В статье кратко описывается процесс разработки изделия художниками-конструкторами, а также процесс определения качества и оценка конструктивных, технико-экономических стороны продукции.Кроме этого, обращается внимание на значимость технических возможностей и условий формообразования изделий, особенности их конструктивного решения, технологии производства, свойства материалов.
Ключевые слова:продукция, художник-конструктор, конструкция, технология, проектирование, формообразование
Качественные признаки продукции предопределяются уже в процессе проектирования и реализуются при производстве изделий. После изготовления они проходят процесс потребления, поэтому качество создаваемой и существующей продукции можно оценивать по производственным и потребительским признакам. К первым, определяющим качество продукции, относятся конструктивные, технологические и технико-экономические.
Конструктивные признаки предполагают достижение возможной простоты и целесообразности конструкции изделия, рациональный выбор материалов, назначение размеров элементов и решение узлов в соответствии с действительными нагрузками и условиями эксплуатации в целях обеспечения надежности. Конструкция изделия должна обеспечивать его нормальное функционирование в течение всего периода эксплуатации.
Технологические признаки обусловливают соответствие изделий оптимальной технологии их изготовления и в значительной мере обеспечиваются уже при разработке конструкций изделий. Технологичной называется такая конструкция изделия или составляющих его элементов, которая обеспечивает заданные эксплуатационные качества продукции и позволяет изготовлять ее с наименьшими затратами труда и материалов. Технологическая конструкция характеризуется простотой компоновки и совершенством формы, обеспечивает удобство и минимальную трудоемкость в процессе сборки и при ремонте. Важным средством обеспечения технологичности является широкое применение в новых конструкциях таких деталей, узлов, механизмов, агрегатов, которые уже входили в ранее изготовляемые изделия, а также нормализованных и стандартизованных узлов и деталей. При проектировании объектов техники, рабочих мест, изделий культурно-бытового назначения должен соблюдаться основной принцип художественного конструирования — комплексный учет всех требований. В любом изделии польза, удобство и красота связаны неразрывно. Красота создается с первых этапов проектирования и при условии, когда форма вещи строится на основе ее объективной зависимости от функции, конструкции, материала, технологии и других факторов.
Художественное конструирование предусматривает работу художника-конструктора совместно с исследователем, конструктором, технологом и другими специалистами на всех стадиях проектирования начиная с подготовительного этапа. Только при этом условии участие художника-конструктора в проектировании нового объекта будет эффективным и только в этом случае может быть обеспечено высокое его качество.
В работе над формой художник-конструктор должен учитывать объективные закономерности формообразования. Форма любого предмета зависит от множества условий. Как было уже отмечено, она должна соответствовать функциональному назначению, конструктивной основе изделия, применяемым материалам и технологии его изготовления, отвечать эстетическим требованиям. Но среди всех факторов, оказывающих влияние на форму, выделяют наиболее важное — функциональное назначения изделия. Основная цель создания товаров массового спроса — удовлетворение бытовых нужд, а изделий художественной промышленности — удовлетворение эстетических потребностей. Проектируя любое изделие, художник — конструктор должен обеспечить не только полезность вещи, но и сделать ее красивой, соответствующей стилю, моде, эстетическим вкусам. Разнообразие же назначений изделий — от чисто утилитарных до эстетических- обусловливает различные подходы и приемы их проектирования. При этом в творческой работе художника-конструктора важно правильно оценивать соотношение утилитарных и эстетических требований. Красотой отличаются и творения человека. В одних случаях ее обеспечивают точный расчет, учет конструктивно-технологических, эргономических требований к изделию. Главным создателем красоты является инженер. Так, красивыми могут быть искусственный алмаз, фактура полированного металла и т. д. В других случаях, например, когда нельзя применить расчеты, красоту создает художник, который, опираясь на профессиональные знания и развитое эстетическое чувство, придает своим творениям эстетически совершенную форму. Такова красота ювелирных изделий, тканей, декоративной керамики и других вещей, форму, материал, фактуру, цвет и другие свойства, которых художник сознательно подчиняет своему эстетическому замыслу.
Деятельность художника-конструктора распространяется от изделий часто технических, до декоративно-прикладных. Иначе, он имеет дело с множеством типов изделий, для которых соотношение утилитарных и эстетических требований неодинаково. Но, несмотря на это, польза и красота изделий при художественном конструировании всегда понимаются только в неразрывном единстве.
При проектировании изделий, эстетические требования к которым преобладают (сувениры, многие изделия культурно — бытового назначения), начинает возрастать, а иногда становится главным художественный поиск формы, следование стилю и моде. Но при этом нельзя пренебрегать техническими факторами формообразования, особенностями технологии производства изделий, свойствами материалов.
И так, для различных изделий польза и красота выступают в разнообразных соотношениях, а это требует в каждом конкретном случае определенного подхода при решении задач проектирования.
Процесс проектирования представляет собой последовательные выполнение операций от исходной до дизайнерского проекта.
Основным фактором, который определяет процесс проектирования, является цель проекта. От нее зависит содержание и направление работы художника — конструктора, применяемые в процессе работы методы и средства. В качестве цели проекта выступают свойства и функции изделий, необходимые обществу. Художнику-конструктору необходимо спроектировать такую вещь, чтобы по полезности она превосходила свои аналоги.
При инженерном или техническом проектировании разрабатывается материальная основа изделия, а при художественном конструировании эта основа наделяется удобством пользования и красотой. Имея другие задачи, оно таким образом, отличается от инженерного проектирования.
Участие художника-конструктора в проектировании особенно важно в начале работы — на этапах предпроектного анализа в разработке художественно- конструкторских предложений, т. е. когда рождаются идея и замысел будущего изделия. На последующих этапах замысел развивается и реально воплощается в проекте.
Особенности метода художественного конструирования является системный поиск решения, когда процесс проектирования начинается задолго до появления чертежей. После получения задания художник- конструктор приступает к разработке предварительных вариантов художественно-конструкторских предложений. Этот процесс ведется параллельно с углубленным анализом исходной проектной ситуации прототипов.
В начальной стадии проектировании художник-конструктор, анализируя исходную ситуацию, выясняет, чем она не удовлетворяет человека и что в ней должно быть изменено. При этом он изучает потребности в конкретном изделии, выявляет тенденции в развитии его формы и функции, технические характеристики, особенности эксплуатации и пути оптимизации функционального процесса.
Художник-конструктор должен знать технические возможности и условия формообразования изделий, поэтому при анализе аналогов изучаются особенности их конструктивного решения, технологии производства, свойства материалов. Такое исследование позволяет не только точнее разрабатывать требования к будущему изделию, но и успешнее реализовывать их в проекте.
Экспертиза потребительских свойств изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода — важная область художественно-конструкторской деятельности. Она направлена на повышение качества выпускаемой продукции и является одним из элементов системы управления качеством.
В результате сравнительного анализа, который по каждой отдельной группе показателей проводится специалистами — экспертами, достигается его основная цель — определяется уровень потребительской ценности анализируемого изделия, его достоинства и недостатки, уровень качества в целом.
Литература:
- Барташевич А. А. Основы художественного конструирования — Мн.: Выс. шк., 1984. — 224 c.
- Сомов Ю. С. Композиция в технике. — М.: Машиностроение, 1977. — 280 с.