Проблемы эффективности уголовного закона в сфере антикоррупционного законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 22.06.2017

Статья просмотрена: 2533 раза

Библиографическое описание:

Романова, А. В. Проблемы эффективности уголовного закона в сфере антикоррупционного законодательства / А. В. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 239-243. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44874/ (дата обращения: 18.12.2024).



Коррупционные преступления в Российской Федерации имеют глубокие исторические корни. Взяточничество в России появилось еще со времен Киевской Руси, когда создавались выборные органы (вече, земские собрания, старосты) и начало свое формирование местное самоуправление. Еще тогда чиновники всех уровней имели представление о коррупционных преступлениях, связанных с мздоимством, лихоимством и казнокрадством, несмотря на это, получение взятки для них было обычным делом, которое, более того, было законным и не имело никакого общественного порицания.

По мнению А. Л. Карабанова и С. К. Мелькина, «современная коррупция не является простым набором общественно опасных деяний, которые можно было бы квалифицировать по конкретным нормам Уголовного кодекса. Вне всяких сомнений, данный феномен следует рассматривать как криминологическое, правовое и социально-экономическое явление с многоструктурным и многоуровневым содержанием». [1, c.24] Даже после подписания Россией в 2006 г. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию проблема борьбы с коррупцией не утратила своей актуальности.

Вопросы и проблемы борьбы с коррупционными преступлениями стали наиболее значимыми и актуальными сегодня. На данном этапе развития российского общества это обусловлено тем, что меры, направленные государством на борьбу с этим негативным явлением, пока мало эффективны, а законодательная база недостаточно развита и имеет ряд недочетов и пробелов.

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, в частности Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции. До конца 2008 г. в российском законодательстве не было определения коррупции, поэтому в научном мире и судебной практике также не было единства мнений и относительно правовой трактовки коррупции [2, c.4].

В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ коррупция определена как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. [3, ст.1]

Широкий спектр научных подходов к определению понятия «коррупция» пока не находит своего отражения в действующем законодательстве, раскрывающем коррупцию в основном через совокупность отдельных составов правонарушений. Однако учесть весь круг коррупционных преступлений невозможно, так как разновидности коррупционных схем постоянно совершенствуется. Часто участники коррупционной посреднической цепи могу не догадываться об их использовании в коррупционных схемах [4, c.47]. С учетом криминализации посредничества во взяточничестве, лица, которые попадают под данный состав преступления, из-за достаточно развитых на сегодняшний день информационно-коммуникационных технологий, все чаще обращаются к сети Интернет, совершая преступления коррупционной направленности. Это позволяет добиться деперсонализации взаимодействия участников коррупционной схемы. Следует отметить, что данные схемы достаточно устойчивы и позволяют неограниченно расширять зону коррупционного сервиса в стране [5, c.48]

Можно сделать вывод о том, что предусмотренное законом определение коррупции необходимо совершенствовать, расширяя данное понятие с помощью учета новых форм ее проявлений и включая в него различные формы посредничества и заинтересованности в получении материальной выгоды. При этом необходимо ориентироваться на то обстоятельство, что в международно-правовых документах содержится более широкое обязательство по криминализации соответствующих деяний [6, c.48]. В противном случае эффективность уголовного закона для пресечения и предупреждения коррупционных правонарушений будет постепенно снижаться.

Помимо вышесказанного, важным так же является вопрос об обеспечении фактической реализации международных обязательств в области противодействия коррупции на внутригосударственном уровне, а также вопрос конкретного способа включения международно-правовых норм в правовую систему государства. Выполнению этой задачи нередко препятствуют сложности, связанные с особенностями национальной правовой системы [7, c.5–12]. Здесь речь идет о выполнении рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО), касающихся уголовной ответственности за коррупционные преступления, устранения практики принятия подарков чиновниками в любой форме, введения для них уголовной ответственности. Конечно, не все рекомендации могут быть выполнены из-за разности законодательно-правовых конструкций, свойственных тем государствам, которые входят в данную группу.

