Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной образовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г.

Дата публикации: 28.06.2017

Статья просмотрена: 767 раз

Библиографическое описание:

Слепова, М. А. Участие коллегиальных органов в управлении дошкольной образовательной организацией / М. А. Слепова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/160/44943/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрываются особенности деятельности органов коллегиального управления в дошкольной образовательной организации. Также автор рассматривает классификацию и структуру коллегиальных органов управления.

Ключевые слова: управления, дошкольная образовательная организация, коллегиальные органы управления

На сегодняшний момент в российской науке понятие «управление» определяется с различных позиций. О. С. Анисимов, А. А. Деркач определяют управление «как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу» [1. с, 26].

Л. Л. Майер дает определение управлению «как взаимодействие субъектов» [5, с. 31].

М. М. Поташник, В. С. Лазарев определяют управление как «направленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению ожидаемого результата (цели); целенаправленная деятельность всех субъектов, ориентированная на обеспечение, становление, стабилизацию, эффективное функционирование и неприемлемое развитие объекта управления в целом» [7, с. 22].

Исследователи П. И. Третьяков и К. Ю. Белая, отмечают, что «социальные системы характерны тем, что подчиненные, работники и их руководители являются субъектами своей деятельности в одинаковой степени. Они испытывают одинаковые потребности, так же оценивают ситуацию, прогнозируют, определяют цели, реализуют деятельность для их достижения. Каждый из участников данного взаимодействия старается достичь и достигает личной цели, каждая из которых может рассматриваться в качестве цели управления» [8, с. 56].

И. В. Кощиенко определяет дошкольную образовательную организацию как «открытую, социальную, педагогическую систему, тот или другой обладает свои особенности, свою организационную структуру» [2, с. 91].

Под управлением дошкольной образовательной организацией Л. А. Поздняк, Н. Н. Лященко разбирает «целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность общего труда сотрудников в заключении целей и задач воспитания на уровне современных требований» [6, с. 63].

А. Н. Троян утверждает, что «особенность труда дошкольной образовательной организации подразумевает реализацию установленных функций управления, которые объединены с видами управленческой деятельности, которые в свою очередь зависят от специфики управляемых объектов (управление образовательным процессом, кадрами). Они составляют основу для выделения структурных подразделений, структурных связей» [9, с. 20].

Управление развитием образовательной организации — часть реализуемой в организации управленческой деятельности, в которой путем планирования, организации, руководства и контроля процесса становления и постижения новшеств обеспечивается целенаправленность и организации деятельности коллектива по наращиванию его образовательных возможностей, поднятие уровня его реализации и, в следствии этого, приобретение качественно новых результатов образования [9, с. 106].

Рис. 1.

В последнее время существенно изменилась система управления дошкольной образовательной организацией в связи с тем, что существенные изменения произошли в самой системе дошкольного образования. Современные исследователи В.С Лазарев, М. М. Поташник выделяют следующие требования к развитию ДОО:

– выявление соответствия социального заказа родителей на развитие, воспитание и обучение детей возможностям дошкольной организации;

– адаптивность модели развития ДОО к быстро меняющимся социально-экономическим и педагогическим условиям, ее открытость, позволяющая субъектам управления своевременно интегрировать в её систему управления новые структуры и содержание;

– исключение имитационного характера управления ДОО, создание атмосферы творчества, устранение жесткой регламентации. Коллектив детского сада должен быть ориентирован на постоянное обновление, обеспечивающее развитие организации;

– выявление механизмов управления качеством, влияющих на согласование целей всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации) с его результатами (они должны быть сформулированы в одинаковых единицах) [4, с. 123].

Эти требования могут быть по-разному воплощены в жизнь дошкольной образовательной организации. Доктор педагогических наук А. А. Майер, характеризуя такую специфику, описывает «два основных режима жизнедеятельности дошкольной образовательной организации: режим функционирования и режим развития» [5, с. 127].

По мнению М. М. Поташника и В. С. Лазарева, специфика реализации данных стратегий зависит от:

1) установок на развитие организации в глазах коллегиального органа (общее собрание, конференция работников организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие) предусмотренного уставом соответствующей образовательной организации ч. 4 ст. 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) избранной администрацией и педагогическим коллективом стратегии функционирования или стратегии развития [7, с. 124].

Как отмечает Т. П. Колодяжная руководитель должен объединить усилия для коллективной творческой работы. А такая организаторская работа предполагает три взаимосвязанных между собой этапа (рисунок 2).

Рис. 2.

Современная система управления осуществляется на основе двух принципов: Коллегиальности и единоначалия. К коллегиальным органам управления закон относит общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации). Педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Педагогические сотрудники имеют право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации [2, с. 93].

