В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а также формы урочной и внеурочной работы с одаренными детьми.
The article considers the main approaches to the organization of teaching and educational work with gifted children in primary school. The main components of this process are presented, including the statement of the goal of pedagogical influence, its principles, as well as the forms of curricular and after-hours work with gifted children.
Проблема эффективного педагогического взаимодействия с одаренными детьми представляет собой сложную задачу, решить которую возможно лишь с позиций комплексного психолого-педагогического подхода.
Для определения стратегии и основных педагогических технологий необходимо четко представить основные составляющие процесса:
− ведущие характеристики субъекта обучения- одаренного ребенка;
− принципы построения педагогической работы;
− наиболее эффективные формы и технологии организации учебно-воспитательной работы.
Нами были изучены основные характеристики одаренных детей, которые кратко представлены в таблице 1.
Таблица 1
Название характеристики |
Сущность |
|
Интеллектуальный показатель IQ на порядок выше нормы |
|
Требовательность к себе и результатам своей работы, любознательность. |
|
Развитое творческое воображение, интерес ко всему необычному. Часто — ярко выраженные специальные способности, связанные с интересом к определенному предмету. |
Для организации успешной работы с одаренными детьми учитель должен определить цель и задачи, что в итоге влияет и на выбор форм педагогического воздействия.
Целью работы, на наш взгляд, является создание оптимальных условий благоприятной образовательной среды для развития одаренных детей. Эти условия должны иметь опережающий характер, позволяющий учитывать перспективы индивидуального образовательного маршрута каждого ученика.
К основным принципам педагогического воздействия следует отнести:
− организацию дифференцированного подхода в обучении, предполагающего углубление и расширение «образовательного пространства предмета» [1];
− Применение соответствующих форм урочной и внеурочной работы;
− Внимание к усилению «межпредметных связей в индивидуальной работе учащихся» [2], что обеспечивается разработкой олимпиад, предметных недель и т. д.
Формы и приемы педагогического воздействия включают:
- Деятельность по развитию детей на уроке, где в качестве основных образовательных технологий выступают: творческие работы, презентации, интерактивные технологии, решение проблемно-ориентированных задач, проектная деятельность.
- Внеурочная работа предполагает использование следующих технологий:
− деятельность исследовательских кружков и секций, например «Юный краевед», «Юный геолог», «Фарадей» и т. д.
− работа в творчески ориентированных клубах, например «Мастерская словесности», «Палитра» и т. д.
− проведение конкурсов «Учение года» (включающие конкурсы поэтов, чтецов, интеллектуальные игры и т. д.
− Организация групповых занятий, например, «Математика в играх», «Искусство слова» [3].
Важную роль играет и организация самостоятельной работы одаренных учеников, в том числе применение дифференцированных домашних заданий, работа с рекомендуемой литературой и образовательными интернет-ресурсами.
Педагоги-практики подчеркивают необходимость создания учениками портфолио, как портфеля достижений, возможно, имеющего определенную направленность для одаренного ученика.
Таким образом, организация работы с одаренными детьми в начальной школе должна способствовать:
− выявлению детей в ходе творческих и интеллектуальных конкурсов, тренингов и т. д.
− развитию и совершенствованию методики преподавания;
− созданию благоприятной образовательной среды для одаренных учеников, имеющей в основе определенную педагогическую концепцию.
Литература:
1. Магомедгаджиева А. М. Проблема работы с одаренными детьми на уроках математики с использованием интерактивных технологий // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Под редакцией А. В. Петрова, Н. С. Часовских. 2016. – С. 157–160.
2. Пелевина И. А. Педагогические приемы работы с одаренными детьми в начальной школе//Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2016. № 1. С. 38–39.
3. Мещерова А. А. Опыт организации работы // Нижегородское образование. 2009. № 1. – С. 98–104.