Собственность занимает центральное место в экономической системе, она обусловливает:
· способ соединения работника со средствами производства;
· цель функционирования и развития экономической системы;
· социальную структуру общества;
· характер стимулов трудовой деятельности;
· способ распределения результатов труда.
Собственность как экономическая категория – есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.
Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.
Наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.
Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права – право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно ни заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.
При определении собственности в юридическом смысле, выявляется совокупность вещей, принадлежавших данному субъекту, или его имущество. Сами собственники подразделяются на два вида:
· лицо физическое - человек как субъект гражданских (имущественных) прав и обязанностей;
· лицо юридическое - организация (объединение лиц, предприятие учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Это социальное (коллективное) образование вступает в хозяйственные связи от своего имени как самостоятельная целостная единица;
· Российская Федерация;
· муниципальные образования.
После того, как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между указанными лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Каждая форма собственности имеет свое предельное значение эффективности (пик эффективности), при достижении которого эффективность начинает снижаться. В результате можно предположить, что наступит момент (пик эффективности), когда конкретная форма собственности уже не сможет выдержать конкуренцию со стороны более прогрессивных форм собственности, для этого необходимо изменить саму форму собственности.
Таким образом, обострение конкуренции ведет к усложнению форм собственности, происходит смена одной господствующей формы собственности другой, простой более сложной: индивидуально-частная форма собственности сменяется акционерной формой собственности, последняя сменяется акционерной собственностью трудящихся, эта -монополистической формой собственности (горизонтальная интеграция), затем - государственно-монополистической формой собственности, затем - корпоративной формой собственности (вертикальная интеграция) и наконец - государственно-корпоративной формой собственности. Так, например, склонность к формированию интегрированных структур предопределяется состоянием той среды, в которой вынуждена действовать фирма (степенью развития конкуренции). Конечно, все формы собственности в той или иной форме, в том или ином виде сохраняются, меняется их удельный вес: одна становится господствующей, другая сопутствующей, третья подчиненной и т.д. Именно по этой причине интерес к акционерной собственности трудящихся как одному из рычагов повышения экономической эффективности производства возникает в США в 80-е годы, в период обострения конкуренции, поставившей на повестку дня повышение качества продукции и производительности труда.
Итак, конкуренция способствует усложнению форм собственности, движению от более простых форм к более сложным, определяет место той или иной формы собственности в системе общественного производства.
Каждая форма собственности имеет свои, характерные для нее, внутреннюю структуру и законный статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы собственности имеют свои преимущества и недостатки, и занятость в каждой из них предполагает как свою степень риска для работников, так и свои выгоды.
В современном обществе основополагающей политической системой является государство. Это обуславливает то, что в экономике велико значение государственной собственности. Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.
Государственная собственность в Российской Федерации существует на трех уровнях:
· На уровне всей федерации - федеральная собственность.
· На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.
· Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).
Рассмотрим более детально уровень муниципальной собственности и ее влияние на управленческую деятельность муниципального объекта.
Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования, то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые, в то же время, выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий).
На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Таким образом, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является население муниципального образования. Органы местного самоуправления лишь управляют муниципальной собственностью исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым субъектам управления муниципального образования можно отнести:
· глава муниципального образования;
· представительный орган муниципального образования;
· структурные органы и подразделения местной администрации;
· орган управления муниципальным хозяйством;
· муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
· другие организации с правом управления муниципальной собственностью.
Любая управленческая деятельность подразумевает ряд обязательных элементов. Прежде всего она сопряжена с этапностью ее осуществления и видами принимаемых управленческих решений. Существуют следующие этапы управленческой деятельности:
Аналитический (анализ проблемы , определение путей ее решения)
Постановка задачи (выявление приоритетов деятельности)
Принятие управленческого решения (установление технологии и алгоритма решения задачи, конечного и промежуточных результатов)
Исполнение решения (конкретная деятельность по реализации управленческого решения)
Оценка результатов (анализ результатов, подготовка к очередному аналитическому этапу).
Из приведенного перечня этапов становится понятным, что при построении структуры управления муниципальным образованием необходимо учитывать, что все эти этапы должны быть структурно обеспечены в ходе управленческой деятельности.
К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.
Органы местного самоуправления вправе в соответствие с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они самостоятельно определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты о их деятельности.
Отношения между органами местного самоуправления муниципального образования и руководителями предприятий, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Органы местного самоуправления муниципального образования вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству на территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ в рамках, предусмотренных для этого, собственных материальных и финансовых средств.
Порядок формирования и размещения муниципального заказа устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования.
Муниципальная собственность формируется за счет собственных средств хозрасчетных предприятий и организаций местного подчинения, местного бюджета, внебюджетных фондов, передачи в ведение местных администраций соответствующих предприятий республиканского и регионального подчинения.
На основе взаимодействия различных форм собственности формируется местное хозяйство, которое составляет экономическую основу муниципального самоуправления и призвано служить целям удовлетворения потребностей населения, создавать условия для эффективного функционирования системы местного самоуправления и объектов народного хозяйства на территории муниципального образования.
Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (здравоохранительные, спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Так, например, муниципальное учреждение, которое является балансодержателем муниципальной собственности - медицинского оборудования, не может продать его, руководствуясь только экономической эффективность. Это может лишить население муниципального образования возможности получить соответствующее медицинское обследование, хотя будет экономически выгодным.
Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления. Муниципальные предприятия являются коммерческими предприятиями; к тому же собственность органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность. Так например, городская типография, являющаяся муниципальным предприятием, выполняет заказы на изготовление рекламной и другой печатной продукции, и прибыль от ее деятельности поступает в муниципальный бюджет.
Итак, проведя анализ отношений муниципальной собственности и управления муниципальным образованием, нельзя однозначно определить направление влияния между этими субъектами отношений. Можно только утверждать, что эффективное управление муниципальным образованием возможно лишь при экономически выгодном использовании муниципальной собственности. Ведь последнее слово в экономике всегда остается не за властью и вообще не за человеческими желаниями и намерениями, а за экономическими законами, которые, подобно древним богам, в случаях, когда люди упорно не хотят с ними считаться, обрушивают на их голову свой гнев.
Литература:
1. В.П. Шкредов, В.И. Плохова. Социально-экономическое понятие собственности //Альманах "Восток" № 12(24), дек 2004г.
2. Сигидов И.Ю. Экономическая оценка и обоснование направлений повышения эффективности функционирования аграрных формирований различных форм собственности и хозяйствования // Диссертация - Краснодар, 2005. – 219 с
3. Обзор домашнего бизнеса. Теория и практика. Часть 3 [Электронный ресурс]
4. В.П. Емельянов. Защита права собственности уголовным законодательством // Харьков: Рубикон, 1996. – 128 с
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст. 215)
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35
7. А.Н.Широков, В.А.Лапин, А.Г.Воронин. Основы управления муниципальным хозяйством. // Моск. обществ. науч. фонд, 1997
8. Федеральных закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
9. Муниципальный менеджмент. [Интернет ресурс].// Режим доступа: http://alex-is.narod.ru/mum/mum.htm
10. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст. 113)
11. В.И. Лоскутов Теоретические основы экономической стратегии России в условиях системного кризиса [Интернет ресурс]// Режим доступа: http://www.loskutov.murmansk.ru/?stat%27i:teoreticheskie_osnovy_ekonomicheskoi_strategii_rossii_v_usloviyah_sistemnogo_krizisa/