Использование мультимедийных средств обучения на уроках истории в специальной (коррекционной) школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 21.06.2017

Статья просмотрена: 1499 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, А. Р. Использование мультимедийных средств обучения на уроках истории в специальной (коррекционной) школе / А. Р. Ибрагимова, А. В. Русановская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44760/ (дата обращения: 16.11.2024).



История — это, пожалуй, единственный предмет в системе образования, который за последние годы перенес кардинальные изменения как в плане взглядов на сам предмет, так и на методику его преподавания. Новые учебники и программы разных авторов предлагают разную трактовку и свое видение предмета. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80 % поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет ответственность за запоминание и усвоение материала. Большой объем информации, который все труднее обрабатывать вручную, отсутствие интереса к предмету — все это заставляет учителя-дефектолога искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке мультимедийные средства обучения [3].

Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Современный образовательный процесс предполагает развитие у учащихся творческих способностей. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае мультимедиа, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (презентаций и т. п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии способны:

– вовлекать учащихся в процесс обучения;

– делать из пассивных слушателей активных деятелей;

– стимулировать познавательный интерес к истории;

– придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;

– во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история;

– индивидуализировать процесс обучения;

– развивать самостоятельную деятельность школьников.

Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы.

Наиболее удобными программами являются Power Point, Paint, Microsoft Office Publisher из пакета Microsoft Office. Такой выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его практичностью — любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

Power Point позволяет и преподавателю, и ученику стать разработчиком собственного программного продукта. Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Использование презентаций.Впрезентации учитель показывает выигрышные яркие стороны темы, эффектные иллюстрации, подборки электронных исторических карт, портретов, цитат. На экране педагог проектирует определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает донести до учащихся больший объём учебного материала, провести индивидуальную работу.

Флипчарты.Особенность использования этого ресурса заключается в том, что преобразованный из презентации, он может быть отредактирован, изменён прямо во время урока, «на ходу». Используются возможности «подъёма блоков — частей фраз» по принципу «правильно-неправильно». Из беспорядочного набора дат, имен, терминов составляется верное суждение или точный исторический факт.

Создание видеотеки.Многочисленные краеведческие проекты, материалы полевых экспедиций могут быть сосредоточены в школьной медиатеке. Под руководством педагога монтируются фильмы, создаются электронные и традиционные фотоальбомы. В школьной медиатеке могут быть DVD со следующими фильмами: «Школьные праздники», «Вспоминают ветераны», «Мой край. Моя Малая Родина», «Исторические памятники нашего края» и др.

Одно из самых распространенных электронных устройств, применяемых сейчас в школе — интерактивная доска. С помощью такой доски учитель может продемонстрировать учащимся графики, диаграммы, карты, таблицы.

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр [4].

В целом, применение мультимедийных технологий и систематическое использование ПК в процессе преподавания истории приводит к следующим результатам:

1) повышение уровня использования наглядности на уроке;

2) повышение производительности урока;

3) установление межпредметных связей с основами информатики, литературы и др.;

4) возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.

А самое главное — у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Понимание и усвоение исторических знаний — связанные между собой процессы. Прочность и глубина усвоенных знаний напрямую зависит от степени понимания изучаемого материала. Изучаемые на уроках события и явления отдалены от настоящего времени на годы, десятилетия, века, следовательно, с трудом воспринимаются учениками вспомогательной школы, нередко остаются абстракциями.

Первостепенные процессы при восприятии исторических знаний — отвлечение и обобщение. Учитывая, что данные процессы являются основным недостатком познавательной деятельности умственно отсталых, можно понять сложность обучения историческому материалу наших учащихся [1].

Чтобы помочь учащимся с нарушением интеллекта усвоить минимум исторических знаний, предусмотренных программой, учитель должен продуманно организовать их деятельность на уроке. Для этого ему необходимо четко представлять особенности усвоения исторических знаний учащимися вспомогательной школы [2].

На наш взгляд, на уроках истории могут быть использованы следующие средства мультимедийных технологий:

– текст (демонстрируемый на экране);

– звук;

– графическое изображение;

– флипчарты;

– подбор иллюстративного материала к уроку;

– диафильмы, фрагменты видеофильмов;

– презентации (на наш взгляд — наиболее эффективное средство повышения навыка обучения истории, так как может сочетать в себе все вышеперечисленные средства, в любых необходимых на данный момент урока сочетаниях).

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

– Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

– Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

– Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащимся необходимо понять и запомнить, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

– Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

– Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

– Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле, а также быть достаточно четкими и понятными для данной категории учащихся.

– Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

– На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время, чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат.

– Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

– избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

– ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. п.

– дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

– учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Таким образом, все этапы урока истории можно значительно обогатить такими средствами мультимедийных технологий, как презентации, диафильмы, видеофильмы, анимации, графические изображения, иллюстрации, аудиофайлы, текстовая информация, представленная на экране. Однако, учителю истории, использующему мультимедиа на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии.

Литература:

  1. Голикова, Е. Т. Особенности понимания исторического материала учащимися старших классов вспомогательной школы // В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г. И. Данилкина. — Л., 2001. — С.16–23. 9
  2. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б. П. Пузанов. — М.: 1996. — С. 88–91. 13
  3. Румянцев, В. Б. Всемирная история в Интернете // Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. — С.75–77. 22
  4. Чернов, А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. — С.22–26. 25
Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, учащийся, учебный процесс, DVD, вспомогательная школа, программа, урок.


Похожие статьи

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Использование информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе со студентами на занятиях по математике

Инновационные технологии на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной коррекционной школе

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Личностно-ориентированная технология на уроках математики в средней школе

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Использование элементов музейной педагогики в преподавании предметов филологического цикла в начальной школе

Изучение новой лексики на уроках английского языка в современной школе c использованием коммуникативной методики

Похожие статьи

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Использование информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе со студентами на занятиях по математике

Инновационные технологии на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной коррекционной школе

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Личностно-ориентированная технология на уроках математики в средней школе

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Использование элементов музейной педагогики в преподавании предметов филологического цикла в начальной школе

Изучение новой лексики на уроках английского языка в современной школе c использованием коммуникативной методики

Задать вопрос