В данной работе рассматриваются некоторые возможности экономического образования и воспитания в школьном курсе информатики. Показанные разделы и темы соответствуют учебной программе Туркменистана по информатике для 6–11 классов.
Переход страны на рыночную экономику требует от молодого поколения углубленного знания понятий, терминов и законов экономики. Учебный процесс служит основным средством в вооружении учащихся основами научных знаний и в формировании всесторонне развитой личности. Дать экономические знания учащимся, это также является неотъемлемой частью всего учебного процесса. Формирование у учащихся экономических понятий и путей их использования в практике должны проводиться на уроках информатики всех уроков последовательно и систематично.
В учебном процессе, учитывая специфические особенности предмета, возрастные особенности, способности учащихся, учитель вооружает школьников элементарными начальными понятиями экономики. Именно с этой целью он дает учащимся экономическую информацию, касающуюся школы, села, этраба, велаята и страны.
Наряду с ознакомлением с экономическими знаниями на основе точных сообщений, учитель согласно Программе по своему предмету, решает еще и задачу воспитания у учеников экономической культуры.
Успешное решение этих задач в учебном процессе в большей степени зависит от самого учителя, его политической подготовленности, знания специфических особенностей своего предмета, его компетентности, так как раскрытие важности той или другой изучаемой темы, выявление экономического понятия и задачи из содержания и смысла учебного материала и умение их соотносить с соответствующими примерами, точными сведениями зависит в основном от учителя [1, с-25].
В экономическом обучении и воспитании для каждого предмета характерны свои особенности. В выполнении этой задачи должны использоваться возможности всех изучаемых предметов.
В учебном процессе задачи экономического обучения и воспитания должны решаться в соответствии с моральными, эстетическими, экономическими, гуманистическими понятиями.
При экономическом обучении и воспитании учащихся нельзя ограничиваться только общественными науками. В этом отношении богаты соответствующим материалам и такие предметы, как математика, природоведение и география, физика и информатика.
Связывая экономическое обучение с такими направлениями как информатика-техника, физика-математика, школа воспитывает у учащихся черты характера представителей разных специальностей как «человек-природа», «человек-информатика», может развивать у них информационную культуру, общественную активность и эстетические взгляды.
В настоящее время во всех отраслях производства активно внедряется компьютерная технология. Поэтому умение молодого поколения пользоваться компьютерной технологией в решении любых задач является обязательным.
Интенсивное развитие науки и техники, изменения в системе образования наряду с другими дисциплинами повлияло и на содержание предмета информатики. Увеличилось количество часов, отведенных для данного предмета по Программе, расширилось и обогатилось его содержание. Увеличилось количество программных и информационных средств, касающихся содержанию предмета, которые должны изучаться по учебной Программе. А для классов по точным направлениям были введены новые предметы.
Вышесказанное доказывает, что наряду с другими предметами в сфере информатики также есть возможности и особенности развития экономических знаний учащихся.
Отличие специфических особенностей экономического обучения и воспитания на уроках информатики от других предметов состоит в следующем:
‒ разнообразием программного обеспечения, соответствующего содержанию данного урока;
‒ обеспеченностью урока техническими и информационными средствами;
‒ отличием решения задач от других предметов (математика, физика…)
‒ способностью установления межпредметных связей с любым другим предметом;
‒ решением некоторых экономических задач в большинстве случаев, выполняющихся на компьютере (имитационное моделирование, задачи, которые решаются с помощью математического компьютерного моделирования);
• Работа с графическими информациями. (Power Point, Photoshop, Corel Draw и т. п.) демонстрация компьютерных презентаций, видеороликов, кинофильмов, касающихся экономического развития страны, развития производства; можно задать самим учащимся выполнение этих работ в качестве домашнего задания.
Например, можно задать ученикам самостоятельные работыпотаким темам как «Экономическое развитие», «Праздник Урожая», «Давайте беречь природу», «Новые технологии в экономике» и т. п., задание по сбору картинок (фотографий) по этим темам, выполнения монтажных работ на этих фотографиях, подготовка компьютерных презентаций, видеороликов будет способствовать обогащению знаний учащихся о достижениях страны в национальной экономике, в промышленности, в сельскохозяйственной деятельности, в образовании и науке.
