Тактика действий военно-транспортной авиации в советско-японской войне 1945 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шебалков, С. Ю. Тактика действий военно-транспортной авиации в советско-японской войне 1945 года / С. Ю. Шебалков, М. С. Ковригин, Е. В. Анфалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/160/44956/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматривается роль военно-транспортной авиации в советско-японской войне при обеспечении боевых действий сухопутных войск, объединенных под единым командованием. Решение вопросов четкого взаимодействия между силами авиации и сухопутными войсками. Тактика и результаты применения военно-транспортной авиации в суровых условиях Дальнего Востока.

Ключевые слова: авиация, авиационная группировка, маньчжурская операция, тактика

Весной 1945 года Красная Армия победила в войне, чем вынудила сдаться фашистскую Германию. Несколько месяцев спустя, Советская армия победила в противостоянии с силами Японии. Меньше 30 дней потребовалось Красной Армии для разгрома японских милитаристов.

Командование Японии направило в Маньчжурии и примыкающих областях более одного миллиона как офицеров, так и солдат, входящих в состав Квантунской армии. У наших границ построили 17 укрепленных районов. Оборонная система, которых была приспособлена к применению в горно-лесистой местности. [1, с. 423]

Войска Квантунской армии действовали благодаря объединениям второй и пятой воздушных армий. Состав таких воск насчитывал около полутора тысяч самолетов. В распоряжении японской авиации располагались такие самолеты, как: И-97, И-00, СВ-97. Эти самолеты существенно уступали по своим характеристикам самолетам советских ВВС.

Из сильных сторон противника, стоит отметить, что на всей территории Маньчжурии врагом была размещена интенсивная сеть аэродромов, которые были снабжены взлетно-посадочными полосами.

В свою очередь, нашим летчикам, которые прибыли на Дальний Восток, довелось вести боевые действия в совершенно другой обстановке, чем летчикам, которые находились на Западе. Значительная протяженность арены войны, многообразие природных условий, сочетание горных и лесных массивов с обилием пустынь и полупустынь, и конечно же своеобразные задачи, которые были поставлены перед авиацией — перечисленное подразумевало готовность к военным действиям состава не только летчиков, но и всех техников, штабов авиационного назначения и органов тыла.

Подготавливаясь к боевым действиям летный состав и командные авиационные штабы проводили тренировки для адаптации в горной и лесистой местностях и над водными пространствами. По истечению некоторого количества времени в каждом летном составе было осуществлено около 30 летно-тактических учений, 250лекционных занятий по оперативным и тактическим аспектам боевых действий. Самым опытным летчикам, участвовавшим в войне, довелось выступить с докладом. Летный состав, который прибыл со стороны Запада, внимательно исследовал области, на которых предстояли боевые действия, упорно упражнялся в полетах в тяжелых погодных условиях.

Техники, только пришедших авиационных частей, ознакомился с принципами использования материального оснащения в суровых условиях Дальнего Востока (особенный режим температуры, запыленные аэродромы и т. п.).

Беря во внимание все аспекты области боевых действий, авиационные командиры большое количество времени тратили на обучение навигации. В области, бедной ориентирами, особую роль играла верная эксплуатация радиотехнических средств самолетовождения и применение дымов. Благодаря силам технических частей был создан ненастоящий ориентир, там, где естественного ориентира практически не было. По верхушкам гор выложены заметные с высоты числа. Все дороги, которые находились в области полета были обозначены буквами. Похожую систему искусственного ориентирования предлагалось сделать и по территории, свободной от войска противников.

Наши войска основную часть времени тратили для решения вопросов осуществления взаимодействия сил авиации и сухопутных войск. При решении этого вопроса, как правило, действовал закон централизованного управления действиями авиации. Но в определенных ситуациях создавалась потребность в передаче отдельных частей сил авиации и соединений в непосредственное подчинение общевойсковым соединениям. Определялось это таким образом, что в горной и лесистой местности при недостаточном количестве дорог наземные войска действовали по отдельным направлениям, которые были значительно удалены.

Исходя из этого можно сделать вывод, что в ходе Маньчжурской операции была допустима значительная децентрализация управления авиацией, в отличии от военных действий с фашисткой Германией.

Чтобы взаимоотношения с сухопутными войсками были налажены командный состав авиационных соединений выезжал на командные пункты общевойсковых соединений. Все это делалось для того, чтобы при острой необходимости назначать задачи как подчиненным частям, так и их подразделениям, и для возможности управления действиями, главным средством управления служило радио.

Участники противостояния, на проводившихся митингах в начале каждого боевого действия, убеждали, что они готовы выполнять все приказы Родины с большой для них честью.

Хочется выделить, создание каких-либо отношений авиационных сил и пехотных войск было обусловлено особенностями местоположения аэродромов и ведением сражения силами авиации в непривычных условиях Дальнего Востока. Рост состава, перегруппировка и сосредоточение ВВС стали требовать подготовки и увеличение количества аэродромов.

