Дрон-журналистика как метод сбора информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г.

Дата публикации: 30.06.2017

Статья просмотрена: 1004 раза

Библиографическое описание:

Лукашевич, К. П. Дрон-журналистика как метод сбора информации / К. П. Лукашевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/archive/160/44949/ (дата обращения: 19.12.2024).



Технологический прогресс в одной области непременно сказывается на всей индустрии. Улучшение качества изображения, получаемого с малогабаритных камер, дало толчок к существенному развитию потребительского сегмента беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В. Ф. Познин так сформулировал определение термина дрон применительно к журналистике: «Дрон — летательный аппарат с дистанционным управлением для проведения видео и фотосъемок, который способен заменить съемку с кранов и вертолетов» [2].

Первоначально БПЛА использовались военными для получения информации о тактическом расположении противника. Но с развитием технологий об их гражданском использовании начали задумываться исследователи СМИ.

Профессор журналистики в Университете штата Небраска-Линкольн Мэтт Уэйт, один из первых еще в 2001-м году в рамках картографической конференции задумался о применении БПЛА в освящении событий: «Я думал о том, как максимально доходчиво можно рассказать аудитории о стихийных бедствиях, которые происходят во круг. Первая мысль, которая пришла мне в голову, когда я увидел дрон: «так это же оно» [5].

Понадобилось больше 10-ти лет, чтобы эта идея получила свою реализацию. В конце 2011-го года Мэтт, будучи профессором журналистики и массовых коммуникаций в Университете штата Небраска-линкольн, основал лабораторию по изучению применения дронов в журналистике. Он верил, что в будущем БПЛА будут неотъемлемой частью журналистского творчества.

Исследования, проводимые лабораторией, были направлены на возможности применения быстрой, а главное дешевой видеосъемки под необычным углом. Например, беспилотный летательный аппарат, с закрепленными на нем сенсорами был использован для сбора информации с зараженной радиацией местности. «Дроны позволяют получить больше информации и взглянуть на события под новым углом. Через 10 лет эти устройства будут повсюду», — считал Уэйн [4].

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул. В течении целого дня при помощи одного лишь смартфона и дрона он вел прямую трансляцию протестов на Уолл-Стрит. Его материалы в своих репортажах использовали такие медиакомпании, как Рейтер, Аль-Джазира и NBC. По словам Тима, вся съемочная аппаратура обошлась ему в 1000 евро. Для сравнения, один час использования съемочного вертолета обходится минимум в €2000.

Итак, дрон-журналистика — это метод сбора аудиовизуальной информации путем использования беспилотных летательных аппаратов, как правило мультикоптеров. Применяется в тех случаях, когда есть необходимость получения данных с воздуха или из мест, доступ к которым затруднителен для корреспондента.

Как и в случае c экшн-камерами, новая технология не влияет на жанровые рамки журналистских материалов. Применение дронов должно быть оправдано авторской задумкой, и влияет, в первую очередь, на эстетическую составляющую. C другой же стороны, аэросъемка позволяет получить достоверную информацию о событиях, масштаб которых выходит за рамки зрения человеческого глаза.

Количество материалов, снятых с использованием дронов увеличивается в геометрической прогрессии. В своей работе их активно применяет медиахолдинг BBC при создании своих специальных проектов. Благодаря использованию квадрокоптера, удалось провести съемку в туннелях Crossrail: огромного проекта по созданию высокоскоростной железной дороги, который в будущем должен связать все городские районы.

К 70-летней годовщине освобождения Аушвица редакция BBC News опубликовала видео с беспилотника, который заснял территорию музея, располагающегося на месте концентрационного лагеря. В фильм вошли кадры, снятые над несколькими блоками Аушвица, включая 10-й и 11-й, где совершались массовые убийства заключенных. Сам же ролик представляет собой нарезку кадров без закадрового текста, с редко встречающимися подложками. Несмотря на свою простоту, фильм посмотрели больше 16-ти миллионов человек, что является абсолютным рекордом для YouTube-канала BBC News. В этом конкретном случае, правильно выбранный метод сбора аудиовизуальной информации сделал экранное произведение не только выразительнее, но и доступнее для просмотра широкой аудиторией. Возможность показать масштаб трагедии является несомненным преимуществом дрон-журналистики, перед другими методами съемки.

В подтверждении этому можно привести в пример фильм, снятый режиссером Дэнни Куком (Danny Cooke) для американского телеканала CBS News. Работа посвящена 29-й годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС. Отрывок фильма опубликован на видеохостинге Vimeo и представляет трёхминутный ролик с планами заброшенных после катастрофы украинских городов Чернобыль и Припять. Полная версия фильма была показана на CBS в рамках программы «60 Minutes». На сегодняшний день видеоролик, состоящий наполовину из планов, снятых с помощью квадрокоптера, посмотрели 16 миллионов раз. В комментариях люди отмечали, что благодаря выбранному методу съемки, автору удалось передать весь ужас случившийся трагедии. Многие писали, что работа тронула их до слез.

В описанных случаях, использование дрона было альтернативой привычным методам получения аудиовизуальной информации. Но бывают ситуации, в которых применение БПЛА — это единственный способ получения картинки.

Исследователь канала National Geographic Сэм Коссман в своей работе использовал дроны, чтобы получить высококачественные снимки кратера вулкана в Вануату. В результате ученые потеряли два беспилотника, однако получили уникальные кадры, которые помогли узнать больше о вулкане и жизни вокруг него.

Комментируя проделанную работу Сэм заметил: «Я считаю, что мы стоим на пороге новой эры получения информации. В значительной степени это связано с развитием современных технологий, которые дают возможность заглянуть, туда куда раньше было просто невозможно. Именно использование беспилотных летательных аппаратов способствовало успешному завершению нашего проекта. Дроны позволили нам получить видео газовых шлейфов, что спутниковые снимки не в состоянии сделать из-за густого дыма» [3].

