Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.06.2017

Статья просмотрена: 6034 раза

Библиографическое описание:

Дмитриев, А. А. Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития / А. А. Дмитриев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44889/ (дата обращения: 19.12.2024).



За время существования налоговой системы в Российской Федерации сформировался определенный механизм налогового администрирования.

Налоговое администрирование — одна из частей управления налоговой системой, включающей в себя контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, контроль реализации и исполнения законодательства налоговыми органами, а также организационное и методическое, аналитическое обеспечение контрольной деятельности [1]. Данное понятие включает в себя качество работы налогового аппарата, которое способно в процессе функционирования как выявлять факты несовершенства налогового законодательства, так и стремиться соблюдать основные принципы налогообложения.

Перед налоговым администрированием стоит первостепенная задача — это в современных условиях, в условиях рыночной экономики, вовремя и своевременно реагировать на всевозможные изменения в экономике и налоговых правоотношениях.

Исследование проблем налогового администрирования непосредственно связано с повышением эффективности налоговой системы, качественным улучшением собираемости налогов.

Разработка методологических основ налогового администрирования, адаптированных к современным требованиям экономического развития, является важным направлением научного поиска. Его результаты позволят получить теоретико-методологическую основу эффективной реализации налоговой политики государства, что позволит обогатить отечественную теорию и практику налогообложения.

Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от качества управления ею.

На сегодняшний день наблюдается несовершенство современной системы налогообложения, а также ныне существующие пробелы и проблемы в данном механизме негативно сказываются как на экономическом развитии государства, так и на деятельности предприятий и организаций в целом, способствуя тем самым уменьшению инвестиционной активности, приводит к массовому уклонению от уплаты налогов, «бегству» капитала, сокрытию доходов и существованию и расширению теневой экономики, что приводит в свою очередь к сокращению налоговых платежей в бюджетную систему РФ.

Налоговая система Российской Федерации подвергается постоянным изменениям, ориентируясь на современное состояние экономики в целом с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ. В нашей стране за последнее время реализовано множество мероприятий налогового администрирования, но сегодняшний день многие вопросы ориентировочно налогового администрирования остаются неизученными или изучены, но недостаточно хорошо и требуют дальнейшего рассмотрения, изучения и преобразования.

На данный момент в Налоговой системе РФ существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ежегодно сокращается качество проведения камеральных налоговых проверок, при том, что количество налогоплательщиков лишь возрастает.

Это свидетельствует о том, что в целом по России плохо развит механизм выборки объектов проверки, так как из года в год меняется как состояние экономики в целом, так и деятельность налогоплательщиков, а также способы сокрытия и неуплаты доходов и ведения теневого бизнеса. Данные обстоятельства обуславливают необходимость постоянной перестройки и изменения алгоритмов и правил отбора налогоплательщиков в целях камеральной налоговой проверки, которые являются важным элементом в системе налогового администрирования.

  1. Проблемы правового характера.

Налоговое администрирование, прежде всего, нацелено на соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса. Но проблема заключается в том, что налоговое законодательство РФ, во-первых, слишком неустойчиво, во вторых, запутанно и противоречит в определенной части экономическим реалиям. Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам, и всем налогоплательщикам налоговых схем уклонения от уплаты налогов и сокрытия своих доходов.

  1. Проблемы организационного характера.

Налоговое администрирование, по сути, есть практическая деятельность налоговых органов. Для качественного исполнения функции администрирования налогов в современных экономических условиях необходимо сочетание нескольких факторов:

– наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;

– наличие должным образом оборудованного рабочего места;

– наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций в электронном виде для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;

– скоординированная работа уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами.

В отношении трёх последних перечисленных факторов существуют серьезные проблемы, хотя в последние два года ситуация существенно изменилась, но всё же ситуация сохранилась.

Что касается технического оснащения рабочего места, то здесь по сей день имеются такие проблемы, как:

– отсутствие удобного, оборудованного рабочего места, позволяющего сконцентрироваться на работе;

– отсутствие современной и работоспособной техники, соответствующей современным требованиям, что осложняет работу налоговых органов, а в некоторых случаях и вовсе останавливает её, т. к. программное обеспечение ПК не позволяет обработать нужную информацию (полученная информация не открывается на ПК) или вовсе некоторые системные программы не работают;

– отсутствует нужное количество компьютерной техники, оргтехники, в то время как налоговый орган принимает на службу нового сотрудника, но не в состоянии предоставить оснастить его рабочее место.

  1. Проблемы при осуществлении обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями.

Так, происходят сбои или задержки при передаче данных от органов внутренних дел (паспортных столов, миграционной службы, ГИБДД) в налоговые органы, в результате чего налогоплательщики несколько лет могут ожидать получения уведомления об уплате транспортного налога на проданный автомобиль или квитанцию не на свое имя или не по месту жительства.

Также существуют проблемы обмена данными между самими налоговыми органами и массивный документооборот. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку.

  1. Необходимость снижение документооборота

Одним из способов снижения документооборота, что непосредственно положительно сказывается на системе, является составление по итогам налоговой проверки сразу акта, а не справки, как промежуточного документа, что в целом позволит налоговым органом в некоторой степени сократить расходы на осуществление соответствующей налоговой проверки, что и является одним из направлений налогового администрирования — снижение издержек.

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

– Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.

– Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.

– Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Администрирующие мероприятия: информирование налогоплательщиков, предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения из-за налоговой неграмотности, проведение внутреннего аудита налоговых органов, выработка единой правоприменительной практики налоговых органов, развитие системы электронного взаимодействия, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.

Контроль налоговыми органами мероприятий по взаимодействию должностных лиц и налогоплательщиков (аудио и видеоконтроль) во избежание проявления грубости, негатива, подозрительности и предвзятости со стороны должностного лица налогового органа.