• Работа с цифровой информацией. (Вычислительные системы MS Excel, Maple, Mat Lab и т. п.), в таких разделах, как «Электронные таблицы», «Основы алгоритмизации и программирования», ученики много работают с цифровыми информациями. В разделе «Электронные таблицы» можно предложить задания с экономическим содержанием, задать упражнения на то, как анализировать вывод, как составить соответствующие графики и диаграммы.
С точки зрения методики электронные таблицы могут быть использованы как средство для развития интеллектуальных умений и способностей учащихся. Пользователь, который выполняет вычисление с помощью электронной таблицы, должен уметь констатировать взаимоотношения между значениями данных в таблице и их комбинациями.
Определение образцов и составление формул, устанавливающих взаимосвязь данных, в электронной таблице способствуют лучшему пониманию алгоритмов. Они могут использоваться для моделирования математической взаимосвязи между данными в условии задания [2, с-176].
Посредством задач, которые решаются в электронной таблице, можно развивать логическое мышление, навыки, способности, умения учащихся работать с электронной таблицей.
• Работа с информационной базовой данных (MS Access). Предлагать задания ученикам, такие как создать базу данных экономического содержания, искать по базе данных нужную информацию, поменять их, создать запросы и формы, подготовить отчеты.
Можно развивать такие умения как сбор информации, анализ, уточнение разновидности, выбор нужной среди информаций большого размера в работе с информационной базой. Цепочка управления базой данных служит системой для создания структуры информации. Когда ученики работают с базой данных, соответственно направлению создаваемой информационной базы, нужно будет выявить указанные требования выставляемым информациям в базу данных и создать структуру этой базы. А это в свою очередь требует от ученика умения соотносить информации между собой, которые находятся в разных местах базы данных и вывести соответствующие результаты [2, с-183].
• Вразделе алгоритмизации и программирования. Составление компьютерных программ и алгоритмов решения задач экономического характера (Pascal, Delphi, VisualBasic и т. п.)
Составление программ самими учащимися будет развивать их логическое и рациональное мышление. И если эти программы будут давать правильные результаты, то у учеников формируется дисциплинированность, внимательность и доведение до конца начатого дела.
А выполнение программ является одним из практичных методов проверки знаний учащихся.
• Разделы коммуникации и интернета. Поиск информации в интернете, работа с электронной почтой, создание Веб-страниц и Вебсайтов и т. п. (Google, MozillaFirefox, InternetExplorer, Outlook, FrontPage и т. п.)
• Раздел информационного моделирования. Создать табличные и математические модели решения экономического характера задач.
В разделе моделирования тоже преимущественны возможности решения таких задач. При изучении таких тем, как «Информационное моделирование», «Имитационное моделирование», «Компьютерное моделирование», «Математическое моделирование» с помощью разнообразных упражнений можно развивать у учащихся экономические знания. Некоторые задания, выполняемые в информационном моделировании, обладают экономическим содержанием. Такие задания более удобно решать на компьютере. (Языки программирования, специальные программные средства).
Для создания информационных моделей (компьютерных, имитационных) решения задачи, учащимся предстоит выбирать соответствующие важные информации среди других касающихся этого объекта, в то же время они должны учитывать важный характер и состав этих информаций. Составление требуемой модели заставляет учеников выстраивать и абстрагировать мысли об объекте. Это будет способствовать развитию у них умений самостоятельного мышления.
• Проведение внеклассных мероприятий. На вечерах, конкурсах, факультативных занятиях (Поручать подготовить рефераты, устраивать дискуссии между учениками по определенным темам и проводить экскурсии и т. д.)
• Работа с программами, предназначенными специально для экономических вычислений. (1: С Бухгалтерия 7.7, MS Excel и т. п.)
В школе в процессе формирования экономических знаний нельзя ограничиваться только развитием у них познавательных и поисковых навыков, но нужно научить школьников решать нестандартные задания, пользоваться компьютером в выполнении актуальных заданий и упражнений, и на основе этого обучать экономическим законам и их взаимосвязи с окружающим миром. Это будет благоприятствовать установлению межпредметных связей.
Обучение учеников использовать компьютер при решении заданий экономического характера дает большие возможности формированию у них компьютерной грамотности.
Литература:
- Э. Курбанниязов. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Ашхабад. «Магарыф», 1989 г. (На туркменском языке).
- Н. В. Сафронова. Теория и методика обучения информатике. Москва. «Высшая школа», 2004г.