Гендерные стереотипы в IT | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 1080 раз

Библиографическое описание:

Данилов, В. В. Гендерные стереотипы в IT / В. В. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1633/ (дата обращения: 19.12.2024).

Гендер, как социальный пол человека, проявляет себя практически в любой области человеческой деятельности. Область профессиональной деятельности в этом отношении не просто не является исключением, но наоборот является ярким тому подтверждением. Гендерные стереотипы нередко становятся определяющим фактором в выборе индивидом своей будущей профессии, в отношении индивида к различным специальностям, а также в отношении общества к индивиду, занятому в неком конкретном типе трудовой деятельности. Иногда гендерный фактор влияет даже на объём усердия, который должен или не должен прилагать индивид при выполнении какой-то конкретной работы, чтобы не столкнуться с общественным порицанием.

Ещё в совсем недавнем, советском прошлом нашей страны, проблем, связанных с половым неравенством, существовало гораздо меньше. Советские законы декларировали равенство полов. Впрочем, подобные положения содержит и современное российское законодательство. Однако в отличие от сегодняшнего дня, гендерное равенство в советский период не просто декларировали, но и активно внедряли в массы. Например, на уровне наглядной агитации. С советских плакатов смотрели румяные и весёлые девушки-рабочие, трудящиеся трактористками, орудующие отбойными молотками, деловито тягающие тачки с кирпичами. С других плакатов смотрели справедливые женщины-депутаты, умные женщины-учёные, храбрые женщины-лётчицы. Дополненные плакатами с румяными юношами, они наглядно демонстрировали полное равенство полов в советском обществе. Фильмы и книги повествовали о том, что женщины и девушки не только могут, но и должны быть равноправными строителями социалистической действительности, ничем и ни в чём не уступая своим товарищам мужского пола.

Оставляя на совести авторов достоверность отражения советской действительности, следует заметить, что эти времена, хотя бы официального провозглашённого полного равенства полов, ушли в прошлое. После распада СССР, в Россию хлынула изрядно потрёпанная транспортировкой западная культура, привнесшая такие, подзабытые было, термины, как «эмансипация», «неравенство мужчин и женщин», «половая дискриминация». Свободный рынок труда, заменивший госплан и распределение, породил реальную дискриминацию по самым разным критериям, начиная с пола и заканчивая возрастом, но, что ещё важнее, он приумножил и заострил многочисленные существующие в обществе стереотипы в том числе в профессиональной сфере.

Рассмотрение подобных проблем появления и существования стереотипов, особенно психологического свойства, является актуальным сегодня, когда отечественный рынок труда с одной стороны ещё не полностью избавился от советского наследия, но уже успел в полной мере приобрести «звериный оскал капитализма». Проявив сегодня невнимательность к существующим в обществе предрассудкам и стереотипам, завтра мы рискуем оказаться перед лицом реальной, жёсткой дискриминации, бороться с которой будет в стократ сложнее, нежели предотвратить на более раннем этапе.

Несмотря на эмансипацию женщин, ставящую одной из своих целей лишение профессиональной деятельности какой-либо гендерной окраски, стереотипы деления профессий на «типично женские» и «типично мужские» даже в постиндустриальном обществе устойчиво сохраняются. Так, по данным опроса фонда «Общественное мнение», только 1% населения считает, что способности человека не зависят от его пола, 33% считают, что разделение профессий на «женские» и «мужские» предопределено природой [1], 80% считают, что мужчины и женщины не должны иметь одинаковый пенсионный возраст [2],  41% считает, что у мужчин выше способности к научной работе [3], 39% считает, что женщинам легче строить карьеру благодаря привлекательной внешности [4], 22% населения отрицательно относиться к эмансипации, а 24% - вообще не знают, что это такое [5].

Гендерные стереотипы оказывают значительное влияние на выбор будущей профессии. Так, 45% опрошенных молодых людей считает, что девушке для достижения успеха нужно выбирать «женскую» профессию (13% - фотомодель, 6% - медик, 3% - педагог, по 2% - секретарь или актриса), в то время как юноше, как полагают 74% ответивших на вопрос, нужна профессия с быстрым доступом к большим деньгам (23% - бизнесмен, 16% - юрист, 6% - банкир, 4% - программист) [6]. 

Самая молодая и динамично развивающаяся отрасль профессиональной деятельности – область информационных технологий (Information Technology, IT) не стала исключением, свободным от гендерных предрассудков. Согласно исследованию «Skills Survey»  количество женщин в компаниях, работающих в области высоких технологий, не превышает 13%. При этом большинство из них работает не на должностях, собственно связанных с IT (программисты,  инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, системные администраторы и т.д.), а на должностях в большей степени организационных: 17,2% из них IT-менеджеры, 11,9% - консультанты, 4,5% - IT-директора, 3,3% - менеджеры по продажам[7]. Последние цифры особенно интересны в связи с тем, что в университетах по специальностям «программирование» или «вычислительные системы» обучаются отнюдь не только юноши. Если девушек и меньше половины, то ненамного: цифры никак не опустятся ниже 30% от общего числа студентов. Далее, среди женщин, прибегающим к услугам профессиональной переподготовки, 43,4% - инженеры и специалисты в области высоких технологий и телекоммуникации, желающие получить себе иную профессию; и, одновременно, при выборе новой профессии, женщины выбирают сферу финансов и учета в 40% случаев, обучения – 20%, а IT – 0% [8]. То есть, почти половина от числа всех женщин, имеющих желание сменить свою профессию – это специалисты в области IT; в то же время переучиваться на эту профессию или повышать в ней свою квалификацию никто не хочет. Ситуация получается парадоксальная. Девушки тысячами получают высшее образование в области IT, после чего, очевидно, избегают работы по специальности, более того – переучиваются или уходят в вышеупомянутые «женские профессии», не требующие специальной подготовки в области IT: секретари, представители, менеджеры. Такое положение дел может объясняться несколькими причинами.

