Повышение качества медицинской помощи и создание систем управления качеством является одним из приоритетных направлений развития систем здравоохранения в мире. В этой связи, одной из наиболее трудных задач является проблема оценки качества медицинской помощи. Изучение международного опыта в области повышения качества медицинской помощи показало, что нет какой либо готовой схемы, в полной мере удовлетворяющей обе стороны и во всех странах существуют свои собственные, примениемые к системе здравоохранения подходы к проведению оценки качества медицинской помощи.
Середина 90-х годов в Казахтане из-за сложного социально-экономического положения сопровождалось неустойчивой демографической ситуацией, ухудшением показателей здоровья населения, что свидетельствовало о сложившихся негативных тенденциях в здравоохранении. Проводимые до тех пор реформы в здравоохранении мало отразились на высокозатратном механизме функционирования системы здравоохранения и, особенно, на качестве медицинской помощи.
В 1996 году в Казахстане введена новая модель здравоохранения Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), сочетание государственной медицины с платными услугами и обязательным медицинским страхованием, явилась предпосылкой для создания новой нормативной правовой базы, которая способствовала адаптации отрасли к рыночным требованиям. С внедрением ФОМС было проведено реформирование финансирования здравоохранения - введение взаиморасчетов с лечебно-профилактическими организациями за предоставленный объем медицинских услуг населению и организована система вневедомственного контроля качества медицинской помощи с применением штрафных санкций, как за превышение объемов медицинской помощи, так и низкое качество лечения.
В 1999 году Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) реорганизован в Центр по оплате медицинских услуг (ЦОМУ), вошедший в номенклатуру Министерства здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан, система вневедомственного контроля качества медицинской помощи была преобразована в ведомственную и штрафные санкции предъявлялись только к превышению (приписке) объемов медицинских услуг.
В 2000 году постановлением Правительства Республики Казахстан от 10.09.1999 г. № 1364 ЦОМУ реорганизован в Республиканское государственное казенное предприятие «Денсаулык» (каз. «Здоровье»). При этом в корне изменились подходы к управлению качеством медицинской помощи. Основной целью стало выявление проблем, связанных с организацией лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических организациях, независимо от формы собственности. Поставленная цель реализуется путем экспертизы, анализа и оценки качества медицинской помощи, с последующим внесением предложений в территориальные органы здравоохранения для принятия ими управленческих решений по улучшению организации и повышению качества медицинской помощи. Впервые сделана попытка бальной оценки качества медицинской помощи лечебно-профилактических организаций и рейтинговая их оценка. В обиход медицинских работников прочно вошли понятия уровень качества лечения (УКЛ), уровень качества медицинской помощи (УКМП), экспертиза качества медицинской помощи. В номенклатуре врачебных должностей введена должность врача-эксперта по основным профильным специальностям ( терапевт, хирург, акушер-гинеколог, педиатр).
В 2003г. РГКП «Денсаулык» реорганизован в «Национальный центр анализа и оценки качества медицинских услуг». Объектом анализа и оценки являлся гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Экспертизе подвергались все случаи: материнской смертности, младенческой смертности, послеоперационной летальности, запущенных форм туберкулеза у детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, запущенных форм онкозаболеваний у детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, смертности от сахарного диабета, случаи внутрибольничных инфекций, жалобы и обращения пациентов на некачественную медицинскую помощь и несоблюдение медицинской этики, деонтологии. Проводились плановые проверки деятельности лечебно-профилактических организаций, по результатам которых составлялся рейтинг медицинских организаций. Однако эффективность проводимых мероприятий в плане кардинального улучшения качества медицинской помощи оказалась незначительной. Недостатки выявлялись, однако замечания по устранению недостатков и нарушений носили лишь рекомендательный характер. У врачей-экспертов отсутствовали реальные рычаги воздействия на администраторов бюджетных программ и медицинских работников, оказывающих некачественные медицинские услуги.
Необходимость совершенствования системы государственного управления здравоохранением и создания системы государственного контроля за качеством медицинских услуг при участии независимых экспертов была определена в послании Главы государства народу Казахстана 2004 года
В 2004г. в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 29сентября 2004г. №1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления РК» постановлением Правительства №1327 т 15.12.2004г. был создан Комитет по контролю в сфере оказания медицинских услуг МЗ РК.
