Условия для саморазвития сотрудников организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 24.06.2017

Статья просмотрена: 4326 раз

Библиографическое описание:

Сухов, М. А. Условия для саморазвития сотрудников организации / М. А. Сухов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44838/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены теоретические основы саморазвития персонала организации, цели профессионального саморазвития, а также условия необходимые для обеспечения профессионального саморазвития сотрудников предприятия, в том числе: мотивированность к профессиональному саморазвитию и личностные особенности сотрудника необходимые для саморазвития.

Ключевые слова: развитие, саморазвитие, обучение, персонал

The article is devoted to the theoretical bases of self-development of the organization's personnel, the goals of professional self-development, as well as the conditions necessary for ensuring the professional self-development of the employees of the enterprise, including: the motivation for professional self-development and the personal characteristics of the employee necessary for self-development.

Key words: development, self-development, training, personnel

Саморазвитие — это комплекс осознанных, целенаправленных и планомерных действий с целью совершенствования своих профессиональных знаний, умений, личностных качеств и, в целом, компетенции, позволяющих сотруднику повысить профессиональность и результативность своей деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих: интеллектуальное, профессиональное, личностное и физическое развитие [2, c55].

Цели профессионального саморазвития имеют индивидуальный характер с каждом конкретном случае. Но, также. можно выделить цели общие для всех:

Обмен опытом и создание условий для благотворного сотрудничества со своими коллегами.

Использование в своей деятельности самые современные технологии.

Обновление своих теоретических познаний в соответствии с требованиями необходимыми для успешного выполнения своей работы.

Получение новых теоретических познаний и обоснование собственных умозаключений по средством научной и методической литературы.

Повсеместно выделяют следующие направления профессионального саморазвития сотрудников ворганизации:

Формирование навыков и умений, которых у человека нет в наличии. Без посторонней помощи справиться с этой задачей будет практически невозможно.

Развивать и совершенствовать имеющиеся в наличии положительные умения и качества. Эту задачу можно решить самостоятельными усилиями.

Устранение самоограничений и недостатков, которые негативно сказываются на производительности и эффективности. Тут также понадобится помощь сторонних специалистов.

Эффективность саморазвития сотрудников может зависеть от множества внешних факторов, таких как:

– от организационной культуры на предприятии, а точнее: от социально-психологических условий профессиональной деятельности сотрудника, от перспектив карьерного роста, от социально-психологического климата в самом коллективе организации, наличии внутренней конкуренции среди работников;

– от наличия в организации необходимого методического обеспечения, от уровня доступности каждому сотруднику материалов для саморазвития, таких как: профессиональные книги, журналы, обучающие видеопособия и т. д.;

– доступности для сотрудников современных информационных технологий, а также навыков обращения с ними, умения искать и находить нужную для него информацию;

Таким образом можно сделать вывод что, для профессионального саморазвития сотрудника, необходимо:

– эффективная внутренняя мотивация к профессиональной деятельности, обеспечивается грамотно построенной системой мотивации сотрудников на предприятии;

– личностные способности к саморазвитию и самообразованию;

– доступности на предприятии необходимого методического обеспечения.

Также необходимо наличие у сотрудника определенного уровня технической грамотности в вопросах доступа к необходимой ему информации, включая умение пользоваться поисковыми системами для доступа к ней. Наличие в организации профессионального методического обеспечения способно существенно облегчить для сотрудника поиск информации, но знания, накопленные организацией, не должны служить для сотрудника пределом саморазвития и самопознания, рано или поздно эти знания станут для него недостаточными и он должен будет выйти на новый уровень, а именно на самостоятельный поиск нужной информации и самостоятельное планирование своего профессионального саморазвития.

Следует также заметить, что не может быть эффективного саморазвития без стремления выполнять свои служебные обязанности эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим маркером саморазвивающегося сотрудника является его ответственное отношение к работе, а также повышения качества и скорости выполнения его обязанностей.

Мотивированность персонала на профессиональное развитие

Активность профессионального саморазвития сотрудника строго определяется его структурой мотивации к труду, т. е. Чем сильнее сотрудник мотивирован к выполнению своих служебных обязанностей, тем ярче выражается его способности к саморазвитию. Сотрудник должен быть мотивирован не только заработной платой и различными премиями, но и перспективой карьерного роста, а также положительной оценкой его стремления к самообразованию со стороны руководства фирмы, идеальным решением было бы привязка профессиональных знаний сотрудников к размеру его оклада и премий, например, посредством регулярной аттестации сотрудников, и других процедур оценки, но которых он смог бы продемонстрировать свои профессиональные познания и навыки. Так же, важны и внутренние мотивы сотрудника на саморазвитие, а точнее, они наиболее важны и должны занимать лидирующие позиции в структуре его мотивации. Ведущим мотивом у сотрудника должно быть стремление к новым знаниям и саморазвитию.

Формирование у сотрудника новых мотивов, а также изменение его структуры мотивации к профессиональной деятельности — процесс сложный и долгосрочный, требующий больших усилий, как от самого сотрудника, так и от руководства организации. Именно поэтому сложно быстро наладить у сотрудника стремление к саморазвитию, если его не было изначально в структуре его мотивов, именно поэтому наиболее ценны сотрудники, изначально нацеленные на саморазвитие и стремящиеся к знаниям и совершенствованию своих профессиональных навыков [4, c 489].