Во-первых, сфера высоких технологий (как и любая другая область деятельности, связанная с высоким уровнем оплаты труда) пытается предъявлять своим специалистам максимально возможный уровень требований. А тут уже срабатывает стереотип, что «мужчина лучший работник» (во многом, основывающийся на мнении, что для мужчины главное – работа, а для женщины – семья), а также, что «у женщины традиционно гуманитарный склад ума». Оставляя на совести самих работодателей подобные заявления, нельзя не заметить, что они сегодня весьма популярны. Более того, многие работодатели объясняют выбор в пользу мужчин заботой о женщинах, так как профессия программиста, по их мнения, очень тяжёлая, напряжённая, монотонная, зачастую с ненормированным рабочим днём, с неожиданными и порой длительными командировками и т.п. Заботой, однако, никак не объяснишь тот факт, что работодатели в среднем платят программистам женщинам меньше, чем программистам мужчинам [9], что, в свою очередь, не способствует долгой совместной работе.

Во-вторых, существуют и сугубо психологические преграды. Престижная, высокооплачиваемая, но трудная и ответственная работа зачастую отпугивает девушек (так, например, количество женщин-хирургов столь же мало) и они предпочитают выбрать менее ответственную, пускай и менее престижную профессию – офис-менеджер, секретарь-референт и т.д. Одновременно, заняв должность программиста, многие женщины сталкиваются с проблемой общения с чисто мужским коллективом, к тому же «техническим» и нередко с весьма ограниченным «компьютерным» кругом интересов. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что многие девушки выбирают образование программиста исключительно как вариант престижного и интеллектуального образования, не имея последующих планов соответствующего трудоустройства.

Подводя итог, следует отметить, что сфера высоких технологий характеризуется целым рядом устойчивых гендерных стереотипов. Гендерная дифференциация, всегда присутствовавшая в профессиональной деятельности в XX веке, значительно ослабла, однако сегодня мы наблюдаем волну новых  гендерных клише, которыми ознаменовались начало XXI века и возникшая, или, вернее, шагнувшая на новый уровень развития сфера инновационной информационно-технической деятельности. Причём преградой на пути равного освоения обоими полами данной профессиональной области является стереотипные представления как работодателей, так и самих работников.

Традиционно дифференциация по половому признаку несла на себе отпечаток двух основных факторов: естественного полового диморфизма людей и исторически сложившегося в большинстве стран патриархата. Мужчины традиционно отводили себе социальные роли, требующие проявления тех поведенческих черт, которые считались типично мужскими, в которых сводилась к минимуму считавшаяся типично женской составляющая. Так, например, исходя из подобных воззрений лёгкая, но подразумевающая высокий уровень ответственности работа считалась «мужской», лёгкая же, но ответственности не требующая – «женской».

Современное постиндустриальное общество, тяготеющее к высокой степени эмансипации женщин и подчёркнутой политкорректности, признаёт полное равенство прав мужчин и женщин, однако сложившиеся традиционные представления о «мужских» и «женских» типах профессий во многих случаях сохраняются. Неприятие нарушения вышеуказанных стереотипов может проявляться как в факте существования определённого социального осуждения, так и формировании у большинства индивидов собственных предубеждений против той или иной профессии как типично «мужской» или «женской». Нарушение ещё не разрушенных традиционных стереотипов (военный – скорее, мужчина, чем женщина) или стереотипов, вновь складывающихся (программист – скорее, мужчина, чем женщина) рассматривается как «не норма». Так, например, выбор мужчиной профессии, закрепившейся в общественном сознании как «женской» (секретарь, модель, медсестра и пр.) очевидно поставит его перед лицом насмешек определённой части мужчин, впрочем, как и женщин, считающих такую работу «не мужской».

 

Список источников:

1.                  Фонд "Общественное мнение". Опрос населения: «Положение женщин в российском обществе». http://bd.fom.ru/report/map/dd050926

2.                  Фонд "Общественное мнение". Опрос населения: «Права женщин в России». http://bd.fom.ru/report/map/dd010830

3.                  Фонд "Общественное мнение". Опрос населения: «О науке и ученых».  http://bd.fom.ru/report/map/d082324

4.                  Фонд "Общественное мнение". Опрос населения: «Внешность и ее роль в жизни человека».  http://bd.fom.ru/report/map/d083225

5.                  Фонд "Общественное мнение". Отчёт о проведённом опросе: «Мужчины чаще женщин считают, что эмансипация – это плохо».  http://bd.fom.ru/report/map/of19950708

6.                  Фонд "Общественное мнение". Опрос населения: «Цели современной молодежи».  http://bd.fom.ru/report/map/dd022434

7.                  Исследование проводилось аналитиками британского издания "Silicon.com" в рамках их проекта "Skills Survey". http://www.abcwoman.ru/internet/equality.html

8.                  По информации консалтинговой компании «Алла Коняева и партнеры». http://www.developers.org.ua/archives/women_in_it/2008/12/10/women-in-it/

9.                  Ежегодное исследование в области заработной платы граждан Великобритании, проводимое Королевским институтом управления (Chartered Management Institute, CMI). http://www.astera.ru/news/?id=50462

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, Общественное мнение, опрос населения, профессиональная деятельность, Мужчина, область, профессия, стереотип, CMI, будущая профессия.


Задать вопрос