В отличие от прежних структур, на Комитет возложены реализация государственной политики в области контроля за качеством и полнотой оказываемых медицинских услуг, соблюдение стандартов в области здравоохранения, обеспечение гарантий доступности и качества медицинского обслуживания гражданам на всей территории РК, физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Вертикальная структура Комитета позволяет обеспечить единые подходы к оценке деятельности медицинских организаций во всех регионах. В соответствии с законодательством Комитет осуществляет:
1) контроль в сфере оказания медицинских услуг в т.ч. контроль объемов и качества оказания медицинской помощи в рамках ГОБМП и услуг на платной основе, качество профилактических медицинских осмотров, эффективность бесплатного и льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения, эффективности использования медицинского оборудования и медицинских изделий, приобретаемых за счет средств республиканского бюджета;
2) рассмотрение обращений граждан, прочих государственных и общественных организаций по поводу некачественно оказанной медицинской помощи;
3) лицензирование медицинской деятельности;
4) аттестацию руководителей местных органов и республиканских организаций здравоохранения;
5) проведение квалификационного экзамена для медицинских работников;
6) аккредитацию независимых экспертов и субъектов здравоохранения.
По результатам контроля к медицинским работникам, допустившим нарушения в оказании медицинской помощи, применялись штрафные санкции, предусмотренные административным кодексом:
-несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи;
-нарушение правил выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности, к примеру, необоснованная выдача или отказ в выдаче листа о временной нетрудоспособности;
-занятие медицинской деятельностью лицом, не имеющим сертификата специалиста и (или) лицензии на данный вид деятельности, в том числе народной медициной (целительством);
-оказание на платной основе ГОБМП в организациях здравоохранения, ее оказывающих;
-рекламу медицинскими работниками лекарственных средств на рабочем месте, лоббирование ими интересов отдельных фармацевтических компаний;
-распространение рекламы медицинских услуг без соответствующей лицензии или разрешения на его рекламу;
-предоставления субъектами здравоохранения заведомо ложных сведений и информации при получении разрешительных документов на занятие медицинской деятельностью;
-представление экспертами (в том числе независимыми экспертами) заведомо ложных сведений при проведении экспертизы медицинской деятельности;
-нарушения администраторами бюджетных программ правил возмещения затрат по оказанию ГОБМП.
Трехлетний анализ (2004-2007гг.) деятельности комитета по контролю за качеством медицинских услуг, показал наличие проблем, мешающих обеспечению проведения объективной экспертизы: - Устаревшие, без доказательной базы, противоречащие друг другу нормативные акты.
- Отсутствие стандартов.
- Презумпция виновности и поиск «дефектов» при проверках.
- Неясные критерии работы ЛПУ.
-Зависимость от мнения отдельных экспертов.
В целях реального обеспечения качества медицинских услуг, возникла потребность стандартизации в медицинской деятельности и создания системы независимой медицинской экспертизы.
Объектами стандартизации в медицинской деятельности стали:
-стандартизация ресурсного обеспечения (стандарты оснащения, кадровые и пр.)----стандартизация технологических процессов медицинской деятельности (стандарты оказания медицинских услуг, протоколы диагностики и лечения заболеваний );
-стандартизация результатов деятельности (целевые индикаторы качества)
В 4 квартале 2007 г. завершена доработка и утверждены все протоколы диагностики и лечения для амбулаторно-поликлинической помощи и стационара (Приказ МЗ РК № 764 от 12.12.2007).
2007-2008 годы: совершенствовалась нормативно- правовая база по вопросам осуществления независимой экспертизы. Проведена процедура аккредитации независимых экспертов. Начато формирование банка данных независимых экспертов. Разработаны стандарты аккредитации. Проведено обучение и переподготовка специалистов, осуществляющих аккредитацию.
2010г.-2011гг. планируется передача ассоциациям независимых экспертов отдельных реализационных функций государственного органа: оценки профессиональной компетентности медицинских кадров, присвоения квалификационных категорий, аккредитации субъектов.
Современная модель управления качеством медицинской помощи в Казахстане выглядит следующим образом ( табл. 1)
Таблица 1
ВЫВОДЫ:
1.Повышение качества медицинской помощи путем создания систем управления качеством медицинской помощи – одно из приоритетных направлений развития системы здравоохранения в Казахстане.
2. Цель системы управления качеством: максимально снизить субъективность при экспертизе т.е. разработка методов экспертизы и внедрение стандартов качества.
3. Выполнение стандартов, т.е. применение лучших медицинских технологий с наиболее доказанной клинической эффективностью и безопасностью - основа обеспечения качества медицинской помощи
Литература:
- Нормативно Правовая База, регламентирующая экспертную деятельность в здравоохранении Республики Казахстан:
- - Закон о лицензировании
- - Закон о системе здравоохранения
- - Закон об охране здоровья граждан
- - Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения
- - Кодекс РК об административных правонарушениях
- -Государственные программы по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения
- Лекционный материал Профессора Оспановой К.Б: «Основные направления реформы отрасли здравоохранения. Проблемы и перспективы развития в Республике Казахстан», «Система государственного контроля в сфере оказания медицинских услуг в Республике Казахстан».