значения качественных показателей работы предприятий и условий труда и быта, его роль будет возрастать.

Промышленный интерьер определяется типом здания, который обусловливает характер членения внутреннего объема, пропорции отдельных помещений, а также приемы и средства наилучшей организации внутреннего пространства с учетом функциональных и эстетических требований. Под понятием «промышленный интерьер» подразумевается эстетически выразительное архитектурно организованное пространство промышленных зданий, в котором обеспечены благоприятные условия для труда, быта и отдыха, работающих и созданы условия для рациональной организации технологического процесса.

Для современного производства характерны концентрация и дальнейшая технологическая специализация, укрупнение и блокировка технологического оборудования в линии. Этим тенденциям соответствует увеличение объема промышленных зданий. Но, несмотря на это, их стремятся композиционно связать в единое целое. Достигается это использованием единых архитектурно- художественных средств: одинаковых ритмов различных элементов, композиционно единых строительных конструкций, рисунка и цвета полов, цветовых решений коммуникаций.

Производственные здания включают входные, производственные и вспомогательные группы помещений, а производственная среда — и территорию предприятия. В зависимости от назначения можно выделить следующие компоненты производственной среды: архитектурно — строительные элементы, производственное оборудование, включая вспомогательное и транспортное, технологические и санитарно- технические коммуникации, средства информации и др.

Производственные помещения — главные и самые крупные во внутреннем объеме зданий. В их архитектурно-планировочной композиции должны учитываться тип, функциональное назначение и особенности зданий. Для нормального функционирования производства необходимо соблюдать следующие важнейшие эксплуатационные требования в планировке помещений, цехов, участков и рабочих мест должна обеспечиваться последовательность и предусматриваться возможность изменения технологического процесса. Необходимы группировка и смежное расположение одинаковых по вредности помещений; участки с наиболее вредными производствами должны располагаться с подветренной стороны, вне зоны движения основной массы работающих. Помещения с вредным производством и с повышенным тепловыделением более протяженной стороной должны размещаться у наружных стен; помещения с высоким и малым уровнями шума должны примыкать друг к другу короткой стороной.

Архитектурное решение интерьеров во многом зависит от формы, пропорции и ритма конструктивных элементов, их фактуры и цвета, важное значение для композиции интерьера имеет конструкция покрытия.

Промышленный интерьер формирует и производственное оборудование. Принципы его размещения сводятся к следующему: зрительно группы оборудования должны образовывать закономерные сочетания. При организации групп однотипного оборудования необходимо добиваться регулярности, которая может быть достигнута расстановкой одинаковых или однородных машин в ряды с равными интервалами; при организации групп разнородного по формам оборудования впечатление регулярности достигается расстановкой с ровными интервалами второстепенных элементов, акцентированием, например, цветом общих элементов оборудования.

На организацию интерьера значительное влияние оказывают различные технологические и санитарно- технические коммуникации, которыми насыщены производственные помещения предприятий. Их прокладка должна производиться с учетом обеспечения хорошего доступа для обслуживания, ремонта и возможных изменений технологического процесса. Сами коммуникации должны быть не случайным, а органичным элементом интерьера. По возможности их необходимо располагать скрыто. При открытой прокладке расположение коммуникаций должно быть упорядоченным, с учетом общего объемно-планировочного решения всего интерьера.

Архитектурно-планировочному решению вспомогательных помещений необходимо уделять должное внимание и использовать разнообразные средства и приемы для обеспечения оптимальных функциональных требований и достижения композиционного единства всего внутреннего пространства.

В организации производственной среды важную роль играет декоративное озеленение, которое оказывает благоприятное психологическое воздействие на работающих, содействует улучшению микроклимата помещений и может способствовать решению ряда композиционных задач.

Важными факторами среды являются цвет и свет. Цвет в производственной среде способствует улучшению условий труда, и в первую очередь условий зрительной работы, облегчению ориентации, повышению безопасности труда. При проектировании среды с участием архитекторов, дизайнеров, светотехников, гигиенистов, психологов на основе установленных общих требований к световой среде решаются основные и второстепенные задачи освещения, выбираются характеристики световой среды по степени их значимости, приемы освещения и основные параметры светотехнических установок. Для обеспечения необходимой световой среды важно выдержать оптимальное соотношение искусственного и естественного освещения, так как в интерьере функции их одинаковы и переход от одного к другому не должен вносить существенных изменений в нормальное течение трудовых процессов.

Система функционирования предприятия в целом, расположение зданий, сооружений, коммуникаций и объектов благоустройства с соблюдением всех норм, и правил определяется генеральным планом, с разработки которого начинается проектирование предприятия. Благоустройство территории предприятия имеет большое значение в комплексе мероприятий по эстетической организации всей производственной среды. Это равной мере относится как к проектируемым и строящимся предприятиям, так и к действующим.

Создание комфортабельной производственной среды возможно на основе учета всех требований к ней и при творческом содружестве архитекторов, специалистов, дизайнеров, технологов, конструкторов, гигиенистов, дендрологов и других специалистов.

Литература:

  1. Барташевич А. А. Основы художественного конструирования — Мн.: Выс. шк., 1984. — 224 c.
  2. Сомов Ю. С. Композиция в технике. — М.: Машиностроение, 1977. — 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная среда, эстетическая организация, художественное конструирование, технологический процесс, большее значение, внутреннее пространство, высокий уровень, производственное оборудование, промышленный интерьер, световая среда.


Похожие статьи

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

В статье рассматривается декоративно-прикладное творчество и его роль в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Проектирование одежды как способ формирования эстетической культуры школьников в рамках дополнительного образования общеобразовательных учреждений

В статье рассмотрены проблемы формирования эстетического отношения школьников к действительности. Сделан вывод о необходимости выявления новых педагогических условий, которые благоприятно влияют на эстетическое воспитание учащихся. Это оказывает пози...

Развитие культуры производственной безопасности на производстве

В статье рассматриваются процессы реализации культуры производственной безопасности. Произведено описание взаимосвязи производственной и комплексной безопасности, описаны основные элементы: безопасные условия труда, безопасное поведение сотрудников, ...

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной культуры студентов

Автор обращается к рассмотрению потенциала вуза в формировании повседневной культуры студентов, указывает на принципы и условия среды вуза, соответствующие цели её формирования.

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Похожие статьи

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

В статье рассматривается декоративно-прикладное творчество и его роль в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Проектирование одежды как способ формирования эстетической культуры школьников в рамках дополнительного образования общеобразовательных учреждений

В статье рассмотрены проблемы формирования эстетического отношения школьников к действительности. Сделан вывод о необходимости выявления новых педагогических условий, которые благоприятно влияют на эстетическое воспитание учащихся. Это оказывает пози...

Развитие культуры производственной безопасности на производстве

В статье рассматриваются процессы реализации культуры производственной безопасности. Произведено описание взаимосвязи производственной и комплексной безопасности, описаны основные элементы: безопасные условия труда, безопасное поведение сотрудников, ...

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной культуры студентов

Автор обращается к рассмотрению потенциала вуза в формировании повседневной культуры студентов, указывает на принципы и условия среды вуза, соответствующие цели её формирования.

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Задать вопрос