Из-за своей универсальности и сравнительно недорогой цены дроны начали активно использоваться новостными редакциями при освещении военных конфликтов. По словам шеф редактора отдела новостей телеканала RT, Лиззи Фелан, дроны можно рассматривать как новый способ подачи новостей, новый инструмент сторителлинга (англ. storytelling, «рассказ историй», профессиональный термин) в будущем. Применение видеосъёмки с воздуха позволяет решить проблему удерживания внимания зрителя, потому что сюжет получается ясным, впечатляющим и запоминающимся. Раньше для работы в местах катастроф, стихийных бедствий или вооружённых конфликтов журналистам приходилось забираться в вертолёт, а дроны значительно снижают потерю времени и средств [1].

Для новостных редакций возможность самостоятельно производить аэросъемку значительно увеличивает рейтинг цитируемости отдельных материалов. Кадры видеоагентства RUPTLY, запущенного телеканалом RT в 2013-м году, снятые с использованием дрона, пролетевшего над разрушенным террористами городом Хомса, были показаны всеми крупнейшими телеканалами, такими как BBC, CBS, Fox News, Al Jazeera и Daily Mail.

Использование новой технологии стало уже неотъемлемой частью новостного вещания. Автором дипломной работы был проведен мониторинг итоговых еженедельных новостных программ телеканала Россия 24 за период с января 2017-го года по май. Кадры с дронов присутствовали в 14-ти выпусках из 16-ти. Чаще всего метод съемки c воздуха использовался в военных репортажах, посвященных боевым действиям в Сирии. Кадры содержали последствия военных операций в зоне боевых действий. Кроме этого, подобным образом были проиллюстрированы репортажи о пожарах и митингах в Турции. Как мы можем заметить, новостная редакция телеканала Россия 24 использует в своей практике дрон в тех случаях, когда необходимо показать масштабность происходящих событий.

Стоит отметить, что использование дрона в практике новостного телевещания предполагает определенную кадровую трансформацию.

Исследователи из американского института журналистики Poynter определили три роли, необходимые для запуска БПЛА:

– ПИЛОТ — человек, несущий ответственность за операции в момент полета. В его обязанности входит техническая диагностика летательного аппарата и подготовка устройства к запуску. Пилот отвечает за соблюдение всех ограничений и правил, существующих в зоне полета.

– НАБЛЮДАТЕЛЬ — отвечает за мониторинг области запуска на предмет опасностей, которые могут поставить под угрозу полет, или людей, не являющихся частью команды. Наблюдатель обязан немедленно предупредить пилота, если в области полета появилось какое-либо воздушное судно, человек или транспортное средство. Наблюдатель обязан оставаться в пределах досягаемости пилота, ему не следует использовать радиосвязь.

– ЖУРНАЛИСТ — перед полетом несет ответственность за доведение информации о целях пилоту и за проверку результатов после посадки. Журналист определяет, что необходимо для истории (материала) и сообщает об этом пилоту. Журналист может выступать в качестве наблюдателя.

Автором данной работы были сформулированы следующие принципы при работе с использованием БПЛА:

– Новостная ценность. Использование летательного аппарата как метода получения информации должно быть оправдано общественной значимостью расследования. Не рекомендуется использовать дрон, если есть возможность собрать информацию более безопасными способами.

– Безопасность. Оператор летательного аппарата должен обладать достаточными навыками пилотирования. Перед запуском съемочная группа должна убедиться в работоспособности БПЛА и возможности производить аэросъемку в заданных погодных условиях.

– Законность. Съемочная группа должна соблюдать правила, установленные к воздушному пространству страны, в которой производится аэросъемка.

– Конфиденциальность. Использование видеоматериалов, полученных путем использования БПЛА, не должно компрометировать деятельность непубличных лиц.

– Традиционная этика. Использование дрона не должно выходить за рамки профессиональной журналисткой этики.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что применение нового метода съемки, как и в случае с экшн-камерами, должно быть оправданным. Использование беспилотников в условиях городской среды применимо только в тех случаях, когда журналисту для воплощения своего авторского замысла невозможно собрать информацию обычным путем. Это объясняется тем, что при потере оператором управления, устройство может упасть и разбиться в непосредственной близости с людьми. Кадры, полученные с воздуха, выполняют лишь иллюстративную функцию и не могут выступать в качестве самостоятельного произведения. Их можно рассматривать лишь в рамках неразрывной связи с авторским замыслом.

Литература:

  1. Дроны и журналистика: достучаться до небес // Портал Radio.ru [Электронный ресурс] — URL: http://radioportal.ru/news/drony-i-zhurnalistika-dostuchatsya-do-nebes
  2. Познин, В. Ф. Техника и технология сми. Радио- и тележурналистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Ф. Познин. — М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 103
  3. Adventurers and Drones Go Into the Volcano for Science// National Geographic [Электронный ресурс] — URL: http://adventureblog.nationalgeographic.com/2015/02/20/video-adventurer-and-drones-go-into-the-volcano-for-science/
  4. Matt Waite. Announcing: The Drone Journalism Lab Operations Manual// Drone Journalism Lab// 1 сентября 2016
  5. Janik, Rachel; Mitchell Armentrout. Industry looks to use drones for commercial purposes// Columbus Ledger Enquirer// 29 апреля 2013
Основные термины (генерируются автоматически): BBC, CBS, летательный аппарат, аудиовизуальная информация, метод съемки, NBC, RUPTLY, авторский замысел, Россия, съемочная группа.


Задать вопрос