В статье представлено обобщение методического инструментария диагностики субъектности у старшеклассников, в соответствии с принятым автором пониманием субъектности. Приведено краткое описание модификации методики изучения структуры субъектности для применения на выборке подростков и старшеклассников. Описано основное содержание пакета методического обеспечения диагностики сформированности субъектности у старшеклассников, а также приведен краткий пошаговый алгоритм обработки данных и выведения интегрального уровневого показателя сформированности субъектности на основании полученных числовых значений отдельных компонентов.
Ключевые слова: субъектность, компоненты субъектности старшеклассника, диагностика субъектности, методики диагностики субъектности старшеклассника
В современном мире в различных сферах жизни и деятельности личность как обладатель уникальных свойств и способов осуществления активности выходит на первый план. Само понятие личности, несомненно, является широко представленным в современной науке и любые трактовки в своем содержании включают одни и те же переменные и критерии определения: социальная обусловленность, включенность в социальное пространство (как принадлежность к определенному социуму и эффективное существование в нем), активность, осознанность, ответственность и пр. Единым в науке является и понимание личности как специфического социального продукта, что выражено в ставшей уже аксиомой фразе «личностью не рождаются, личностью становятся». Развиваясь в контексте определенного социокультурного и исторического пространства, личность является носителем определенных, свойственных им, взглядов, ценностей, норм, мировоззрения, морали. Однако, наряду с понимаемым и принимаемым большинством понятием личности, в науке появляется категория субъектности, отсутствие единого понимания которой порождает некоторую терминологическую путаницу. Субъектность в самом общем определении является свойством личности, возникающем на определенном этапе ее развития как проявление способности быть субъектом. Вне личности субъектность не существует и является одной из ее ключевых характеристик. В качестве отличительных свойств субъекта, в свою очередь, исследователями выделяются различные единицы анализа и варианты методического обеспечения эмпирического исследования субъектности.
Категория субъектности рассматривается с точки зрения различных подходов и концепций как свойство, специфическая характеристика личности (Е. Н. Волкова, С. Д. Дерябо, В. А. Петровский, И. А. Серегина и др.), как функция личности по осуществлению определенного характера активности (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, С. З. Гончаров, Н. В. Попова и др.), как высший уровень проявления способности к регуляции поведения (М. В. Ермолаева, П. В. Кондратьева, С. З. Гончаров, Н. В. Попова, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, В. О. Татенко и др.), как предпосылка и способ развития личности (А. А. Бодалев) и пр. Общим для всех трактовок так или иначе является представление о субъектности как характеристике, присущей личности как социальному продукту и реализуемой исключительно в социальном пространстве в процессе проявления активности [2]. Проанализировав ряд описанных выше и иных (А. А. Бодалев, С. З. Гончаров, Н. В. Попова, С. Д. Дерябо, М. В. Ермолаева, П. В. Кондратьева, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. О. Татенко и др.) моделей и подходов к определению субъектности и ее структуры, можно отметить некоторые общие моменты:
1) осознанная активность в отношении своего «Я», окружающего мира и деятельности признается центральной характеристикой субъектности;
2) принятие себя в качестве субъекта, обладающего определенными характеристиками (ответственности, относительной автономности, целостности, самостоятельности и пр.), а также признание права других быть субъектами и проявлять субъектные качества;
3) переживание ценности и уникальности собственного «Я» [2].
Само понимание категории «субъектность» может рассматриваться и как свойство личности, и как ее функция, и как специфическая форма саморегуляции и осознанной активности. Обобщив результаты проведенного теоретического анализа, мы приняли следующее определение субъектности: субъектность — это системообразующее центральное свойство личности, возникающее на определенном этапе ее развития и проявляющееся в специфически человеческом осознанном и активном отношении к окружающей действительности и самому себе.Структура субъектности включает: осознанность активности, способность к целеполаганию, саморегуляция деятельности и поведения, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях [2].
