Духовность возникла в человеческом обществе на заре его становления и существует в нем в качестве жизнеутверждающего идеала благоговения перед жизнью. Представить эволюционный процесс общества вне духовности, а человека без духовных качеств, состояний и намерений невозможно. Духовный апокалипсис страшнее всемирного потопа, спасения не будет никому. Именно духовность явилась человеку механизмом его жизнеутверждения и гарантом сохранения рода человеческого на Земле.
Задача человеческого общества заключается в том, чтобы возвышаться, преодолевать животные, биологические узы, которые ограничивают и сковывают человека. Человек «больше чем животное», ибо он определен «принципом духа», противоположным биологической жизни, дух и жизнь пересеклись между собой в человеке. Дух «идеирует жизнь», а жизнь «животворит».
Духовность, являясь сущностью человека, выступает в качестве отражения и выражения не только способа его бытия в мире, но и образа жизни. Именно своим духом, а не только телом возвысился человек над миром, над самим собой. Дух привносит в бытие человека новую, бьющую ключом жизнь, которая становится просветляющей, освобождающей и преображающей.
В действительности духовность представляет собой конкретную жизнь человека, интеллектуально – чувственно – волевые силы которого в своей созидательно – конструктивной реализационной возможности направлены на трансформирование, преображение и совершенствование, как внутренних сил личности, так и внешних обстоятельств.
Духовность есть истинно положительная характеристика как бытия человека в его направленности на высшие проявления человеческого «Я». Она есть первенство высших общечеловеческих смысложизненных значений, «выход человеческого мироотношения за пределы материальных нужд, их преодоление (своеобразное снятие) в сфере субъективного «для себя бытия», возвышение над ним и обретение новых – бескорыстных, суперпрогматических отношений с миром, контактов с ним, восприятий, переживаний и постижений».
Важнейшая составляющая духовной сферы- ценностно – нормативная область сознания личности. В формировании отечественной ценностно – ориентированной модели большую роль сыграло и начинает играть сейчас православие. Ценностно – нормативная специфика отечественной культуры проявляется на двух уровнях: бытийном (в труде, быту, традициях, обрядах, праздниках) и на уровне самосознания. Здесь специфика культуры обнаруживает себя в языке, текстах культуры.
Как предполагал В. С Соловьев, идеал «полного и многостороннего развития личности» отодвигается на второй план в силу его неосуществимости, а в центре стоит идея «всеединства» как богочеловеческого союза, объединяющего все национальности и проповедующего безусловные нравственные ценности) [1].
Отсюда следует, что элементы «других» культур получают смысл и значение лишь в контексте «своего» историко – культурного мира. Идеи и ценности, «генетически» не связанные с ядром культуры, начинают играть деструктивную роль, разрушая целостность культурной системы.
Ментальный срез антропологической модели, сложившейся в отечественной традиции, предполагает единство рационального и морального, «философского умозрения, рефлексии и религиозной веры». И. А. Ильин отмечал, что духовность доступна не только людям высокой культуры. «История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума, гораздо легче утрачивают непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни. Уму, порвавший с глубиною чувства и с художественною силою воображения, привыкает обливать все ядом праздного, разрушающего сомнения; и поэтому оказывается в отношении духовной культуры не строящим, а еловек разрушающим началом. Напротив, у людей наивно посредственных эта разрушающая сила еще не начинает действовать. Человек «малой культурности» гораздо более способен прислушиваться к показаниям внутреннего опыта, т. е. прежде всего сердца, совести, чувства, справедливости, чем человек хотя бы и большой, но рационалистической культуры. Простая душа наивна и доверчива; может быть, именно потому
Она легковерна и суеверна и верит где не надо; но зато самый дар веры у нее не отнят; а потому она способна верить и там, где надо. Пусть духовность ее – некритическая, малоразумная, недифференцированная, тянет к мифу и к магии, связана со страхом и может заблудиться в колдовстве. Но духовность ее несомненна и подлинна, - и в способности внимать дыханию и зову Божию, и в любви сострадательной, и в любви патриотически жертвенной, и в совестном акте, и в чувстве справедливости, и в способности наслаждаться красотою природы и искусства, и в проявлениях собственного достоинства, правосознания и деликатности. И напрасно образованный горожанин стал бы воображать, будто все это недоступно «необразованному крестьянину»!.. Словом, духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности» [2].