Личные способности сотрудника к саморазвитию

Развитие личностных качеств сотрудника происходит благодаря разнообразию видов деятельности, которые он выполняет в организации, а также его взаимодействию с другими людьми. Но, развитие происходит наиболее активно, при условии, что разносторонние профессиональные навыки сотрудника пополняются целенаправленным самообразованием и самосовершенствованием. К сожалению, способностями к саморазвитию, как и мотивированностью к нему обладает не каждый человек.

Однако в отличие от мотивации сотрудника способность его к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.

Основу способности к саморазвитию составляют следующие умения:

Однако, способности сотрудника к саморазвитию можно развить достаточно быстро, в отличии от его мотивации к ней.

Основу для способностей сотрудника к саморазвитию составляют следующие умения:

– умение видеть и корректировать свои недостатки;

– Умение анализировать свои ошибки их причины и следствия;

– Умение критически оценивать свои неудачи и успехи.

Все эти умения достаточно элементарны, но и ими обладают не все сотрудники, в должной мере, а их самостоятельное формирование хоть и возможно, но очень долго и сложно. Поэтому для развития у сотрудников предпосылок к саморазвитию им необходимо пройти тренинги о обучения, объем которых для каждого отдельно взятого сотрудника будет индивидуален.

В условиях российской действительности способности сотрудников к саморазвитию, как правило, созревают индивидуально, естественным путем, и похвастаться им могут лишь руководители среднего и высшего звена. Происходит это по причине игнорирования факторов развития сотрудников со стороны руководства предприятий, ведь саморазвитие не делает прибыль здесь и сейчас — это долгий, постепенный процесс.

Наличие у сотрудника врожденных или приобретенных способностей к саморазвитию означает, что сотрудник уже не нуждается во внешней опеке со стороны руководства и может сам планировать свое образование и карьерный рост. Что весьма выгодно для организации, но также может таить и опасность того, что рано или поздно сотрудник перерастет свою фирму и покинет её, или же откроет сове дело и станет для организации конкурентом. Для исключения подобного сценария должна быть предусмотрена перспектива карьерного роста для сотрудника.

В заключении можно сказать что, саморазвитие сотрудника может происходить само по себе, дома или на работе, но весьма медленно и не эффективно, за исключением профессий где саморазвитие предполагается, как само собой разумеющееся, к таким профессиям можно отнести практически все сферы программирования, особенно в российских условиях, где программистами скорее станут люди заинтересованные в этом, и обучающиеся самостоятельно, так как сфера деятельности меняется на столько стремительно, что приспособиться под нее можно только самостоятельно. Но, не все специальности подразумевают саморазвитие, а точнее подавляющее большинство не подразумевает. Можно пустить дело на самотек и надеется, что сотрудники со способностями сами обеспечат свое развитие, или использовать массовое обучение сотрудников, которое может быть не всегда эффективно. А можно обеспечить на предприятии необходимые условия и ресурсы для саморазвития и получить мотивированный и стремящийся к знаниям персонал.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. — М., 2014. с. 68
  2. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. — М., 2014.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — М.: Просвещение, 2013.– 160с.
  4. Каверин С. В. Мотивация труда. — М.: Просвещение, 2013. — 96с.
  5. Каверин С. В. Мотивация труда. — М.: Просвещение, 2014. — 96с.
  6. Козиев В. Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. канд. дисс. — Л., 2014. — 156с.
  7. Кошелев А. Н. Эффективная мотивация торгового персонала / А. Н. Кошелев. — М.: Дашков и К, 2015.
  8. Лазурский А. Ф. Программа исследования личности. — М.: Книга по Требованию, 2014.
  9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — Москва: Издательство «Наука», 2014 г. — 324 с.
  10. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — М.: Владос,2011. — 210с.
  11. Менеджмент/Под ред. Максимцова М. М., Игнатьевой А. В. — М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014..
  12. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 2015. — 106с.
Основные термины (генерируются автоматически): саморазвитие, сотрудник, карьерный рост, профессиональное саморазвитие, умение, необходимое методическое обеспечение, профессиональная деятельность, профессиональное саморазвитие сотрудника, способность сотрудника, структура мотивации.


Похожие статьи

Стремление к обучению как главное условие успешного профессионального развития

В статье исследуются общие аспекты и стремления обучающихся кулинарных техникумов, цели и задачи первокурсников, их стремление к образовательному процессу, желание к развитию и саморазвитию.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства

В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Разработка системы мотивации персонала

В статье рассматриваются особенности создания системы мотивации персонала на коммерческих предприятиях. Представлена актуальность заявленной темы. Определены этапы работы руководителя по созданию системы мотивации сотрудников. Система мотивации персо...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Похожие статьи

Стремление к обучению как главное условие успешного профессионального развития

В статье исследуются общие аспекты и стремления обучающихся кулинарных техникумов, цели и задачи первокурсников, их стремление к образовательному процессу, желание к развитию и саморазвитию.

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Основные аспекты оказания психологической помощи молодежи в процессе первичной профессионализации и трудоустройства

В статье проводится теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности, выделяются условия успешной первичной профессионализации студентов вуза. Рассматривается психологическая готовность студентов-выпускников к трудоустройству,...

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Разработка системы мотивации персонала

В статье рассматриваются особенности создания системы мотивации персонала на коммерческих предприятиях. Представлена актуальность заявленной темы. Определены этапы работы руководителя по созданию системы мотивации сотрудников. Система мотивации персо...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Задать вопрос