В статье рассмотрены теоретические основы саморазвития персонала организации, цели профессионального саморазвития, а также условия необходимые для обеспечения профессионального саморазвития сотрудников предприятия, в том числе: мотивированность к профессиональному саморазвитию и личностные особенности сотрудника необходимые для саморазвития.
Ключевые слова: развитие, саморазвитие, обучение, персонал
The article is devoted to the theoretical bases of self-development of the organization's personnel, the goals of professional self-development, as well as the conditions necessary for ensuring the professional self-development of the employees of the enterprise, including: the motivation for professional self-development and the personal characteristics of the employee necessary for self-development.
Key words: development, self-development, training, personnel
Саморазвитие — это комплекс осознанных, целенаправленных и планомерных действий с целью совершенствования своих профессиональных знаний, умений, личностных качеств и, в целом, компетенции, позволяющих сотруднику повысить профессиональность и результативность своей деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих: интеллектуальное, профессиональное, личностное и физическое развитие [2, c55].
Цели профессионального саморазвития имеют индивидуальный характер с каждом конкретном случае. Но, также. можно выделить цели общие для всех:
– Обмен опытом и создание условий для благотворного сотрудничества со своими коллегами.
– Использование в своей деятельности самые современные технологии.
– Обновление своих теоретических познаний в соответствии с требованиями необходимыми для успешного выполнения своей работы.
– Получение новых теоретических познаний и обоснование собственных умозаключений по средством научной и методической литературы.
Повсеместно выделяют следующие направления профессионального саморазвития сотрудников ворганизации:
Формирование навыков и умений, которых у человека нет в наличии. Без посторонней помощи справиться с этой задачей будет практически невозможно.
Развивать и совершенствовать имеющиеся в наличии положительные умения и качества. Эту задачу можно решить самостоятельными усилиями.
Устранение самоограничений и недостатков, которые негативно сказываются на производительности и эффективности. Тут также понадобится помощь сторонних специалистов.
Эффективность саморазвития сотрудников может зависеть от множества внешних факторов, таких как:
– от организационной культуры на предприятии, а точнее: от социально-психологических условий профессиональной деятельности сотрудника, от перспектив карьерного роста, от социально-психологического климата в самом коллективе организации, наличии внутренней конкуренции среди работников;
– от наличия в организации необходимого методического обеспечения, от уровня доступности каждому сотруднику материалов для саморазвития, таких как: профессиональные книги, журналы, обучающие видеопособия и т. д.;
– доступности для сотрудников современных информационных технологий, а также навыков обращения с ними, умения искать и находить нужную для него информацию;
Таким образом можно сделать вывод что, для профессионального саморазвития сотрудника, необходимо:
– эффективная внутренняя мотивация к профессиональной деятельности, обеспечивается грамотно построенной системой мотивации сотрудников на предприятии;
– личностные способности к саморазвитию и самообразованию;
– доступности на предприятии необходимого методического обеспечения.
Также необходимо наличие у сотрудника определенного уровня технической грамотности в вопросах доступа к необходимой ему информации, включая умение пользоваться поисковыми системами для доступа к ней. Наличие в организации профессионального методического обеспечения способно существенно облегчить для сотрудника поиск информации, но знания, накопленные организацией, не должны служить для сотрудника пределом саморазвития и самопознания, рано или поздно эти знания станут для него недостаточными и он должен будет выйти на новый уровень, а именно на самостоятельный поиск нужной информации и самостоятельное планирование своего профессионального саморазвития.
Следует также заметить, что не может быть эффективного саморазвития без стремления выполнять свои служебные обязанности эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим маркером саморазвивающегося сотрудника является его ответственное отношение к работе, а также повышения качества и скорости выполнения его обязанностей.
Мотивированность персонала на профессиональное развитие
Активность профессионального саморазвития сотрудника строго определяется его структурой мотивации к труду, т. е. Чем сильнее сотрудник мотивирован к выполнению своих служебных обязанностей, тем ярче выражается его способности к саморазвитию. Сотрудник должен быть мотивирован не только заработной платой и различными премиями, но и перспективой карьерного роста, а также положительной оценкой его стремления к самообразованию со стороны руководства фирмы, идеальным решением было бы привязка профессиональных знаний сотрудников к размеру его оклада и премий, например, посредством регулярной аттестации сотрудников, и других процедур оценки, но которых он смог бы продемонстрировать свои профессиональные познания и навыки. Так же, важны и внутренние мотивы сотрудника на саморазвитие, а точнее, они наиболее важны и должны занимать лидирующие позиции в структуре его мотивации. Ведущим мотивом у сотрудника должно быть стремление к новым знаниям и саморазвитию.
