Использование мобильных устройств для информатизации читателей придумано в США в 1993 году из идеи использования коммуникаторов в библиотеках. Библиотекари общественных библиотек в США начали использовать PDA (персональный карманный компьютер) для поиска нужных книг в фонде. По данным Библиотечной службы исследований США, около 97% публичных библиотек предоставляют бесплатный доступ в Интернет, которым можно воспользоваться как через имеющиеся терминалы, так и с мобильных устройств. В 2014 году аудитория публичных библиотек осуществила свыше 340 млн интернет-сессий более чем на 200 тысячах компьютерах. Библиотекари библиотеки университета штата Юта (Utah State University (USU)) провели исследование, чтобы изучать роль мобильных устройств в библиотечном обслуживании. Они начали создавать возможность обращения к ресурсам библиотеки и их скачивание с помощью мобильных устройств. Число студентов университета более чем 25 000. Когда провели опрос, 39,3% из них заявили, что читают электронную книгу в смартфоне, и 31,5% студентов заявили, что читают электронную книгу в другом мобильном устройстве. 70,2% студентов были бы рады иметь возможность ознакомиться с ресурсами и скачивать ресурсы с помощью мобильных устройств. Библиотекари университета Райерсона в США создали возможность скачивания книг через мобильные телефоны. В ходе исследования было обнаружено, что 20% читателей сменили свои мобильные телефоны на более современную и функциональную модель.
Библиотекари Техасского университета (Texas A&AM University) провели опрос среди читателей, и результаты опроса таковы:
− 63% считают мобильные устройства удобными для чтения книг;
− 26,1% читателям не имеет значение, в каком виде читать книгу;
− 7,9% считают, что это может плохо влиять на библиотеки;
− 22,8% читателей написали в опросе свои мнения. Например, некоторые из них думают, что всё определяет человек сам, то есть читать в мобильном устройстве или не читать. Если он желает читать, то будет читать в любом виде.
В следующей таблице мы можем видеть, как пользуются студенты университета штата Юта книгами (первый столбец), каталогами фонда (второй столбец), электронными журналами и статьями (третий столбец):
Таблица 1
Использование |
Электронные книги |
Каталог библиотеки |
Э-журналы/статьи |
Всегда пользуюсь |
3,8% |
2,7% |
4,5% |
Пользуюсь каждую неделю |
10,9% |
17,5% |
21,9% |
Часто пользуюсь |
50,9% |
60,3% |
56% |
Никогда не пользуюсь |
34,4% |
19,6% |
17,6% |
Во второй таблице (снизу) мы можем увидеть, какими устройствами пользуются студенты для чтения электронной книги:
Таблица 2
Использование |
Смартфоны |
Э-книги (Kindle, Nook, Sony reader) |
iPad |
Другие портативные устройства |
Всегда пользуюсь |
39,3% |
3,9% |
5,4% |
31,5% |
Пользуюсь каждую неделю |
3,2% |
2,2% |
5% |
10% |
Часто пользуюсь |
4,7% |
5,9% |
6,8% |
9% |
Никогда не пользуюсь |
52,8% |
88,1% |
82,8% |
49,5% |
Из результатов можно увидеть, что многие студенты пользуются смартфонами. Основные причины — это то, что почти у всех имеются смартфоны, они очень удобны для чтения, для книг не обязательно покупать новый гаджет.
В следующей таблице представлены сведения о студентах разных колледжей (факультетов) университета, которые пользуются мобильными устройствами в академических целях:
Таблица 3
Колледж |
Пользуются |
Не пользуются |
Школа бизнеса |
63% |
37% |
Школа инженерии |
59% |
42% |
Колледж исследований (науки) |
54% |
46% |
Школа социальных и гуманитарных наук |
53% |
47% |
Школа искусств |
53% |
47% |
Школа сельского хозяйства |
49% |
51% |
Колледж образования |
47% |
53% |
В данной таблице приведены требования студентов-читателей библиотеки университета штата Юта в процентах:
Таблица 4
Требования |
Процент |
Статьи |
10% |
Э-книга-читалки |
7% |
Э-книги |
8% |
Каталог библиотеки |
16% |
Веб-сайт библиотеки |
7% |
Мобильные устройства |
11% |
Уведомление в библиотечной системе SIRSI |
3% |
Читальные залы |
9% |
Редакция |
6% |
Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова, самая крупная публичная библиотека Москвы, 19 февраля открылась для посетителей после ремонта. В обновлённом пространстве предусмотрены новые информационные сервисы и арт-лаборатория. «Некрасовку» сложно называть обычной библиотекой — это одновременно и коворкинг, и лекторий, и выставочный, и информационный центр. Она регулярно участвует во всех тематических городских акциях — это «Библионочь», «Ночь музеев», «Ночь искусств», «Ночь музыки», «Прочти Москву». Здесь, как и в библиотеке имени Достоевского, работает множество студий и сообществ: клуб общения на английском языке «В поисках смысла с Чеширским котом», музыкальный клуб «Тайная жизнь винила», киноклуб и многие другие. Специалисты отдела краеведения проводят экскурсии по Немецкой слободе — сейчас действует семь маршрутов, ещё несколько находятся в разработке. В библиотеке работает много цифровых и мультимедийных сервисов: базы данных удалённого и локального доступа, мультимедийные электронные издания, мобильные приложения и сервисы. Благодаря проекту «ЛитРес: библиотека», пользователи «Некрасовки» могут бесплатно заказывать электронные книги и читать их с компьютера или с мобильного устройства. У библиотеки есть официальный сайт, где можно посетить виртуальную экскурсию, страницы в «Фейсбуке» и «ВКонтакте», микроблог в «Твиттере» и видеоканал на YouTube. В LiveJournal публикуются профессиональные материалы («Некрасовка» — ещё и важная площадка для обмена опытом между библиотековедами и книговедами), а в блоге о Москве пользователи могут совершить виртуальные экскурсии по городу и ознакомиться со списками новых книг о столице. «Некрасовка» сотрудничает с библиотеками разных стран ‑ Чехии, Словакии, Хорватии, Китая, а также регионов России, поддерживает проекты «Книжные традиции стран мира» и «Москва многонациональная». А также недавно Мобильный оператор МТС в России подвел итоги первой недели работы «Мобильной библиотеки»: посетители загрузили на мобильные устройства более 36 тысяч книг, а аудитория виртуального читального зала превысила 4 700 человек. При помощи особого QR-кода, указанного на рекламных носителях рядом с зоной доступа или на стендах городских библиотек, пользователь мобильного устройства переходит по ссылке ‑ и книга уже в его гаджете. В таких библиотеках могут скачивать любые книги на свое мобильное устройство с помощью QR-кодов. На данный момент размещено 15 конструкций на Казанском, Белорусском и Павелецком вокзалах.
Литература:
- Angela Dresselhaus. Mobile Technologies & Academics: Do students use mobile technologies in their academic lives and are librarians ready to meet this challenge? [Text] / Angela Dresselhaus, Flora Shrode // Information technology and libraries. — 2012. — p. 86–92.
- Clifton Dale Foster. PDAs and the Library Without a roof. [Text]/ Clifton Dale Foster// Journal of computing in higher education. — 1995. – № 1. – p. 24–26.