В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и страны в целом. В статье выявлены проблемы, мешающие развитию внешнеэкономической деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа, предложены основные этапы формирования региональной стратегии развития с зарубежными партнерами.
Ключевые слова: внешнеэкономические связи, международное экономическое сотрудничество, Ямало-Ненецкий автономный округ, регион, стратегия, развитие
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) является стабильным динамично развивающимся регионом Российской Федерации. Развитие внешнеэкономической деятельности, а также обеспечение дальнейшего роста инвестиционной привлекательности и культурно-туристического потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа является одной из первоочередных задач в формировании стратегии роста региона, обуславливая актуальность данной темы. Использование международных экономических связей как фактора повышения социально-экономического развития территории региона, увеличивает бюджетные поступления, улучшает инвестиционный климат, создает рабочие места для населения трудоспособного возраста. В научной литературе достаточно большое количество работ посвящено изучению отдельных аспектов внешнеэкономического взаимодействия России с зарубежными странами на государственном уровне. При этом комплексные исследования международного сотрудничества на региональном уровне проводились в основном в приграничных регионах страны. Все это и определило выбор темы, цель и задачи исследования, логику и структуру работы.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет уникальное географическое положение, которое в определенной степени задает курс развития внешнеэкономических связей региона. Автономный округ расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, в районе Крайнего Севера нашей страны. Площадь составляет 769 250 кв. км., что в несколько раз превышает площадь среднего государства Европы. Более половины территории расположено за Полярным кругом, северная граница округа омывается Карским морем и является частью государственной границы России (около 900 км.). На западе по Уральскому хребту ЯНАО граничит с Ненецким автономным округом и Республикой Коми, на юге — с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке — с Красноярским краем. Расстояние от окружного центра города Салехарда до Москвы — 2436 км. [1]
Территория автономного округа располагается в трех климатических зонах: арктической, субарктической и зоне северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности. Климат — континентальный, определяется наличием многолетней мерзлоты, близостью Северного Ледовитого океана, обилием заливов, рек, болот и озер. Для региона характерны длительная (до восьми месяцев) зима, короткое (в среднем около 50 дней) лето, сильные ветры, небольшая величина снежного покрова. Среднегодовая температура воздуха — минус 10°С. Минимальная температура зимой — до минус 57°С, летом, в июле, температура может повышаться на всей территории до плюс 30°С, но почва оттаивает всего на 40–50 см. [1]
По данным Ямалстата на 31 марта 2016 года численность населения округа составляет 534,1 тысяч человек. Плотность населения — 0,7 человека на квадратный километр, удельный вес городского населения — 83,8 %.
Основными видами экономической деятельности автономного округа являются промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство. Согласно данным Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, общее количество промышленных предприятий, прошедших процедуру государственной регистрации (перерегистрации), на 1 декабря 2013 года составило 948 единиц, в том числе: добывающие — 193, обрабатывающие — 600, предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 155. [1]
ЯНАО входит в пятерку лидеров по объемам инвестиций в основной капитал с долей 5,3 % в общем объеме инвестиций Российской Федерации, что достигается за счет созданного на территории округа благоприятного инвестиционного климата. Внешнеторговый оборот за 2014 год составил 707 млн долларов США, за 2015 год — 1 млрд 381 млн долларов США. В первом полугодии 2016 года наблюдалось более чем семикратное увеличение внешнеторгового оборота по отношению к аналогичному периоду 2015 года до 1 млрд 435 млн долларов США.
По официальным данным на начало 2017 года, в рамках реализации Соглашения о взаимодействии во внешнеэкономической сфере между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в текущем году была продолжена работа по подготовке паспортов внешнеэкономических и инвестиционных проектов. С привлечением Торговых представительств Российской Федерации за рубежом ведется поиск потенциальных рынков сбыта продукции, а также инвесторов, готовых вкладывать инвестиции в экономику автономного округа.
Показательным итогом работы по паспорту проекта «Производство мяса северного оленя» в прошлом году стала высокая заинтересованность у стран Скандинавии. В целях наращивания экспортного потенциала в ближайшее время планируется проведение комплекса мероприятий по сертификации и стандартизации уже введенных в эксплуатацию убойных и перерабатывающих комплексов.
Для успешной реализации в регионе инвестиционных проектов, в условиях действия санкций со стороны ряда стран, в 2014 году предприятиям автономного округа пришлось оперативно переориентировать импорт необходимого современного, высокотехнологичного оборудования с традиционных рынков Центральной Европы и США на страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
Итоги этой работы отразились в 2015 году в структуре основных торговых партнеров автономного округа. Среди ведущих стран импортеров — Китай, Индонезия, Республика Корея и Сингапур.
В силу удаленности автономного округа и сложной транспортной инфраструктуры поставки продукции (в том числе в целях замещения продовольствия, ввоз которого запрещен в рамках мер, принятых Россией в ответ на введенные санкции) осуществляются из стран Центральной Азии через приграничные регионы Российской Федерации, а также из крупнейших торгово-закупочных центров, таких как Москва, Тюмень и Омск. Как показывают данные таможенной статистики, декларирование данных товаров осуществляется незарегистрированными на территории автономного округа организациями.
Импорт товаров за I полугодие 2016 годаспартнерами из числа стран Центральной Азии осуществлялся только из Казахстана на сумму 67,6 тыс. долларов США, что составляет 0,007 % от общего объема товаров, ввезенных на территорию автономного округа.
В импортном товарообороте наибольшую долю составили следующие группы ТН ВЭД России:
– продукты неорганической химии;
– соль; сера; камень; штукатурные материалы, известь и цемент.
