В связи с тем, что в России развитие системы образования включено в число главных национальных проектов, в нашей стране развернулись активные дискуссии о роли и приоритетных направлениях деятельности государства в этой сфере.
Представляется, что по ряду причин практический интерес для России может представлять опыт Канады. Во второй половине 20 века Канада выдвинулась в число мировых лидеров по таким показателям, как доля расходов на образование в ВВП, удельные расходы в расчете на одного учащегося, соотношение между преподавателями и учащимися в средних школах и вузах, использование компьютерной техники в учебном процессе и т.д.
Тесная взаимосвязь между совершенствованием и обновлением школьного образования и педагогическим образованием является причиной определения последнего как одного из ведущих направлений государственной политики в области образования.
В процессе реформирования педагогического образования в Канаде, начатого с 1970-х годов и продолжающегося и в наши дни, пополняясь новыми преобразованиями, можно отметить ряд тенденций, характерных для большинства зарубежных стран.
Рассмотрим их более подробно.
1. Начиная с 1970-х гг. профессиональная педагогическая подготовка учителей начальной и средней школы была переведена в университеты, в которых создали специальные педагогические факультеты. Постепенно данная модель распространилась по всей стране. Правда, этот процесс проходил очень медленно. Например, в конце 70-х годов в некоторых провинциях (Онтарио, Квебек и Новая Шотландия) еще действовали педагогические колледжи, тогда как подготовка учителей во всех других провинциях осуществлялась на базе университетов.
В настоящее время подготовка учителей сосредоточена в секторе высшего образования. Этот переход обеспечил большую свободу в вопросах выбора предметов, определения объема их изучения, методов обучения будущих учителей. По завершении программы обучения выпускники получают диплом бакалавра педагогики (Bachelor of Education). Но эта степень еще не предоставляет автоматическое право работать в школах провинций. В Канаде университеты – учебные заведения, которые присуждают ученые степени, а учительские сертификаты выдает провинциальное правительство. По большей части правила выдачи свидетельств регламентируются с точки зрения следующих требований: университеты, разрабатывая программу бакалавра педагогики, гарантируют, что их выпускники будут отвечать требованиям образовательных заведений провинций. Каждая завершенная программа бакалавра педагогики дает возможность получения сертификата учителя в определенной провинции Канады при наличии рекомендации от факультета педагогики. Каждое заявление на сертификацию рассматривают отдельно.
Сертификаты выдаются директорами местных органов образования и сертификации учителей (Teacher Certification and Development of Education Provincial Government). В провинции Онтарио правительство передало ответственность за выдачу учительских сертификатов Педагогическому Колледжу (College of Teachers) еще в 1996 г. В настоящее время Колледж уполномочен производить сертификацию и аттестацию преподавателей[3].
Таким образом, одной из ведущих тенденций реформирования системы педагогического образования в Канаде является организация системы подготовки преподавателей в секторе высшего образования и обязательной сертификации учителей.
2. Значительно повысились требования к поступающим на факультеты педагогики; поступление стало иметь конкурсный характер; свидетельства о среднем образовании абитуриентов должны отображать лучшие академические успехи.
Около 10% абитуриентов не могут поступить в педагогический вуз. Следует отметить, что при отборе абитуриентов основное внимание уделяется не оценкам (высокие показатели по предметам являются обязательным условием), а опыту работы по специальности, рекомендациям профильных учреждений и результатам личного собеседования. Процесс приема абитуриентов на педагогические факультеты базируется на четырех критериях: академическая подготовка; опыт, связанный с преподаванием; документация абитуриента, которая отображает опыт и причины избрания им профессии педагога; также внимание уделяется особым обстоятельствам. Кроме того, абитуриенты должны иметь опыт работы с группами детей или молодежи. Этот опыт может включать работу в летних лагерях, помощь в классных занятиях, детских садах, участие в разных видах внеклассной деятельности. Абитуриенты должны демонстрировать преданность профессии учителя, а также умение общаться и работать с детьми[2].
Очевидно, что педагогическое образование в Канаде на этапе реформ опирается на требовательную систему профотбора.
3. В формировании содержания университетской подготовки будущих учителей начала ХХІ века наблюдается усиление тенденции к установлению оптимального научно-обусловленного баланса между дисциплинами разных циклов с теоретическими и практическими блоками. Попытка приблизить содержание учебных программ к требованиям педагогической практики и тенденциям интеграции знаний способствовали усилению междисциплинарного принципа подготовки канадских педагогов. Это нашло свое отображение в общенаучном блоке учебных программ, где главный акцент делается на гуманитарный и социокультурный аспекты высшего педагогического образования. Будущие учителя Канады получают глубокие знания и умения по методике педагогического диагностирования, оценки интеллектуальных возможностей, индивидуальных особенностей и знаний учеников. Они овладевают методикой тестирования характерних особенностей и интеллектуального уровня ребенка, рассматривают альтернативные параметры оценки знаний и методики их определения.
