Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г.

Дата публикации: 29.06.2017

Статья просмотрена: 3543 раза

Библиографическое описание:

Матвиенко, Е. Н. Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией / Е. Н. Матвиенко, О. Д. Минаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 169-170. — URL: https://moluch.ru/archive/160/44987/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.

Моторная алалия рассматривается как сложный комплекс языковых и неязыковых расстройств [7]. К неязыковым расстройствам В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская и другие исследователи относят недоразвитие высших психических функций (зрительного восприятия, памяти, внимания и др.), нарушения общей и мелкой моторики.

Алалия — системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением центральной коры головного мозга (патология центрального генеза). Алалия временная функция задержки развития, системное полиморфное нарушение: словарь, грамматика, связная речь, фонетика (просодика), фонематика [6].

Моторная алалия является результатом: центрального органического поражения в перинатальный, натальный или ранний постнатальный периоды. При моторной алалии есть трудности по типу лицевой и оральной апраксии. Во всех случаях имеются несформированность навыков общения, нарушение речевой и неречевой деятельности. Наиболее ярко алалия проявляется в дошкольном возрасте [7].

Р. А. Белова-Давид [6], выделила афферентную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии наблюдаются кинестезии (ощущение) неумение в нужный момент выполнить нужное упражнение. В непроизвольном плане доступно, а по заданию не в состоянии, так как незрелые клетки — импульсы не идут. Преобладает нарушения слуховой и звуковой структуры слова. При моторной эфферентной алалии страдает кинетика, переход от одной артикуляции к другой это влияет на слоговую структуру слова.

Систематическая коррекционно-логопедическая работа моторной алалии направлена, но восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению [3].

В работе используются разные приемы и методы, имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии.

Можно выделить три этапа направления содержания работы при моторной алалии:

– коррекционно-педагогическую работу по формированию звуко-слоговой структуры слова;

– коррекционно-педагогическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи;

– коррекционно-педагогическую работу по формированию связной речи.

Формирование слоговой структуры слова — одно из необходимых условий коррекционно-педагогической работы, которое представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики. Данной проблеме посвящены работы Ковшиков В. А., Маркова А. К., Левина Р. Е., Усанова О. С. и мн. др. [7].

С педагогической точки зрения Маркова А. К. [8], указывала, что в структуре нарушения алалии тесно будут переплетаться нарушения звуко-слоговой структуры слова, могут «тесно взаимосвязаны». Целесообразно работать параллельно, как над звуковой структурой слова, так и над слоговой структурой слова.

Маркова А. К. отмечает, что при алалии важно работать над словом в целом, подбирать доступные слова и параллельно расширять значение слова, сначала в пассивном словаре, а потом в активном словаре, необходимо наращивать словарь.

Развитие связной речи происходит от звукоподражания к слову и предложению и опирается на поэтапность развития речи в онтогенезе [4].

Широкое применение игровых приемов, используя артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой Р. Г. Бушлякова [2], одновременно действуя руками и артикуляционным аппаратом.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. [5], артикуляционная, пальчиковая гимнастика, сопровождаем речь с движениями чётко под счёт, отрабатываем все движения. При моторной алалии у детей страдает не только произношение звуков (то есть не формируются артикулемы), но страдает еще и способность переключаться (переходить) со звука на звук, необходимо достижение чистоты произношения звука.

Агранович З. Е. [1], работа на неречевом материале, подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов, на этом закладываются основы речеслухового восприятия слова и речедвигательных навыков. Используются игры, которые могут привлечь внимание ребёнка, а потом проводится работа над ритмом (отхлопать, протопать, отпрыгать, и т. д.). Работа над гласными звуками первого ряда А, О, У, Э, Ы, а также работа над звукоподражанием.

Работа над слоговой структурой слова: односложными слова и обогащением словаря, например: мак, лак, бак и т. д.; двусложными словами например: рана, Зина, Нина, луна Можно отметить, что по ходу работы над слоговой структурой, также параллельно включаем работу над грамматическими формами. Содержание работы при различных речевых уровнях: I уровень — СГС, ГС, СГ, СГ+СГ, СГ+ССГ; II уровень — СГ+СГС, СГ+СС, СС+ГС, СГ+СГ+СГ, СГ+СГ+ССГ: III уровень — более сложные конструкции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что моторная алалия — это тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное центральным органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы. Без специально организованного коррекционно-логопедического воздействия ребенок, страдающей моторной алалией, может остаться на самом низком уровне речевого воздействия.

Литература:

  1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей: коррекционная педагогика — Спб.: Детство-Пресс, 2008–48 с.
  2. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — Спб.: Детство-Пресс, 2011–240с.
  3. Деревяго, Т. Н. Система организации логопедической работы с детьми с диагнозом ОНР-I-IV, обусловленным алалией: логопед в детском саду. — 2013. — № 1. — 28–29 с.
  4. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учебное пособие для студентов, — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
  5. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В., Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: Практическая логопедия, — М.: Гном 2017–16 с.
  6. Лалаева, Л.Г., Парамонова, Л.Г., Шаховская, С. Н. Логопедия в таблицах и схемах: специальная коррекционная педагогика, — М.: Москва. 2012–215 с.
  7. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской, — М.: ВЛАДОС, 2009.
  8. Солдатова, О. А. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи: логопедия. Режим доступа: http://logoportal.ru/ 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): моторная алалия, коррекционно-педагогическая работа, слоговая структура слова, связная речь, дошкольный возраст, звуко-слоговая структура слова, звуковая структура слова, коррекционно-логопедическая работа, речевое развитие, центральное органическое поражение.


Похожие статьи

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие речи детей в онтогенезе, состояние речевого развития детей при различных нарушениях в развитии, логопедическая диагностика детей с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Коррекционно-развивающая работа по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией

В статье автор рассматривает основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Похожие статьи

Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода

В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие речи детей в онтогенезе, состояние речевого развития детей при различных нарушениях в развитии, логопедическая диагностика детей с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Коррекционно-развивающая работа по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией

В статье автор рассматривает основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию нейромоторных функций у дошкольников 6–7 лет со стёртой дизартрией.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Задать вопрос