Техническое и материальное оснащение действий авиационных сил было усложнено в результате односторонности путей сообщения, преимущественно при ведении наступления. Широта театра, сложная география местности, отсутствие населенных пунктов и источников воды, непростой климат— все эти аспекты существенно усложняли тыловое снабжение авиации. Большую роль сыграла недостаточная укомплектованность составом и необходимыми техническими средствами районов местоположения аэродромов. Из-за этого Ставкой Верховного Главнокомандования силы авиации были дополнены технической поддержкой. [2, с. 17–23]

Необходимая поставка продовольствия и снаряжения осуществлялась только по приказу начальника.

Самое оперативное взаимодействие войск и воздушных сил наблюдалось на Забайкальском фронте. Благодаря тому, что танковые соединения и общевойсковые армии имели значительный отрыв, только авиация могла обеспечивать регулярную поддержку наступавших соединений на всю глубину операции. Связь была обеспечена подвижным радиоузлом.

По решению командного состава оснащение армии танков реализовала транспортная авиация. Ее самолеты перебрасывали около 2450 т ГСМ и до 127 т боеприпасов. Каждый день выделялись множество транспортных Ли-2 (Рис. 1) и СИ-47 делавших около 170 полетов в день.

../../../Downloads/img_68.jpg

Рис. 1. Транспортные самолеты Ли-2

Общее расстояние до пункта назначения составило в среднем 950 км, из этих километров примерно 250 находились над хребтом Большой Хинган, которых был укрыт обильным туманом, так же в данном районе наблюдалась низкая облачность. Пригодных площадок и аэродромов для совершения аварийной посадки не было предназначено. Все полеты производились в пункты неизвестные летчикам, с которыми не была установлена радиосвязь. [3, с. 48]

Рекогносцировочные группы успешно выполняли боевые задачи в таких условия, они специально создавались и сопровождали передовые части сухопутных войск.

Эти группы осуществляли разведку местности, подыскивали подходящие участки для построения военных аэродромов, связывались с транспортными судами и помогали посадить самолет.

Одними из самых важных целей, которые были возложены на авиацию, послужило оснащение войск вещами первой необходимости в районах пустыни и полупустыни.

Наша транспортная авиация безукоризненно оснащала передовые части фронта всем необходимым. Наши летчики совершали около 3х продолжительных полетов в день при сложных метеоусловиях.

Сухопутные войска были признательны летному составу транспортной авиации за оперативную поставку военных припасов, горючего и воды.

Быстрое наступление Красной Армии не оставило вражеским войскам времени на разрушение сети аэродромов. На отвоеванные у врага территории регулярно направлялись сотрудники для обеспечения авиационного тыла, которые стремительно ремонтировали аэродромы и обеспечивали успешную посадку нашей авиации. Невзирая на этот факт, аэродромных сооружений не всегда хватало, а для строительства новых не подходили условия сложной местности.

В связи с этим базирование нашей авиации находится на большом расстоянии от сухопутных войск. В связи с этим летчикам стало необходимо осуществлять вылеты на предельный радиус действия.

Войска 1 и 2-го Дальневосточных фронтов вели бои в трудных условиях. Для обороны использовались заранее выстроенные оборонительные сооружения и высоты гор, силы врага старались остановить продвижение Советских войск.

В полосе первого Дальневосточного фронта начались жестокие бои за г.Муданьцзян. Наша команда летчиков оказывала значимую поддержку наземным войскам.

В этот момент было нужно скорее разоружить капитулировавшие части, подавить отдельные оставшиеся очаги сопротивления, при этом не давая сопернику ликвидировать материальные ценности. Поставленные задачи выполнялись десантными войсками.

Высадка десанта была осуществлена транспортными самолетами. В г. Харбин десантирование началось в середине августа. Наши самолеты осуществляли посадку на аэродромах Китая, Маньчжурии и Северной Кореи.

../../../Downloads/manchzhuria_shema_f.jpg

Рис. 2. Схема Маньчжурской операции

Транспортная авиация в эти дни была максимально задействована. Экипажу пришлось летать по неизвестным районам круглые сутки, и в тяжелые погодные условия совершать высадку на новых аэродромах ограниченного размера.

В конце лета завершилась высадка воздушного десанта, прием капитуляции и разоружение противника. Советские войска смогли взять в плен и обезоружить примерно 600 000 японцев, и смогли захватить более 600 самолетов.

Из этого стоит сделать вывод, что удары Советских войск решающе сказались на победе над империалистической Японией.

Свой вклад был внесен Военно-транспортной авиацией. Получив приоритет, советская авиация смогла позволить свободно действовать отечественным войскам. Благодаря транспортировке боеприпасов и топлива, она смогла поддержать наши пехотные воска, а также флот в победе над противником. Стоит отметить, что тесное взаимодействие авиации с ВМФ и сухопутными войсками послужило одной из важных принципов ее применения.

Литература:

  1. Коллектив авторов. Боевые действия авиации при разгроме Квантунской армии Японии // Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. М.: Воениздат, 1968. С. 422–447.
  2. Брюховский Г. Применение авиации в Маньчжурской операции // ВИЖ. 1978. № 9. С. 17–23.
  3. Харитонов С. Советская авиация в Манчжурской операции // Вестник ПВО. 1989. № 3. С.48–52.
Основные термины (генерируются автоматически): войска, Дальний Восток, летный состав, транспортная авиация, Военно-транспортная авиация, Красная Армия, Маньчжурская операция, самолет, Квантунская армия, командный состав.