Характерной особенностью программ подготовки учителей Канады является их вариативность, связь с практической деятельностью, элективный принцип образования, а также индивидуализация программ обучения. Однако существует обязательный образовательный компонент, который должен освоить каждый студент. Это введение в специальность, дисциплины учебного плана, методика обучения и педагогическая практика в школе. Нужно отметить, что курс «педагогики» изучается не как самостоятельная дисциплина, а лишь отдельные ее компоненты. Педагогические проблемы рассматриваются преимущественно в психологическом контексте. Студенты прослушивают такие курсы, как «Педагогическая психология», «Развитие ребенка», «Психология и образование одаренных детей».
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить разницу в подготовке учителей начальной школы и средней школы: учебные программы для учителей начальной школы характеризуются скорее широтой информации, чем глубиной; учителя средней школы, напротив, овладевают одним или двумя предметами, которые изучают более системно и углубленно. Вырос удельный вес академического содержания в образовании учителей начальной школы. Если в педагогических училищах профессиональное образование сосредоточивалось главным образом на методике учебы и основательным изучении школьной программы, вводились университетские курсы по разным дисциплинам, что по большей части по содержанию и объемом не были отличными относительно общепринятого образовательного стандарта.
Отличительной тенденцией содержания всех программ является культурологический контекст образовательных знаний, их направленность на сближение, взаимопонимание и взаимодействую культур.
Усиление внимания к педагогической практике доказывает понимание важности практического апробирования получаемых результатов. Прохождение практики является обязательным компонентом для получения диплома бакалавра факультета образования и сертификата преподавателя в Канаде. На факультетах педагогики некоторых канадских университетов внедряются программы студенческого обмена с целью предоставления студентам возможности прохождения педагогической практики за рубежом, а также приобретения опыта обучения в зарубежных учебных заведениях.
Характерной чертой обновления содержания подготовки является введение новых курсов, отражающих требования современности. Интернационализация учебных программ направлена на воспитание глобального понимания и развития умений для эффективной работы в многообразном мире, а также может рассматриваться как влияние международных или глобальных перспектив и сознания на все дисциплины учебного плана, который будет развивать международную коммуникативную компетентность.
Следовательно, ведущим направлением реформирования системы педагогического образования в Канаде становится и обновление содержания подготовки учителей.
4. С актуализацией проблемы непрерывного образования и повышения его качества усилилась государственно-общественная деятельность, направленная на создание системы последипломного непрерывного образования педагогических кадров.
Нужно отметить, что государство заинтересовано в профессиональном росте и совершенствовании преподавательского состава и всячески поддерживает инициативу непрерывного образования в этой сфере. Региональное содружество руководителей школ и университетов в границах провинций Канады играет чрезвычайную роль в предложении различного рода внутрипрофессиональных программ. Многие руководители школ субсидируют часть расходов на эти курсы при условии, что учитель уже является их работником. Такое обучение обычно проводится по схеме неполного дня. Федерации учителей и другие институты предлагают мастер-классы, краткосрочные курсы, летние институты и профессиональные конференции. Важное значение в профессионально-личностном развитии учителей имеет наличие определенного стимула для повышения квалификации. Так, тариф оплаты труда учителя, получившего диплом магистра, гораздо выше, чем у учителя-обладателя степени бакалавра [1].
В Канаде активно функционируют Ассоциации преподавателей. Цель этих организаций – способствовать улучшению условий труда педагогов; обеспечению достойных условий для личного профессионального развития; повышению общественной заинтересованности в профессии педагога; организации и проведению мероприятий по повышению уровня педагогической компетентности. Ассоциации также участвуют в разработке образовательных стандартов и выдачи сертификатов, играют важную роль в улучшении качества подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
Понимание приоритетности последипломного образования учителей является одним из главных направлений реформы педагогического образования в Канаде.
Таким образом, процесс реформирования профессионального педагогического образования в Канаде отмечает ряд тенденций, характерных для большинства зарубежных стран: усиление контроля государства за подготовкой учителей; организация системы подготовки учителей в секторе высшего образования; усиление внимания к отбору абитуриентов на педагогические специальности путем создания эффективно действующей системы профотбора; акцентирование внимания на расширение общеобразовательной подготовки и методической компетентности будущих учителей; усиление психолого-педагогической подготовки студентов-учителей; передача большей оперативной власти школам с целью совершенствования учебного процесса; дальнейшее совершенствование профессионального мастерства.
Литература:
1. Волосович Л. В. Особенности подготовки учителей в Канаде // материалы международной научно-практической конференции, посвященной, 85-летию со дня рождения З. А. Мальковой - М.: ИТИП, 2006.
2. Карпинская Л.А. Эволюция системы подготовки педагогических кадров в Канаде // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2005. N2. - C.81-92.
3. Crocker, B., Dibbon, D. Teacher education in Canada. A Baseline Study. Society for the Advancement of Excellence in Education. 2008.