  1. Проблема «Фирм-однодневок», «Мест массовой регистрации», «Схемы с участием офшорных компаний».

Довольно часто юридические лица регистрируются на студентов, пенсионеров, безработных, лиц без определенного места жительства и д. р. На деле проверить всю эту информацию не составляет большого труда, но на это нужно время, которое по законодательству не отводится при регистрации юридического лица, т. к. существуют определенные сроки постановки на учёт, не включающие данное мероприятие предпроверочного анализа [2].

Решением данной проблемы будет закрепление на законодательном уровне дополнительного времени при постановке на учет в целях осуществления мероприятий предпроверочного анализа учредителей, мест регистраций и т. д. и тем самым будет происходить предотвращение существования фирм однодневок, посредствам которых и происходит сокрытие доходов, минимизация налоговых платежей и следовательно сокращение поступлений средств в бюджет.

Решение вышеперечисленных проблем является важным и необходимом этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков. Формирование мероприятий по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российский условий и длительные промежутки времени до их реализации.

Для максимального наполнения бюджета налоговыми доходами, необходимо непрекословное исполнение обязанностей по уплате налогов, установленных законодательством Российской Федерации, что возможно лишь при пересмотре практики взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, пересмотре и активизации мер по противодействию незаконной экономической деятельности, пресечению перехода налогоплательщиков в «тень» и сокрытия доходов, а также при создании благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков.. Процедуры налогового администрирования должны в свою очередь быть максимально простыми и комфортными для добросовестных налогоплательщиков, в целях повышения уровня пополнения бюджета за счёт взимания налогов и снижения рисков сокрытия доходов и неуплат налогов.

Поэтому необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность.

Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны.

Несомненно, главными приоритетами налогового администрирования должны быть выявление и предотвращение использования налоговых схем, определение жестких мер ответственности за уклонение от уплаты налогов. Но также не стоит забывать о решении вышеперечисленных проблем, которые способствуют лучшей работе налоговых органов и улучшение взаимодействия с налогоплательщиками.

Законодательство Российской Федерации не безупречно, везде имеются пробелы, нерешенные вопросы, лазейки, которыми пользуется налогоплательщик для получения выгоды, тем самым нарушая законодательство РФ о налогах и сборах, что в свою очередь осложняет работу налоговых органов. Всё это в совокупности и ведет к недопоступлению денежных средств в бюджет страны. Между тем потенциал для увеличения собираемости налогов находится на достаточно высоком уровне.

Наша налоговая система должна быть ориентирована так, чтобы она функционировала с главной целью: стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиционных вложений в неё, создание конкурентных условий для существования и работы наших предприятий [3].

Используя правильно инструменты налогового контроля, можно с успехом создавать такие условия, когда налогоплательщику на порядок выгоднее уплачивать налоги, добросовестно вести свой бизнес, добровольно и с доверием взаимодействовать с государством, получать финансирование и контракты от него и, наконец, выйти из «тени», так как всё это возможно при правильном использовании инструментов налогового контроля и налогового администрирования в целом. Всё достижимо при грамотной организации деятельности ФНС, которая должна постоянно учитывать все изменения и ориентироваться на них и на современное состояние экономики в целом.

Условиями качественного налогового администрирования могут выступать: реорганизация и усовершенствование структуры ФНС России, усиление материально-технической базы, ориентация на прецеденты судебных разбирательств прошлых лет, дальнейшее внедрение и использование новых технологий работы, в частности и по отбору налогоплательщиков в целях совершения налоговой проверки, изменение структуры контакта и взаимоотношений ФНС России и налогоплательщиков, модернизация и развитие информационного обеспечения налоговых служб, переподготовка и повышение квалификации сотрудников налоговых органов с ориентацией на более лояльное взаимоотношение с налогоплательщиками.

Система администрирования налогов должна быть эффективной с точки зрения первостепенной государственной цели — обеспечение необходимых налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня издержек на исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков [4].

Грамотно сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, сочетающее в себе интересы и государства, и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране.

Сейчас лишь можно сказать о том, что, лишь изменив неточности в НК РФ, мы сможем увидеть наличие или отсутствие результата, и предпосылки к дальнейшим действиям. Причина некоторых проблем сводится ещё и к тому, что происходит неточное толкование НК РФ, что обуславливается трудностями терминологий введения в Российскую практику правовую систему зарубежных правовых конструкций.

Литература:

  1. Мишустин М. В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования / Электронный ресурс //Российский налоговый курьер. — [Режим доступа]: // http://gaap.ru/articles/50109/
  2. Шимширт Н. Д. Методологические основы финансового управления. // 545 коллективная монография.-Томск: Изд-во том. ун-та -2013. — С. 330.
  3. Послание президента России Федеральному Собранию на 2017 год. Электронный ресурс: — [Режим доступа]: // http://voenservice.ru/poslanie-prezidenta-rossii-federalnomu-sobraniyu-na-2017-god/
  4. Ермоленко И. Д. Налоговое администрирование. Основные проблемы и пути их решения. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки.: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. Науч.практ. конф. № 7. Электронный ресурс. [Режим доступа]: // http://sibac.info/ archive/ economy /7.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, налоговая система, налогоплательщик, орган, налоговое законодательство, проблема, налоговый орган, Российская Федерация, уплата налогов, сокрытие доходов.


Похожие статьи

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ

Современные проблемы и перспективы развития региональных банков в Российской Федерации

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Состояние и перспективы развития института местного самоуправления в современной России

Похожие статьи

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ

Современные проблемы и перспективы развития региональных банков в Российской Федерации

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Состояние и перспективы развития института местного самоуправления в современной России

Задать вопрос