Духовность, являясь частью личности человека, выступает в качестве реально – конкретно – возможного призвания человека творить себя, производить «Я» из самого себя. Для того чтобы стать субъектом духовности, человек должен осуществлять свою действительную сущность посредством взращивания в себе духовности как опоры, которая поможет ему выбраться из бессмысленности и бренности материально – животного состояния. Безусловно, достижение духовности, ее развертывание в рамках человеческого существования требует определенных усилий и труда. Более того, сам процесс преодоления теневых сторон жизни человек превосходит самого себя. Самоуглубляясь в себя человек способен широко раздвинуть пределы индивидуального «Я». Но человек не может только оставаться в себе, его душа ищет выхода из своего «Я». Осознание своего внутреннего «Я» - важнейший аспект духовного преображения и становления человека.
Духовность понимается как особое возвышенно – нравственное состояние личности, которое ориентировано на абсолютные ценности – Истину, Красоту, Добро – и пытается реализовать их в предметно целесообразной деятельности и общении. Именно духовность, формируя личность человека, и является тем высшим, невидимым духовным центром, вокруг которого вся суть, весь смысл человеческого существования. Духовное становится критерием и основанием истинности личностного развития и оценки жизни индивида, его мыслей, намерений и поступков. Увеличение в человеке духовности – это процесс наполнения его духовностью и «внутреннему подвигу» по пути духовного развития и творческого культивирования духовных состояний.
Конечно же, утверждая, что «мир спасет красота», Достоевский имел в виду не внешнюю, земную красоту. Идеалом подлинной красоты для него всегда оставался Христос, и конечное преображение мира, по мнению писателя, может наступить только после того, как мир обретет Христа. «Мир спасет красота Христа» - такую запись сделал Достоевский в подготовительных материалах к написанному позднее роману «Бесы». Там же он писал, что «подлинная красота есть духовное совершенство и смысл, воплощенные в совершенной телесности, сполна преображенной в земной действительности. Иными словами, красота есть конкретность воплощенной положительной духовности в пространственных и временных формах, пронизанных светом, цветами, звуками и другими чувственными качествами. Воплощение духовности есть необходимое условие полной реализации ее». Иначе говоря, истинная красота состоит в духовной чистоте и преданности идеалам Христа [3].
Духовность имеет свойство не замыкаться в себе и на себе, напротив, для нее характерно излияние и постоянное расширение пространства духовного взаимодействия. Стремление высказаться, «опредметиться» и тем самым освободиться от огромной духовной энергии позволяет сравнивать духовность с источником излучения и постоянного генерирования энергии. Этот необходимый процесс, своего рода внутренний механизм работы духа. При этом каждая духовно богатая личность – это своеобразный центр излучения духовности, и чем богаче и духовно содержательнее личность, тем мощнее излучение ее духовности и шире сфера ее воздействия.
Духовность должна стать необходимой составляющей гуманизации и гуманитаризации образования личности. Для этого необходимо увеличение духовности в бытие человека и это следует рассматривать как стремление к духовности, так как духовность – это и цель, и идеал человеческого и в жизни, и в творчестве, и в искусстве, и воплощение всего этого в жизнь. В основе духовности человека лежит во – первых, стремление его личности к самосовершенствованию как явлению, генетически запрограммированному, во – вторых, дальнейшая социализация личности, обусловленная и выраженная в творческом, позитивном созидании, а в - третьих, соответствие истинности человека и его бытия, в - четвертых, личность обретет духовность благодаря врастанию индивида в духовную сферу, культуру, путем воспитания и изучения таких наук как духовная культура России, культурология, философия и других гуманитарных наук.
Таким образом, духовность как нечто общее ценное, пронизывающее собой все и вся, существует всегда. Оно в каком – то смысле являет собой абсолютную ценность, ценность высшего ранга. Духовность есть вселенская кладезь ценностей. Поэтому личность, вставшая на путь развития в себе духовности, приобретет ценности духовного порядка и становится особенно ценной для общества.
Система образования должна максимально полно учитывать и воспроизводить специфику духовной нации. Лишь в таком случае она эффективно сможет решить задачу формирования нравственной и социально ответственной личности.
Литература
- Соловьев В. А. Высшая школа в Ярославской области: проблемы и перспективы. Учебное пособие 21 века. Сборник научнометодических работ по итогам межрегиональной конференции 22 января 2003 года. (Под научной редакцией доцента Зацепиной О. И. Ярославль, 2003, С. 5.
- Ильин И. А. Путь духовного обновления. С. 28.
- Якушин В. Я. Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве. С. 32.