В статье рассматривается сущность стратегического управления в организации, исследуются подходы различных исследователей в отношении проблемы стратегического управления на предприятии, анализируется сущность и структурные особенности стратегического управления.
Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия, критерии эффективности, миссия организации
The article considers the essence of strategic management in organizations, examines the approaches of various researchers on the problem of strategic management in the enterprise, analyzes the nature and structural characteristics of strategic management.
Key words: strategic management, strategy, performance criteria, mission
В настоящее время в период рыночной экономики стратегическое управление является особой технологией управления, которая обеспечивает бесперебойное осуществление производственного процесса организации в постоянно меняющихся условиях. [8]
Именно особенности структуры и качества управления предприятием выполняют в современных условиях важнейшую роль. Качество управления организацией позволяет не просто достигать поставленных целей, но и обеспечить выживание предприятия в условиях, когда каждая организация стремится одержать победу в достижении конкурентного преимущества. Для того, чтобы достичь очевидного конкурентного преимущества важно определить продукцию, которая будет пользоваться спросом у потребителя, а также осуществлять выпуск продукции высокого качества в сравнении с конкурентами. Безусловно, данный аспект, с одной стороны, выдвигает особые требования к техническим процессам, а с другой, выдвигает также высокие требования и к качеству управления. Связано это, прежде всего с экономической, финансовой и маркетинговой политикой предприятия и их эффективностью, а для этого необходимо эффективное управление, которое разработано таким образом, что способно реагировать на все события и явления, которые происходят во внешней среде.
Важную роль в стратегическом управлении занимает интеллектоемкость технологий, которые используются в процесса управления и производства.
Значительно выросшая в мировом товарообороте доля купли-продажи лицензий на использование патентов и ноу-хау становится неотъемлемым фактором борьбы за конкурентное преимущество [7]. Побеждает и завоевывает рынок более конкурентоспособная продукция, вызывающая больший покупательский спрос.
В современных условиях, в организациях создаются особые службы, призванные обеспечивать создание такой продукции, которая не будет уступать конкурентам предприятия.
Важную позицию в данном процессе занимает также создание особых идей, которые обеспечивают организации преимущество перед конкурентами, данное преимущество должно быть основано на особой системе и ее эффективности.
Необходимо определить основные особенности стратегического управления организации в современных рыночных условиях:
- Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность организация должна иметь четкую направленность, иначе говоря, предприятие должно иметь конкретную стратегию, которая будет определять систему управления предприятием
- Эффективность деятельности предприятия напрямую зависит от того, какие стратегические цели были достигнуты
- Стратегия должна постоянно изменять, в соответствии с изменениями, которые происходят во внешней среде
- Стратегия организации должна иметь собственную уникальность.
Относительно последнего пункта важно подчеркнуть, если организация будет использовать в своей деятельности достаточно стандартные технологии, которые уже были кем-либо апробированы, то предприятие не может рассчитывать на большой результат, поскольку он уж достигнут лидером данной области.
Итак, для того чтобы занять позицию лидера, важно проработать особую технологию, которая в своей структуре должна быть уникальной. То есть стратегия должна содержать такие методы и направления, которых еще нет ни у одной организации. [5]
Известный исследователь Р. Кох формулируя особенности стратегии организации, подчеркивает, что организация при выработки стратегии должна существенно отличаться от своих конкурентов, и выполнять то, чего конкуренты выполнить не могу, при этом крайне важно сосредоточить внимание не только на позициях, которые предприятие уже занимает, но и на тех особенностях, который формируют успех предприятия, «организация, учитывающая перечисленные особенности считается победителем» — резюмирует Р. Кох.
Основоположник российской школы О. С Виханский выделяет основные отличия стратегического менеджмента от менеджмента. Он подчеркивает, что в стратегическом менеджменте происходит изменение центра внимания руководителей на то, что окружает предприятие, для того, чтобы должным образом реагировать на внешние изменения. Важно подчеркнуть, что в стратегическом управлении фундаментом выступают отношения организации с внешними условиями, как следствие, акцент смешается на внешнее управление организации.
Д. Шендел и К. Хагген определяют стратегическое управление как особый процесс, в результате которого происходит взаимодействие предприятие с внешним окружением.