Но также нельзя и отрицать схожесть подходов использования наиболее эффективных моделей борьбы с коррупционными преступлениями. Общим критерием развития законодательства в сфере противодействия коррупции является расширение антикоррупционного вмешательства со стороны государства в публичный и частный сектор. Подтверждением этого являются законопроекты последнего времени, в которых проводится унификация запретов, ограничений и обязанностей для должностных лиц, осуществляющих властные полномочия. Ранее они устанавливались преимущественно в отношении лиц, проходящих государственную гражданскую службу, но впоследствии ограничения и обязанности в антикоррупционной сфере были распространены на другие виды государственной службы, муниципальных служащих, а затем установлены в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также должности в государственных корпорациях, государственных компаниях, фондах и иных организациях. Несмотря на это, возникают вопросы об определении критериев распространения указанных запретов, ограничений и обязанностей и оптимальности в определении их объема. Во-первых, запреты, ограничения и обязанности, налагаемые на должностных лиц, должны соответствовать их правовому статусу, объему их полномочий. Во-вторых, запреты, ограничения и обязанности, налагаемые на должностных лиц, не должны препятствовать их профессиональной деятельности. Ограничение деловой активности публичных должностных лиц необходимо компенсировать путем детальной регламентации способов удовлетворения государственными служащими своих частных интересов, не противоречащих служебным обязанностям. В-третьих, запреты, ограничения и обязанности, налагаемые на должностных лиц, не должны наносить материальный и моральный ущерб публичному служащему.

Судя по достаточно высокому уровню коррупции в стране и степени ее латентности можно говорить о том, что в борьбе с этим негативным явлением нельзя достичь больших успехов только усилиями одного государства, но и не стоит преуменьшать возможности правоохранительных органов. Существенным недостатком развития правового регулирования в сфере противодействия коррупции является установление законодательных процедур, определяющих участие институтов гражданского общества и самих граждан в антикоррупционной деятельности. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. Согласно ст. 3 данного Закона к числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации отнесен принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями. Вместе с тем механизмы взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества остаются не вполне определенными.

Взаимодействие государства с гражданским обществом в целях уменьшения коррупционного поля должно быть направлено на преодоление коррупционного сознания и поведения (действий и бездействия) граждан, государственных и муниципальных служащих; своевременное выявление коррупционных практик и доведение информации о них до правоохранительных органов; борьбу с коррупциогенными проявлениями в нормативных правовых актах. [8, c.50]

К числу основных критериев взаимодействия государства и общества следует отнести системность, объективность, беспристрастность, ответственность, безопасность. Названные принципы необходимо реализовать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления и распространить на всех участников противодействия коррупции: государственные и муниципальные органы власти, Общественную палату, уполномоченных по правам человека, общественные объединения и организации (профессиональные объединения, профсоюзы, СМИ, религиозные организации, общественные советы и др.), отдельных граждан и юридических лиц.

Федеративный характер Российского государства обуславливает существование проблем, связанных с необходимостью обеспечения сбалансированности федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в сфере противодействия коррупции. Помимо традиционных проблем таких, как дублирование норм федерального законодательства о противодействии коррупции, отсутствие конкретизации федеральных законов в законах субъектов РФ, избыток декларативных норм, так же имеют место прямые нарушения норм федерального законодательства (установление дефинитивных норм, отличных от федерального законодательства). К сожалению, многие подходы, показавшие свою эффективность на федеральном уровне власти, с трудом воспринимаются законодательством субъектов РФ. Координационные и совещательные органы в борьбе с коррупцией редко привлекают граждан, представителей научных и учебных заведений.