Закупки в государствах Центральной Азии машин, оборудования и другой высокотехнологичной продукции в 2016 году не осуществлялись. Кроме этого, в настоящее время на территории автономного округа отсутствует производство оборудования для осуществления встречного экспорта продукции со странами Центральной Азии. После ввода в эксплуатацию дочерними структурами ПАО «Газпром» Новоуренгойского газохимического комплекса (далее — НГХК), перерабатывающего этансодержащий газ — побочный продукт деэтанизации газового конденсата, будут созданы условия для производства высокотехнологичной экспортоориентированной продукции.
Мощность предприятия по переработке сырья должна составить более 800 тыс. тонн в год, ежегодно предполагается производство до 400 тыс. тонн полиэтилена (с возможностью увеличения производительности до 1,2 млн тонн) и до 200 тыс. тонн широкой фракции легких углеводородов.
Планируется создание при НГХК технопарка, обеспечивающего условия для развития малого и среднего бизнеса, ориентированного на переработку продукции НГХК и выпуск товаров промышленного и народного потребления.
За I полугодие 2016 года внешнеторговый оборот со странами Центральной Азии увеличился более чем в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (1,4 млн долларов США) и составил 6,1 млн долларов США или 0,4 % от общего внешнеторгового оборота автономного округа.
Экспорт товаров составил около 6 млн долларов США или 1,1 % от общего объема товаров, вывезенных с территории автономного округа.
В Киргизию с территории автономного округа было поставлено товаров на сумму свыше 3,7 млн долларов США.
В экспортном товарообороте с партнерами из Киргизии наибольшую долю составили следующие группы ТН ВЭД России:
– топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки;
– изделия из черных металлов.
В Узбекистан в рассматриваемый период было поставлено товаров на сумму около 2,3 млн долларов США. Наибольшую долю составили следующие группы ТН ВЭД России:
– оборудование и механические приспособления, их части;
– изделия из черных металлов;
– топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки.
C участием китайских инвесторов в автономном округе реализуется проект «Ямал СПГ», который предусматривает создание завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 миллионов тонн СПГ в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения с запасами газа 1,3 триллиона кубических метров и более 40 миллионов тонн конденсата.
Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе бывшего поселка Сабетта, ввод в эксплуатацию трех линий завода СПГ: 2017 год — 1 линия; 2018 год — 2 линия; 2019 год — 3 линия. Мощность каждой линии составляет 5,5 млн. тонн СПГ в год.
Лицензия на освоение Южно-Тамбейского месторождения действительна до 2045 года и принадлежит ОАО «Ямал СПГ». На сегодняшний день акционерами ОАО «Ямал СПГ» являются АО «НОВАТЭК» (50,1 %), компания Total (20 %) и Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC (20 %). В 2016 году китайский инвестиционный Фонд Шелкового пути приобрел 9,9 % акций проекта.
В 2016 году совместно с Минэкономразвития Российской Федерации прорабатывался паспорт инвестиционного проекта «Строительство птицефабрики по производству бройлеров в автономном округе». Странами поиска потенциальных инвесторов определены Великобритания, Германия, Китай, Швейцария, Швеция и Япония. Организатором проекта является некоммерческая организация «Региональный инновационно-инвестиционный фонд ЯМАЛ». В настоящее время по данному проекту устраняется ряд замечаний, и рассматриваются предложения по уточнению информации с учетом особенностей стран потенциальных инвесторов. [4]
В целях обеспечения выхода российских производителей на китайский рынок в 2016 году департаментом международных и внешнеэкономических связей автономного округа осуществлялась поддержка поставки в Гонконг партии рогов северного оленя в объеме 5000 кг. После сертификации продукции агропромышленного комплекса по нормам Китая, планируется использование китайских электронных площадок для ее продвижения. [2]
Несмотря на обширную географию стран, участвующих во внешнеэкономической деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа разработка стратегии развития международных экономических связей является актуальным научным исследованием и позволит создать системный подход к продвижению региона на мировом рынке товаров и услуг с учетом внешнеполитического курса России. В связи с вышеизложенным предлагаем к разработке следующую стратегию развития международных внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа:
Этапы развития внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа
№этапа |
Цель |
Информационная ианалитическая информация |
Содержание |
1 |
Подготовительный |
Мониторинг внутренних и внешних факторов, прогноз их изменений |
Определение целей и задач внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
2 |
Сбор и анализ исходной информации |
Мониторинг развития внешнеэкономических связей, анализ видов внешнеэкономической деятельности (внешняя торговля, инвестиционное сотрудничество и т. д.) |
Оценка текущего состояния и прогноз развития внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
2 |
Определение приоритетов в развития внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
Специализация, конкурентная способность и преимущества Ямало-Ненецкого автономного округа |
Обоснование приоритетов в развитии внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
4 |
Разработка перспективных направлений и комплекса мер по развитию внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
Перечень приоритетов в развитии внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
План перспективных направлений и мероприятий по развитию внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
5 |
Оформление стратегии развития внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
Информация, подготовленная на предыдущих этапах разработки стратегии |
Введение, разделы, заключение стратегии развития внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
Правильно разработанная стратегия укрепления внешнеэкономических связей региона обеспечивает положительное развитие региональной экономики, рациональное распределение ресурсов и эффективные действия на мировом рынке.
Литература:
1. Официальный сайт Правительства ЯНАО [Электронный ресурс] // http://правительство.янао.рф/
2. Центр развития внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] // http://yamal-export.ru/
3. Департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] // http://interyamal.ru/
4. Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] // http://de.gov.yanao.ru/