Формирование у сотрудника новых мотивов, а также изменение его структуры мотивации к профессиональной деятельности — процесс сложный и долгосрочный, требующий больших усилий, как от самого сотрудника, так и от руководства организации. Именно поэтому сложно быстро наладить у сотрудника стремление к саморазвитию, если его не было изначально в структуре его мотивов, именно поэтому наиболее ценны сотрудники, изначально нацеленные на саморазвитие и стремящиеся к знаниям и совершенствованию своих профессиональных навыков [4, c 489].
Личные способности сотрудника к саморазвитию
Развитие личностных качеств сотрудника происходит благодаря разнообразию видов деятельности, которые он выполняет в организации, а также его взаимодействию с другими людьми. Но, развитие происходит наиболее активно, при условии, что разносторонние профессиональные навыки сотрудника пополняются целенаправленным самообразованием и самосовершенствованием. К сожалению, способностями к саморазвитию, как и мотивированностью к нему обладает не каждый человек.
Однако в отличие от мотивации сотрудника способность его к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.
Основу способности к саморазвитию составляют следующие умения:
Однако, способности сотрудника к саморазвитию можно развить достаточно быстро, в отличии от его мотивации к ней.
Основу для способностей сотрудника к саморазвитию составляют следующие умения:
– умение видеть и корректировать свои недостатки;
– Умение анализировать свои ошибки их причины и следствия;
– Умение критически оценивать свои неудачи и успехи.
Все эти умения достаточно элементарны, но и ими обладают не все сотрудники, в должной мере, а их самостоятельное формирование хоть и возможно, но очень долго и сложно. Поэтому для развития у сотрудников предпосылок к саморазвитию им необходимо пройти тренинги о обучения, объем которых для каждого отдельно взятого сотрудника будет индивидуален.
В условиях российской действительности способности сотрудников к саморазвитию, как правило, созревают индивидуально, естественным путем, и похвастаться им могут лишь руководители среднего и высшего звена. Происходит это по причине игнорирования факторов развития сотрудников со стороны руководства предприятий, ведь саморазвитие не делает прибыль здесь и сейчас — это долгий, постепенный процесс.
Наличие у сотрудника врожденных или приобретенных способностей к саморазвитию означает, что сотрудник уже не нуждается во внешней опеке со стороны руководства и может сам планировать свое образование и карьерный рост. Что весьма выгодно для организации, но также может таить и опасность того, что рано или поздно сотрудник перерастет свою фирму и покинет её, или же откроет сове дело и станет для организации конкурентом. Для исключения подобного сценария должна быть предусмотрена перспектива карьерного роста для сотрудника.
В заключении можно сказать что, саморазвитие сотрудника может происходить само по себе, дома или на работе, но весьма медленно и не эффективно, за исключением профессий где саморазвитие предполагается, как само собой разумеющееся, к таким профессиям можно отнести практически все сферы программирования, особенно в российских условиях, где программистами скорее станут люди заинтересованные в этом, и обучающиеся самостоятельно, так как сфера деятельности меняется на столько стремительно, что приспособиться под нее можно только самостоятельно. Но, не все специальности подразумевают саморазвитие, а точнее подавляющее большинство не подразумевает. Можно пустить дело на самотек и надеется, что сотрудники со способностями сами обеспечат свое развитие, или использовать массовое обучение сотрудников, которое может быть не всегда эффективно. А можно обеспечить на предприятии необходимые условия и ресурсы для саморазвития и получить мотивированный и стремящийся к знаниям персонал.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. — М., 2014. с. 68
- Алякринский Б. С. О таланте и способностях. — М., 2014.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — М.: Просвещение, 2013.– 160с.
- Каверин С. В. Мотивация труда. — М.: Просвещение, 2013. — 96с.
- Каверин С. В. Мотивация труда. — М.: Просвещение, 2014. — 96с.
- Козиев В. Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. канд. дисс. — Л., 2014. — 156с.
- Кошелев А. Н. Эффективная мотивация торгового персонала / А. Н. Кошелев. — М.: Дашков и К, 2015.
- Лазурский А. Ф. Программа исследования личности. — М.: Книга по Требованию, 2014.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — Москва: Издательство «Наука», 2014 г. — 324 с.
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — М.: Владос,2011. — 210с.
- Менеджмент/Под ред. Максимцова М. М., Игнатьевой А. В. — М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014..
- Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 2015. — 106с.