Материалы правоохранительных органов, а также результаты проведенных аналитических исследований проблем борьбы с коррупцией показывают, что одной из них является несовершенство законодательства, изобилующего противоречиями, двусмысленностями, пробелами, что создает благоприятные условия для использования должностными лицами, принимающими решения, предоставленных им полномочий в личных или групповых интересах, вымогательства и шантажа граждан, создающих дополнительные условия для коррупции. За последние 12 лет в России было принято свыше 40 нормативно-правовых актов, и ни один из них не давал четкого определения коррупционному правонарушению [9, c.137].

С принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ появилась некоторая определенность с понятием ряда преступлений коррупционной направленности, но не более того. В целом закон носит скорее декларативный характер и имеет ссылки на прочие нормативно-правовые акты. Например, в ст. 8 ч. 1 данного закона указывается, что «порядок предоставления указанных сведений (о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Проблема коррупции в органах государственного и муниципального управления является актуальной в работах ученых и публицистов, которые пытаются найти свои варианты решения этой важной задачи. Так, А. Н. Чашин предлагает принять кодифицированный нормативно-правовой акт, посвященный вопросам борьбы с коррупцией в форме отдельного федерального закона [10, c.138]. Можно предположить, что в официально принятом документе концептуально должны быть определены задачи, цели, принципы борьбы с коррупцией, включающие в себя, в том числе, и морально-этическую составляющую общественных отношений.

По мнению И. А. Цоколова, необходимо провести модернизацию УК РФ, которая заключалась бы в формировании в Особенной части УК РФ отдельной главы, посвященной коррупционным преступлениям, и внесении в Общую часть УК РФ специальной нормы в качестве ст. 14.1 «Понятие коррупционного преступления» [11, c.18]. Реализация данного предложения, возможно, помогла бы в будущем исключить путаницу с квалификацией и учетом преступлений коррупционной направленности.

Примером этого может служить принятие Федеральных законов от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» и от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с помощью которых в статьи Уголовного кодекса были внесены существенные изменения, которые, как оказалось, достаточно противоречивы.

Часть 5 ст. 290 УК РФ в ред. закона от 21 ноября 2011 г. предусматривает усиление наказания за деяния, предусмотренные частями 1, 3 и 4 этой статьи, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также с вымогательством взятки. А ч. 2 ст. 290 УК, предусматривающая получение взятки в значительном размере, в ч. 5 этой статьи не упоминается. Возникает вопрос, как же квалифицировать получение взятки в значительном размере, если она получена группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо была сопряжена с вымогательством взятки. По букве закона, его надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 290 УК, хотя по логике закона, ответственность за такое деяние должна наступать именно по ч. 5 данной статьи УК. [12, c.514–517] Для устранения отмеченного пробела в ч. 5 ст. 290 УК РФ необходимо дать ссылку на совершение деяния, предусмотренного ч. 2 этой статьи при обстоятельствах, указанных в пунктах «а» и «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ УК РФ дополнил Уголовный закон статьей 291.1 (посредничество во взяточничестве), но сделано это было с нарушением. При значительном размере взятки посредничество во взяточничестве почему-то наказывается строже (до 5 лет лишения свободы), чем собственно дача взятки (до 3 лет), которая, безусловно, опаснее посредничества, как любое исполнение преступления опаснее пособничества этому же преступлению. На сегодняшний день данный пробел закона устранен, теперь согласно ст. 291 УК РФ дача взятки в значительном размере наказывается лишением свободы сроком до 5 лет, а за посредничество во взяточничестве в значительном размере закон указывает срок до 4 лет лишения свободы.

При особо крупном размере взятки, посредничество во взяточничестве (как и получение взятки) наказывалось лишением свободы на срок от 7 до 12 лет, тогда как дача взятки — лишением свободы на срок от 8 до 15 лет. Тем самым, законодатель оценил общественную опасность посредничества как более высокую, чем опасность дачи взятки и приравнял ее к опасности получения взятки, что противоречит положениям института соучастия. Тем не менее, законодатель устранил пробел в Уголовном Законе. Теперь за нарушение ст. 290 УК РФ и ст. 291УК РФ виновное лицо может получить от 8 до 15 лет лишения свободы, а за нарушение ст. 291.1 УК РФ — от 7 до 12 лет лишения свободы.

