«Взаимоотношения и связанное с ними общение – неотъемлемая и очень важная составляющая жизни юных. Здесь складываются и отшлифовываются особенности их личности, поведения и деятельности. Здесь возникает сложная сетка контактов, связей, зачастую чреватых для юношей и девушек излишней напряженностью и "по вертикали" – со взрослыми, и "по горизонтали" – со сверстниками. Именно во взаимоотношениях и общении удовлетворяются очень важные и чисто человеческие потребности, чрезвычайно важные для роста всесторонней, гармонично развитой личности» [1].
Одна из актуальных проблем современного образования – формирование личности, готовой не только адаптироваться в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влияющей на существующую действительность, изменяя ее в соответствии с требованиями времени (А.В. Петровский, З.К. Бектурова, Е.Е. Вахромов, А.А. Реан). Отсюда, содержание и технологии школьного образования должны обеспечивать полноценное (всестороннее) развитие личности, имеющей сформированный отечественный менталитет и способной к самореализации (Б.С. Гершунский).
Человеку, живущему в век новых технологий и глобальных перемен, недостает многих умений, и в первую очередь, опыта диалогического общения с людьми в процессе совместной деятельности (З.К. Бектурова), в том числе и учебной (В.А. Кан-Калик, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности [2]. Это подтверждается повышением конфликтогенности участников учебного процесса, учащением ситуаций конфликтного общения между учащимися старших классов и учителями (В.Б. Тарабаева, К.С. Лисецкий, М.М. Рыбакова, Р.В. Овчарова). И исследование в области конфликтных отношений в системе «учитель-ученик» представляется полезным. Однако без обращения к возрастным особенностям межличностных отношений старшеклассников со взрослыми наше исследование не представляется возможным. Обратимся к исследованиям отечественных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.С. Кон, Н.Д. Левитов и др.).
Ранняя юность (старшеклассники) – это начало социального, личностного и духовно-практического самоопределения человека. Это начальный этап формирования собственного мировоззрения, принятия ответственных решений; этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными (Л.Д. Столяренко). Одной из важнейших особенностей юношеского возраста становится развитие самосознания, открытие собственного «Я», а также потребность «найти себя», «стать самим собой». В результате этого в ранней юности быстро расширяется и перестраивается сфера общения. Общение занимает огромное место в жизни старших школьников и представляет для них самостоятельную ценность. Старший школьный возраст – это возраст, когда углубляется и приобретает особый смысл избирательное отношение к людям, происходит смена значимых лиц. Взаимоотношения со взрослыми становятся одной из важнейших проблем, имеющей как социальный, так и психологический аспект [2], что связано с неопределенностью социального и психологического статуса старшеклассников: юность – период, когда человек уже расстается с детством, но еще не является взрослым. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, которую необходимо заполнить. Отсюда возникает особый интерес к общению со взрослыми. «Мы и взрослые» - одна из ведущих тем подростковой и юношеской рефлексии, отмечает И.С. Кон. По данным В.Э. Пахальяна, 85 % опрошенных им старшеклассников признают потребность в общении со взрослыми как актуальную для себя.
Взаимоотношения юных со взрослыми имеют противоречивый характер: с одной стороны – это расширение сферы общения, с другой – его индивидуализация. Для старших школьников с их чувством взрослости становятся неприемлемыми прежние, неизбежно полагавшие открытую зависимость нормы взаимоотношений со старшими [1]. Потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей и взрослых вообще является в юношеском возрасте одной из важнейших [3]. Стремление к автономии становится отличительной чертой возраста ранней юности. Тем не менее, в связи с развитием самосознания у старшеклассников, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, что в свою очередь, предполагает глубокое самораскрытие. Основной смысл доверительного общения старшеклассников со взрослыми заключается в поиске понимания, сочувствия, помощи в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Юношам и девушкам нередко легче бывает обсуждать некоторые свои проблемы со взрослыми, чем с близким другом-ровесником. Перед близким взрослым им легче проявить свою беспомощность, слабость, незащищенность. Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Юность крайне нуждается в идеале, образце для подражания, взрослом человеке, на которого можно равняться [1]. У большинства старшеклассников имеется не один образ-эталон, а набор таких эталонов. Поэтому и не бывает людей, которые во всех отношениях выступали бы для старшеклассников как идеалы. В юношеском возрасте потребность в доверительном общении с близкими взрослыми не всегда находит свое удовлетворение, что отрицательно сказывается на развитии личности [4]. Однако в проблемных ситуациях, решить которые самому бывает трудно из-за небольшого жизненного опыта, старший школьник прибегает к доверительному общению со взрослыми. При всем своем стремлении к самостоятельности старшеклассники нуждаются в жизненном опыте и помощи старших, особенно тогда, когда собственные попытки разобраться в себе, в своих переживаниях, взаимоотношениях с окружающими, в окружающих людях заходят в тупик, и появляется ощущение безысходности. Противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для их осуществления, с другой, представляет сложный процесс самоутверждения. Молодым людям необходимо, чтобы их проблемы и эмоции воспринимались и оценивались взрослыми по значимости, которую они имеют для самих юношей и девушек, а отнюдь не по мере их актуальности с точки зрения взрослых. Понимание, уважение взрослых – предпосылки того, что у старшеклассника появляется чувство уверенности в себе, своих силах, вырастает его самоуважение [5].