Как отмечает И. В. Кощиенко «управление образовательной организацией исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления дошкольной образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени дошкольной образовательной организации определены уставом дошкольной образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации» [3, с. 94].

В управлении ДОО единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее значительные вопросы жизни и деятельности дошкольной образовательной организации рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОО соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т. д. Коллегиальность разыскивает наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие — в распоряжениях руководителя [3, с. 95].

Таким типом, управление ДОО реализовывается на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В управлении дошкольной образовательной организацией единоначалие и коллективность играют как противоположности единого процесса. Наиболее значительные вопросы жизни и деятельности ДОО рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении дошкольной образовательной организацией соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в заключении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т. д. Коллегиальность разыскивает наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие — в распоряжениях руководителя.

Литература:

1. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. — М.: Новгород, — 2015. — 272 с.

2. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практ. пособие. — Ч. 1. — М.: Перспектива, 2008. — 264с.

3. Кощиенко И. В. Управление дошкольной образовательной организацией на основе стратегии ее развития // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2016. — С. 91–98

4. Лазарев В. С. Как разработать программу развития школы: Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений / В. С. Лазарев, М. М. Поташник. — М.: АСТ, 2013. — 271с

5. Майер Л. Л. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: Метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера. 2012. — 178с.

6. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. — М.: Академия, 2014. — 315с.

7. Поташник М. М., Моисеев А. К. Управление современной школой. — М.: Новая школа, 2016. — 342с.

8. Третьяков, П. И., Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление образованием по результатам. — М.: Новая школа, 2015. — 364с.

9. Троян А. Н. Управление дошкольным образованием. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 160.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, образовательная организация, коллегиальный орган управления, общее собрание, управление, педагогический совет, Российская Федерация, высшее образование, единый процесс, коллегиальный уровень.


Ключевые слова

управления, дошкольная образовательная организация, коллегиальные органы управления

Похожие статьи

Особенности системы контроля в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается характеристика особенностей построения системы внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации. В своей статье автор раскрывает функции управленческой деятельности, а также осуществление контроля в образовательных...

Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий

Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...

Основные направления повышения эффективности управленческой деятельности заместителя директора по УВР в начальной школе

Эффективность управления образовательной организацией — это важный показатель результативности управляющей системы, который требует постоянного совершенствования. В статье рассматриваются основные направления повышения эффективности управленческой де...

Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается проблема возможности реализации идей вальдорфской педагогической системы в современном детском саду. Обращается внимание на особенности организации педагогического процесса в вальдорфском детском саду. Авторы выделяют причины...

Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.

Должность судебного пристава как элемент в системе государственной службы Российской Федерации

В этой статье автор обсудил должность, порядок и административно-правовые отношения судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации. Проведя анализ полученных данных, автор сделал заключение и изложил его в данной статье.

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования

В данной статье мы описываем особенности диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В данной статье обращается внимание на уровневые характеристики познавательного развити...

Экспериментально-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста на прогулке (из опыта работы)

В статье говорится о необходимости внедрения экспериментально-исследовательской деятельности в систему дошкольного образования. Автор предлагает вариант организации этого вида деятельности не через выделение образовательного модуля в учебном плане, а...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образова...

Похожие статьи

Особенности системы контроля в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается характеристика особенностей построения системы внутреннего контроля в дошкольной образовательной организации. В своей статье автор раскрывает функции управленческой деятельности, а также осуществление контроля в образовательных...

Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий

Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье осве...

Основные направления повышения эффективности управленческой деятельности заместителя директора по УВР в начальной школе

Эффективность управления образовательной организацией — это важный показатель результативности управляющей системы, который требует постоянного совершенствования. В статье рассматриваются основные направления повышения эффективности управленческой де...

Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается проблема возможности реализации идей вальдорфской педагогической системы в современном детском саду. Обращается внимание на особенности организации педагогического процесса в вальдорфском детском саду. Авторы выделяют причины...

Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.

Должность судебного пристава как элемент в системе государственной службы Российской Федерации

В этой статье автор обсудил должность, порядок и административно-правовые отношения судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации. Проведя анализ полученных данных, автор сделал заключение и изложил его в данной статье.

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования

В данной статье мы описываем особенности диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В данной статье обращается внимание на уровневые характеристики познавательного развити...

Экспериментально-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста на прогулке (из опыта работы)

В статье говорится о необходимости внедрения экспериментально-исследовательской деятельности в систему дошкольного образования. Автор предлагает вариант организации этого вида деятельности не через выделение образовательного модуля в учебном плане, а...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образова...

Задать вопрос