В соответствии с предлагаемой нами технологией формирования субъектности у старшеклассников необходимым является отслеживание уровня сформированности субъектности на начальном и завершающем этапах работы по выделенным компонентам субъектности [3]. Сложности методического обеспечения заключаются в том, что единого инструмента диагностики субъектности личности на сегодняшний день не существует, однако возможным представляется использование пакета взаимодополняющих методик, результаты которых могут дать целостное представление о сформированности отдельных компонентов и субъектности в целом. Проведя тщательный анализ имеющихся в научной и методической литературе средств диагностики, мы сформировали следующий пакет методического обеспечения диагностики сформированности субъектности у старшеклассников (табл. 1).
Таблица 1
Содержание пакета методического обеспечения диагностики сформированности субъектности устаршеклассников
Компоненты субъектности |
Изучаемые показатели |
Методики |
Осознанность активности, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях |
Уровни активности, способности к рефлексии, свободе выбора и ответственности за него, осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого, стремления к саморазвитию |
Опросник изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной (в нашей собственной модификации для подростков и старшеклассников) |
Субъективный контроль |
Уровень и ориентация (внутренняя/ внешняя) субъективного контроля |
Методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда. |
Осознанная саморегуляция |
Уровень развития осознанной саморегуляции деятельности и поведения |
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой |
Отношение к себе как к деятелю, способность к целеполаганию |
Осознанность целей, удовлетворенность самореализацией, локус контроля (Я /жизнь), осмысленность жизни |
Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева |
В таблице 1 можно видеть, что сформированный нами пакет методического обеспечения диагностики сформированности субъектности у старшеклассников включил преимущественно широко известные, стандартизированные и надежные методики (методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева), останавливаться на которых отдельно в рамках данной статьи не целесообразно. Большинство составляющих субъектности (осознанность активности, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях) диагностируется, согласно предлагаемому пакету, с помощью опросника изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой и И. А. Серегиной [1; 4] в нашей собственной модификации. Рассмотрим далее содержательные аспекты данной методики и специфику произведенной нами модификации.
Опросник изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной предназначен для взрослых (педагогов) [1; 4]. Несмотря на то, что большинство утверждений опросника сформированы достаточно нейтрально и подходят для старшеклассников по смысловому наполнению, отдельные утверждения все же нуждались в корректировке. Приведем далее те пункты опросника, которые были модифицированы нами для использования на выборке старшеклассников (табл. 2).
Таблица 2
Модификация пунктов опросника изучения структуры субъектностиЕ.Н.Волковой, И.А.Серегиной для применения на выборке старшеклассников
Исходные пункты опросника |
Модифицированная формулировка |
Обоснование модификации |
16. Вы человек независимый? |
16. Умеешь ли ты принимать решения, ориентируясь только на собственные предпочтения и внутренние потребности? |
Независимость для старшеклассника чаще всего является ограниченной в силу материальной и моральной зависимости от родительской семьи, ограничений в силу возраста и пр. |
24. Обладаете ли вы талантом руководителя? |
24. Умеешь ли ты руководить какой-либо деятельностью в группе сверстников? |
На наш взгляд, для подростков и старшеклассников существует малое количество ситуаций, где может проявляться талант руководителя. Для простоты ответа на вопрос и сохранения его смыслового содержания нами была конкретизирована сфера руководства до группы сверстников. |
28. Ваша работа соответствует вашим внутренним требования? |
28. Твои занятия соответствуют твоим внутренним требованиям и потребностям? |
Семантические единицы «работа» и «профессиональный» не соответствуют рассматриваемому возрастному диапазону, т. к. абсолютное большинство старшеклассников не включены в какую-либо профессиональную деятельность, работу как оплачиваемый труд. |
55. Стремитесь ли вы повысить свой профессиональный уровень? |
55. Стремишься ли ты достигнуть новых высот, саморазвиваться в любимых занятиях? |
|
61. Склонный ли вы импровизировать на уроке? (прим.: имеется ввиду — в педагогической деятельности) |
