В статье раскрываются особенности деятельности органов коллегиального управления в дошкольной образовательной организации. Также автор рассматривает классификацию и структуру коллегиальных органов управления.
Ключевые слова: управления, дошкольная образовательная организация, коллегиальные органы управления
На сегодняшний момент в российской науке понятие «управление» определяется с различных позиций. О. С. Анисимов, А. А. Деркач определяют управление «как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу» [1. с, 26].
Л. Л. Майер дает определение управлению «как взаимодействие субъектов» [5, с. 31].
М. М. Поташник, В. С. Лазарев определяют управление как «направленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению ожидаемого результата (цели); целенаправленная деятельность всех субъектов, ориентированная на обеспечение, становление, стабилизацию, эффективное функционирование и неприемлемое развитие объекта управления в целом» [7, с. 22].
Исследователи П. И. Третьяков и К. Ю. Белая, отмечают, что «социальные системы характерны тем, что подчиненные, работники и их руководители являются субъектами своей деятельности в одинаковой степени. Они испытывают одинаковые потребности, так же оценивают ситуацию, прогнозируют, определяют цели, реализуют деятельность для их достижения. Каждый из участников данного взаимодействия старается достичь и достигает личной цели, каждая из которых может рассматриваться в качестве цели управления» [8, с. 56].
И. В. Кощиенко определяет дошкольную образовательную организацию как «открытую, социальную, педагогическую систему, тот или другой обладает свои особенности, свою организационную структуру» [2, с. 91].
Под управлением дошкольной образовательной организацией Л. А. Поздняк, Н. Н. Лященко разбирает «целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность общего труда сотрудников в заключении целей и задач воспитания на уровне современных требований» [6, с. 63].
А. Н. Троян утверждает, что «особенность труда дошкольной образовательной организации подразумевает реализацию установленных функций управления, которые объединены с видами управленческой деятельности, которые в свою очередь зависят от специфики управляемых объектов (управление образовательным процессом, кадрами). Они составляют основу для выделения структурных подразделений, структурных связей» [9, с. 20].
Управление развитием образовательной организации — часть реализуемой в организации управленческой деятельности, в которой путем планирования, организации, руководства и контроля процесса становления и постижения новшеств обеспечивается целенаправленность и организации деятельности коллектива по наращиванию его образовательных возможностей, поднятие уровня его реализации и, в следствии этого, приобретение качественно новых результатов образования [9, с. 106].
Рис. 1.
В последнее время существенно изменилась система управления дошкольной образовательной организацией в связи с тем, что существенные изменения произошли в самой системе дошкольного образования. Современные исследователи В.С Лазарев, М. М. Поташник выделяют следующие требования к развитию ДОО:
– выявление соответствия социального заказа родителей на развитие, воспитание и обучение детей возможностям дошкольной организации;
– адаптивность модели развития ДОО к быстро меняющимся социально-экономическим и педагогическим условиям, ее открытость, позволяющая субъектам управления своевременно интегрировать в её систему управления новые структуры и содержание;
– исключение имитационного характера управления ДОО, создание атмосферы творчества, устранение жесткой регламентации. Коллектив детского сада должен быть ориентирован на постоянное обновление, обеспечивающее развитие организации;
– выявление механизмов управления качеством, влияющих на согласование целей всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации) с его результатами (они должны быть сформулированы в одинаковых единицах) [4, с. 123].
Эти требования могут быть по-разному воплощены в жизнь дошкольной образовательной организации. Доктор педагогических наук А. А. Майер, характеризуя такую специфику, описывает «два основных режима жизнедеятельности дошкольной образовательной организации: режим функционирования и режим развития» [5, с. 127].
По мнению М. М. Поташника и В. С. Лазарева, специфика реализации данных стратегий зависит от:
1) установок на развитие организации в глазах коллегиального органа (общее собрание, конференция работников организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие) предусмотренного уставом соответствующей образовательной организации ч. 4 ст. 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) избранной администрацией и педагогическим коллективом стратегии функционирования или стратегии развития [7, с. 124].
Как отмечает Т. П. Колодяжная руководитель должен объединить усилия для коллективной творческой работы. А такая организаторская работа предполагает три взаимосвязанных между собой этапа (рисунок 2).
Рис. 2.
Современная система управления осуществляется на основе двух принципов: Коллегиальности и единоначалия. К коллегиальным органам управления закон относит общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации). Педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Педагогические сотрудники имеют право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации [2, с. 93].
Как отмечает И. В. Кощиенко «управление образовательной организацией исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления дошкольной образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени дошкольной образовательной организации определены уставом дошкольной образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации» [3, с. 94].
В управлении ДОО единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее значительные вопросы жизни и деятельности дошкольной образовательной организации рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОО соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т. д. Коллегиальность разыскивает наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие — в распоряжениях руководителя [3, с. 95].
Таким типом, управление ДОО реализовывается на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В управлении дошкольной образовательной организацией единоначалие и коллективность играют как противоположности единого процесса. Наиболее значительные вопросы жизни и деятельности ДОО рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении дошкольной образовательной организацией соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в заключении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т. д. Коллегиальность разыскивает наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие — в распоряжениях руководителя.
Литература:
1. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. — М.: Новгород, — 2015. — 272 с.
2. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практ. пособие. — Ч. 1. — М.: Перспектива, 2008. — 264с.
3. Кощиенко И. В. Управление дошкольной образовательной организацией на основе стратегии ее развития // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2016. — С. 91–98
4. Лазарев В. С. Как разработать программу развития школы: Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений / В. С. Лазарев, М. М. Поташник. — М.: АСТ, 2013. — 271с
5. Майер Л. Л. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: Метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера. 2012. — 178с.
6. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. — М.: Академия, 2014. — 315с.
7. Поташник М. М., Моисеев А. К. Управление современной школой. — М.: Новая школа, 2016. — 342с.
8. Третьяков, П. И., Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление образованием по результатам. — М.: Новая школа, 2015. — 364с.
9. Троян А. Н. Управление дошкольным образованием. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 160.