М. Мексон и М. Альберт в своих работах подчеркивают, что стратегия является всеобъемлющим планом, целью которого является достижении миссии предприятия, и ее основных целей. Авторы также утверждают, что стратегическое планирование ведет к разработке особых стратегий, которые, в свою очередь, помогают предприятию достичь поставленных целей.
Фактически, особенность стратегического управления заключается еще и в том, что оно как бы заключает в своей структуре главные управленческие технологии управленца. [7]
Основными этапами стратегического управления являются:
− анализ внешней и внутренней среды предприятиях;
− определение миссии и основных целей предприятия.
Проблемы, касающиеся стратегического управления, требуют тщательного анализа стратегических ситуаций, в которых принимаются стратегические решения. Здесь же важно осуществить определенный прогноз, который поможет предположительно оценить результаты, которые ожидает предприятие. И, наконец, это помогает выбрать наиболее оптимальный вариант решения.
Важно помнить, что возможности стратегического управления не безграничны. Имеются некоторые ограничения, которые подтверждают, что не каждый тип управления универсален для целей и задач.
Итак, прежде всего, важно отметить тот факт, что стратегическое управление не способно обеспечить точно информации о будущем. Описание предположительного будущего организации является неким «образом» организации, но не описание ее состояния.
Во вторых, стратегическое управление не может быть ограничено какой-либо схемой или процедурой. Стратегическое управление достаточно широкий процесс, который предполагает множество креативных идей и шагов по ее реализации. Безусловно, в стратегическом управлении существуют определенные правила, схемы анализа и выбора определенной стратегии, тем не менее, на практике стратегическое управление можно рассмотреть с разных позиций. [4]
Стратегическое управление представляет собой сочетание искусства и интуиции руководителя, для того, чтобы выработать на предприятии особую стратегическую цель.
Именно высокий уровень компетентности, профессионализма и творческий подход сотрудников обеспечивают качественную взаимосвязь организации с внешними условиями, а также способствуют реализации намеченных планов.
Стратегическое управление предполагает активное участие каждого сотрудника в осуществлении поставленных целей и задач, и, конечно же, в поиске наиболее оптимальных путей для достижения целей. [3]
Важно также подчеркнуть — для того, чтобы на предприятии запустился процесс стратегического управления необходимы большие временные затраты и усилия самих работников.
Во многих исследования стратегическое и долгосрочное предприятие идентифицируют, однако, в связи с этим необходимо разграничить стратегическое управление и нестратегическое. Каждая организация должна знать, что отсутствие стратегии в организации всегда приводит к поражению в конкурентной борьбе.
При стратегическом управлении компания пытается как бы взглянуть из будущего в настоящее, и в этом процессе определить приоритетные задачи развития. [2]
Стратегическое управление в любой данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь наших целей в будущем, имея в виду, что окружающая среда и организация условий эксплуатации изменится. Проблемы стратегического управления часто возникают под воздействием многочисленных внешних факторов. Для того, чтобы отслеживать их воздействие необходимо организовать для постоянного отслеживания среды, которая имеет важное значение для эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Всего принято выделять два основных вида стратегического управления:
− первое является регулярных управлением, и содержит в своей структуре несколько систем, которые дополняют друг друга. В рамках данного вида стратегического управления происходит процесс управления основными возможностями предприятия.
− второй вид стратегического планирования осуществляется в рамках реального времени, а также связано с решением задач, которые возникают внезапно. Важно отметить, что в рамках данного вида планирования осуществляется также уточнение стратегии.
Критерием оценки типа стратегического управления могут служить в качестве дохода от коммерческой деятельности.
Стратегическое значение ресурсов, как потенциала организаций, состоит, во-первых, в заключающихся в них возможностях разрабатывать оптимальную для субъекта стратегию (источника образования), а во-вторых, в принципе возможное влияние на внешнюю среду предприятия (форма применения), и в-третьих, в частности, в стратегической формулировке предметных целей (направление действия). [1]
Действительно, для разработки и реализации бизнес-стратегии требует больших накладных расходов. Однако не все фирмы в равной степени способны точно выбрать стратегически выгодный для себя рынок. Ошибочно оценивая свои стратегические возможности, компании часто оказываются в чуждой для их стратегической области управления. [4]
Потому что нужно обратить особое внимание на качество управления, его способность стратегически объединить эффективно имеющиеся ресурсы, связывая их с компетенцией организации. Таким образом, наиболее важной характеристикой «стратегии» субъекта — найти адекватные ресурсы, имеющиеся на рынке нишу и действовать в нем. [2]
Стратегическое управление сегодня переживает подъем, обусловленный пересмотром его базовых постулатов в связи с изменившимися условиями деятельности предприятий и не в последнюю очередь вследствие возникновения и широкого распространения интегрированных систем.