61. Стремишься ли ты импровизировать в различных делах и какой-либо деятельности? |
Смысловое содержание пункта сохранено, однако расширен диапазон сфер возможного импровизирования, т. к. зачастую урок — не та форма организации деятельности старшеклассника, где импровизирование поддерживается и одобряется. |
Так, нами проводилась формальная модификация отдельных пунктов опросника по несоответствующим возрасту старшеклассников семантическим единицам с сохранением общего смысла. При этом во всем пункта опросника была произведена замена местоимений: «вы» — на «ты», «ваш / ваши» — на «твой / твои» и т. д. Это было сделано с целью меньшей формализации процедуры диагностики, снижения эмоционального напряжения, т. к. чаще всего при обращении к старшеклассникам используются именно данные местоимения. Сохранение в ходе модификации всех пунктов опросника Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной с их смысловым содержанием позволило сохранить исходный авторский ключ к методике, вследствие чего обработка данных также позволяет получить сведения об уровне сформированности таких компонентов субъектности как осознанность активности, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях. Пилотажное применение модифицированного нами опросника Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной на малой выборке старшеклассников (52 человека) с последующим обсуждением с ними содержания отдельных пунктов показало, что испытуемые хорошо понимают смысл вопросов, обладают достаточно развитой рефлексией и самосознанием для ответа на них.
Предлагаемый нами пакет методического обеспечения диагностики сформированности субъектности у старшеклассников позволяет определить уровневые показатели отдельных компонентов, однако не дает ответа на вопрос о сформированности субъектности как целостного феномена. Следовательно, необходимой представляется такая интеграция показателей по отдельным компонентам, которая позволит вывести единый показатель субъектности старшеклассника. Для этого представляется целесообразным выполнение следующих шагов:
− преобразование числовых данных по каждому из показателей субъектности в десятибалльную шкалу (шкалу стэнов) с помощью применения метода стандартизации;
− суммирование полученных после стандартизации стэновых значений всех показателей субъектности и выведение их среднего арифметического, представляющего собой оценку уровня сформированности субъектности по десятибалльной шкале.
Полученный показатель субъектности также представляется целесообразным дополнить профилем субъектности старшеклассников, который может быть представлен наглядно в виде графика, столбиковой или лепестковой гистограммы соотношения всех компонентов субъектности (в полученных в результате стандартизации данных стэновых значениях), наглядно показывающей какие из них сформированы в большей, а какие — в меньшей степени. Такое представление результатов, на наш взгляд, даст полную картину изучаемого свойства и позволит более эффективно реализовать технологию формирования субъектности.
Таким образом, пакет методического обеспечения диагностики сформированности субъектности у старшеклассников включает средства получения эмпирических данных об отдельных структурных компонентах субъектности (осознанность активности, способность к целеполаганию, саморегуляция деятельности и поведения, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях). Обработка диагностических данных предполагает построение профиля компонентов субъектности и выведение интегрального уровневого показателя сформированности субъектности на основании стандартизации первичных числовых данных в шкалу стэнов.
Литература:
- Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дисс. д-ра психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Е. Н. Волкова. — М.: ПИ РАО, 1998. — 50 с. — URL: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/subektnost-pedagoga.html.
- Каленов А. А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях [Электронный ресурс] / А. А. Каленов // Образование и воспитание. — 2017. — № 1. — С. 3–7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1930/.
- Каленов А. А. Содержание технологии создания ситуаций успеха для формирования субъектности у старшеклассников в образовательной среде школы [Электронный ресурс] / А. А. Каленов // Гуманитарный трактат. — 2017. — № 7. — С. 10–13. — URL: http://gumtraktat.ru/wp-content/uploads/v7.pdf.
- Серегина И. А. Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / И. А. Серегина. — М.: ПИ РАО, 1999. — 26 с. — URL: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/psihologicheskaja-struktura-subektivnosti-kak-lichnostnogo-svojstva-pedagoga.html.