Тем не менее во взаимоотношениях старших школьников со взрослыми необходимо провести дифференциацию, которая предполагает взаимоотношения с родителями и взаимоотношения с учителями.
Позиция утверждения в своей независимости и самостоятельности приводит старшеклассников к переоценке прежнего, нередко идеального представления о родителях, которая, в свою очередь, приводит к новой линии поведения молодых людей. Их взгляд на родителей становится критичен, так как все чаще происходит оценка истинных мотивов поступков взрослых. Постепенное накопление впечатлений в какой-то эмоционально значимый момент приводит к иному восприятию жизни своих привычных отношений с близкими людьми [1]. Авторитет родительской власти перестает быть значимым. Родители нередко не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться иначе, чем с маленькими. Родительские запреты становятся менее контролируемыми и реализуемыми. Это осложняет ситуацию и делает позицию родителей в отношениях со старшеклассниками достаточно трудной [5]. Старшеклассники, как правило, очень редко задумываются над тем, что и у родителей тоже есть право на собственные проблемы и что по многим вопросам повседневной жизни можно иметь различные точки зрения. Но, не смотря на это, исследования (И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.В. Кондратьева) показывают, что в старших классах многие девушки и юноши ощущают потребность в общении с родителями, хотя предъявляют к ним разноречивые претензии и требования. «В общении молодых людей с родителями ярко проявляется новая тенденция: взрослый необходим им не в качестве ее одного источника информации, а как личность, чей духовный мир созвучен юноше, как человек, который поможет разобраться в накопленных знаниях, впечатлениях, чувствах. Юноши и девушки в массе своей тяготеют к родителям, радуются общению с ними, испытывают потребность довериться им и заслужить их одобрение своими действиями, своим образом мыслей, проявлением своих чувств» [1]. Больше всего старшеклассникам в родителях хочется видеть друзей и советчиков (30 % опрошенных старшеклассников хотели бы иметь больше родительских советов, чем они получают). Однако реальные взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.
К числу других значимых для старших школьников взрослых также относятся и учителя. В отношениях учителя с учениками особенно выразительным способом осуществляется роль взрослого как образца, фактора постоянной помощи, поддерживающего высокий уровень мотивации в трудной психической деятельности, фактора формирования ближайшей зоны дальнейшего развития ученика во всем ее мотивационном ориентирующем воздействии. И все же в старшем школьном возрасте отношения с преподавателями становятся более сложными и дифференцированными. На первый план во взаимоотношениях учителя и юноши выходят индивидуальные человеческие качества преподавателя (способность к эмпатии, эмоциональному отклику, сердечность). В учителе молодые люди хотят увидеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень знаний, качество преподавания. На третьем – умение справедливо распоряжаться данной властью [3]. Огромную роль во взаимоотношениях с учителями играет внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе как к учреждению, к процессу обучения, к соученикам, которая в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно, по словам Л.И. Божович, постепенным «вырастанием» из школы. Изменение отношения к школе закономерно приводит к изменениям в отношении к учителям. И во взаимодействии с учителем старшеклассники хотели бы, прежде всего, удовлетворить свою потребность во взаимопонимании. Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, обычно пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Своеобразие отражения школьниками личности учителя проявляется в поведении на уроках этого учителя. В случае, при котором учащихся не удовлетворяет уровень преподавания или стиль учебно-воспитательной работы учителя, возникают конфликтные ситуации. По мнению психолога М.М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяют следующие конфликты:
- деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий, проявляющиеся в отказе ученика выполнить ученое задание или плохом его выполнении;
- поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее, что порой приводит к несогласию ученика с учителем;
- отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, порождающие неприязнь ученика к учителю и надолго нарушающие их взаимодействие.
Однако в принципе старший школьник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. «Но вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причем уровень ученических требований к этой дружбе весьма высок» [2].
Подводя итоги сказанному, можно отметить, что особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми обусловлены спецификой возраста ранней юности, главным приобретением которого является открытие своего внутреннего мира, что порождает острую потребность в общении и одновременное повышение его избирательности.
Литература:
1. Кушаев Н.А. Юность. – М.: Педагогика, 1988; 297 – с.
2. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980.
3. Петрова О.О., Умнова Т.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. – М.: Просвещение, 1991; 36-37 – с.
5. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990.