Р. Грант утверждал, что истории успеха известнейших предприятий или их объединений (интегрированных систем 1) объединяет один общий ингредиент — наличие разумно сформулированной и эффективно реализованной стратегии. Понимание важности стратегического управления сегодня приходит к собственникам и менеджменту отечественных интегрированных систем в промышленности, поскольку все первоначальные преимущества их создания уже исчерпаны, а позиции на национальном и зарубежных рынках признать устойчивыми нельзя. Конкурентоспособность– главнейшие характеристика результатов деятельности и цель стратегического управления — неизбежно связана со стратегиями и их структурных единиц и, соответственно, с и их структурой. Другое дело, что стратегическое управление в отечественных интегрированных системах требует дальнейшего совершенствования. Стратегическое управление в разных системах имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать.
Формой стратегического управления является пирамида стратегий, точно и полно описанная в литературе. Стратегия отражает четкую направленность ее поведения действий в его контексте, основанного на понимании и принятии «правил игры», обусловленных не только экономическими законами рынка, но и сложившихся в экономике страны и на рынках определенных товаров. Содержанием стратегии является поиск конкурентных преимуществ, путей и способов их сохранения и активного использования с целью удержания или укрепления рыночной позиции.
Основой стратегического управления является фундаментальная стратегическая установка, определяющая основные направления деятельности и развития предприятия. Содержание фундаментальной стратегической установки определяет деловую философию управления предприятия и в конечном итоге сводится к обеспечению устойчивого поступательного прогрессивного развития как системы в целом, так и ее отдельных структурных единиц.
В практике реальной деятельности конкретного предприятия фундаментальная стратегическая установка может предусматривать различные приоритеты: максимизация прибыли и капитализации, сохранение или увеличение доли рынке (национальном или мировом), завоевание новых рынков, освоение новых видов продукции. Понятно, что перечень приоритетов фундаментальной стратегической установки названными не ограничивается [3]. Определение приоритетов фундаментальной стратегической установки обусловлено действием ряда факторов.
Максимизация локализации стратегических решений и соответствующих им видов работ может осуществляться по признаку их однородности и месту реализации. Критерий максимизации по признаку однородности решений и соответствующих им видов работ используется при формировании функциональных и ресурсных стратегий. Локализация стратегических решений и соответствующих им работ, однородных по своему характеру, характеризует уровень специализации функциональной или ресурсной стратегии и ее «чистоту». [5]
Количественно этот критерий может быть представлен в виде коэффициента локализации однотипных работ в стратегии. Коэффициент рассчитывается как отношение затрат на проведение специальных видов работ (соответствующих виду стратегии) к общей стоимости затрат на реализацию стратегии. Очевидно, что чем ближе величина коэффициента локализации к 1, тем выше уровень локализации работ одинакового характера в функциональной или ресурсной стратегии. При использовании этого критерия в функциональную или ресурсную стратегию включаются те стратегические решения и соответствующие им виды работ, которые в наибольшей степени соответствуют виду стратегии.
Таким образом, стратегическое управление представляет собой особую технологию в управлении организации в современных условиях, нестабильно развивающейся внешней среды и многих других факторов, которые оказывают значительное влияние на организацию в целом. [7]
Литература:
- Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2011. — 296 с.
- Володин В. Н., Гончаров Н. В. Обзор проблематики и предложения по созданию эффективной институциональной основы для совершенствования учета и оплаты ресурсов в сфере коммунального хозяйства // Сертификация и лицензирование товаров и услуг. — 2012. — № 4. — С. 2–31.
- Дафт Р. Менеджмент. 9-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012. — 864с.: ил. — (Серия «Классика МВА»).
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2016. — 464 с.
- Котлер Ф. Маркетинг от А до Я / Пер. с англ. под ред. Т. Р. Тэор. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2016. — 244 с.
- Лапыгин Ю. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 236 с. — (Высшее образование).
- Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. — 224 с.
- Малинин С. «Мы вступаем в полосу высокой инфляции» // Эксперт. — 2012. — № 4. — С. 12.