На сегодняшний день коррупция в Российской Федерации охватила практически все сферы жизни общества. Половина граждан нашей страны не верит в то, что государственные деятели, которые на данный момент находится у власти и которых заменят в будущем, будут реально осуществлять борьбу с коррупцией. В то же время, по мнению общества, существует ряд причин, которые стоят у истоков коррупции: несовершенство законодательной базы, наличие бюрократической государственной системы управления и малоэффективная система контроля, высокий порог терпимости граждан к проявлению коррупции среди чиновников, а также людей, занимающих руководящие должности в различных отраслях жизнедеятельности общества. Так как коррупция является системным преступлением, ее невозможно победить в какой-либо одной сфере. Борьба с этим негативным явлением станет эффективной только вследствие усовершенствования уголовного законодательства и проведения целого комплекса мероприятий в рамках антикоррупционной политики.

Литература:

  1. Карабанов А. Л., Мелькин С. К. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспекты М., 2010. С. 24.
  2. Долгова А. И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 4.
  3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Ст. 1 // КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 02.06.2017)
  4. Цирин А. М., Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. // Журнал Российского права № 12–2012 г. С. 47.
  5. Цирин А. М., Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. // Журнал Российского права № 12–2012 г. С. 48.
  6. Цирин А. М., Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. // Журнал Российского права № 12–2012 г. С. 48.
  7. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я., Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование) // Журнал Российского права. 2011. № 9. С.5–12.
  8. Цирин А. М., Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. // Журнал Российского права № 12–2012 г. С. 50.
  9. Красильников В.Г, К вопросу о проблемах уголовного законодательства в сфере борьбы с коррупцией. // Вестник Удмуртского университета. 2013. Вып.4. С. 137.
  10. Красильников В.Г, К вопросу о проблемах уголовного законодательства в сфере борьбы с коррупцией. // Вестник Удмуртского университета. 2013. Вып.4. С. 138.
  11. Цоколов И. А., Законодательные проблемы в уголовного –правовой квалификации коррупционных преступлений // Тр. АУ МВД России. № 3 (19). 2011. С.18.

12. Марьина Е. В. Правовые аспекты противодействия незаконному обогащению как одной из форм коррупционной деятельности // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М., 2011. С. 514–517.

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».// КонсультантПлюс. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121892/ (дата обращения 02.06.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, лишение свободы, УК РФ, гражданское общество, коррупция, получение взятки, дача взятки, значительный размер, лицо, федеральное законодательство.


Похожие статьи

Особенности антикоррупционного правового регулирования муниципальной службы в РФ

Проблемные вопросы правового регулирования антикоррупционной экспертизы

К вопросу об эффективности уголовного законодательства

Некоторые аспекты совершенствования законодательства по противодействию терроризму

Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок

Противодействие коррупции в сфере публичного права

Меры совершенствования антикоррупционной политики на примере ужесточения административной ответственности государственных служащих

Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора

Актуальные вопросы применения антимонопольного законодательства в России

Некоторые особенности проблем доказывания нарушений антимонопольного законодательства

Похожие статьи

Особенности антикоррупционного правового регулирования муниципальной службы в РФ

Проблемные вопросы правового регулирования антикоррупционной экспертизы

К вопросу об эффективности уголовного законодательства

Некоторые аспекты совершенствования законодательства по противодействию терроризму

Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок

Противодействие коррупции в сфере публичного права

Меры совершенствования антикоррупционной политики на примере ужесточения административной ответственности государственных служащих

Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора

Актуальные вопросы применения антимонопольного законодательства в России

Некоторые особенности проблем доказывания нарушений антимонопольного законодательства

Задать вопрос