Ключевые слова

авиация, тактика, авиационная группировка, маньчжурская операция

Похожие статьи

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных вооруженных конфликтах

Данная статья исследует применение беспилотных летательных аппаратов (далее БПЛА) в современных вооруженных конфликтах. В ней рассматривается особенности и преимущества БПЛА, их применение в задачах разведки, наблюдении, ударов, подавления противовоз...

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Анализ боевых возможностей самолётов оперативно-тактической авиации для выполнения боевых задач в оперативно-тактической глубине

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, которыми должны обладать самолеты оперативно-тактической авиации ВС РФ, для того, чтобы они могли успешно выполнять поставленные боевые задачи в установленные сроки, а также дается краткая характерист...

Применение истребительной авиации в современных вооруженных конфликтах

Истребительная авиация играет решающую роль в современных вооруженных конфликтах. Эта статья рассматривает использование истребительной авиации для завоевания и удержания господства в воздухе, защиты воздушного пространства от средств воздушного напа...

Проблемы войск ПРО-ПВО ВКС РФ

В статье рассмотрены проблемы войск противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил Вооруженных сил Российской Федерации, возникающие при групповой атаке малоразмерных средств воздушного нападения на пункты управления высших звень...

Применение и тактика боевых действий военно-транспортной авиации в годы Второй мировой войны

В статье рассматривается применение отечественной военно-транспортной авиации в годы Второй Мировой войны. Характеризуется основной парк машин. Анализируются основные проблемы, с которыми столкнулось советское командование при проведении воздушных де...

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады в начальный период Великой Отечественной войны

В статье на основе архивных документов освещаются действия частей 13 отдельной железнодорожной бригады в оборонительных сражениях начального периода Великой Отечественной войны.

Актуальная проблема войсковой ПВО Сухопутных войск и пути ее решения

В статье показано решение одной из самых актуальных проблем современной войсковой противовоздушной обороны Сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации: повышение эффективности обнаружения и уничтожения маловысотных средств воздушного нападе...

Войска правительственной связи в первые годы после окончания Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены ключевые моменты в истории войск правительственной высокочастотной связи НКВД (МГБ) СССР в 1945–1949 годах. На основе архивных и опубликованных материалов анализируются участие, организация и техническое оснащение подразделений п...

Оборонительная фаза Московской битвы

Настоящая статья посвящена проведению Московской стратегической оборонительной операции и ее значения на первом этапе Великой Отечественной войны.

Похожие статьи

Применение беспилотных летательных аппаратов в современных вооруженных конфликтах

Данная статья исследует применение беспилотных летательных аппаратов (далее БПЛА) в современных вооруженных конфликтах. В ней рассматривается особенности и преимущества БПЛА, их применение в задачах разведки, наблюдении, ударов, подавления противовоз...

Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Анализ боевых возможностей самолётов оперативно-тактической авиации для выполнения боевых задач в оперативно-тактической глубине

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, которыми должны обладать самолеты оперативно-тактической авиации ВС РФ, для того, чтобы они могли успешно выполнять поставленные боевые задачи в установленные сроки, а также дается краткая характерист...

Применение истребительной авиации в современных вооруженных конфликтах

Истребительная авиация играет решающую роль в современных вооруженных конфликтах. Эта статья рассматривает использование истребительной авиации для завоевания и удержания господства в воздухе, защиты воздушного пространства от средств воздушного напа...

Проблемы войск ПРО-ПВО ВКС РФ

В статье рассмотрены проблемы войск противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил Вооруженных сил Российской Федерации, возникающие при групповой атаке малоразмерных средств воздушного нападения на пункты управления высших звень...

Применение и тактика боевых действий военно-транспортной авиации в годы Второй мировой войны

В статье рассматривается применение отечественной военно-транспортной авиации в годы Второй Мировой войны. Характеризуется основной парк машин. Анализируются основные проблемы, с которыми столкнулось советское командование при проведении воздушных де...

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады в начальный период Великой Отечественной войны

В статье на основе архивных документов освещаются действия частей 13 отдельной железнодорожной бригады в оборонительных сражениях начального периода Великой Отечественной войны.

Актуальная проблема войсковой ПВО Сухопутных войск и пути ее решения

В статье показано решение одной из самых актуальных проблем современной войсковой противовоздушной обороны Сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации: повышение эффективности обнаружения и уничтожения маловысотных средств воздушного нападе...

Войска правительственной связи в первые годы после окончания Великой Отечественной войны

В статье рассмотрены ключевые моменты в истории войск правительственной высокочастотной связи НКВД (МГБ) СССР в 1945–1949 годах. На основе архивных и опубликованных материалов анализируются участие, организация и техническое оснащение подразделений п...

Оборонительная фаза Московской битвы

Настоящая статья посвящена проведению Московской стратегической оборонительной операции и ее значения на первом этапе Великой Отечественной войны.

Задать вопрос