В статье проанализирована поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемая в регионах России. Особая роль отведена финансовой помощи, которая выражается в субсидировании регионов, а также в выдаче кредитов и микрозаймов субъектам МСП. Также рассматривается инфраструктурная поддержка, связанная с финансированием деятельности бизнес-инкубаторов. Исследование помогает определить эффективность функционирования малого предпринимательства в рассматриваемых регионах путем проведенного сравнительного анализа.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, субсидирование, микрофинансирование, гарантийный фонд, кредит, бизнес-инкубатор
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в разных формах и предоставляется настолько, насколько в этом нуждается определенная территория, на которой осуществляется помощь. В данном случае имеется в виду региональная поддержка малого и среднего бизнеса.
В статье будет рассмотрена поддержка субъектам малого и среднего предпринимательств в регионах России и сделан вывод о том, насколько данная поддержка отличается в различных субъектах, а также определено, где она проводится наиболее эффективно.
Федеральная поддержка малого и среднего предпринимательства реализуется Министерством экономического развития РФ и выражается в выделении необходимых средств субъекту на развитие в нем бизнеса:
− выделение необходимого объема субсидий на развитие малого и среднего предпринимательства;
− финансовая поддержка микрофинансовых организаций региона;
− финансовая поддержка гарантийных фондов субъекта;
− создание бизнес-инкубаторов на территории субъекта.
Рассмотрим, как каждая из форм поддержки осуществляется на территории анализируемых субъектов.
1) Вначале проанализируем количество субсидий, которое было выделено на развитие предпринимательства [1] (см. Таблицу 1)
Таблица 1
Объем субсидий, выделенный на поддержку МСП из федерального бюджета в 2016 году
Субъект РФ |
Объем субсидий, рублей |
Республика Башкортостан |
1146000000 |
Республика Татарстан |
1936334000 |
Пермский край |
287518000 |
Нижегородская область |
363262000 |
Самарская область |
373408000 |
Можно отметить, что всех больше субсидий на поддержку МСП было выделено Татарстану, примерно, 2 миллиарда рублей. Башкортостан также имеет крупную трансфертную поддержку из федерального центра. Что касается других регионов ПФО, то здесь мы можем наблюдать неравенство по сравнению с республиками в плане выделения средств. Так, Пермский край получает практически в 7 раз меньше, чем Татарстан, и в 4 раза ниже, чем Башкортостан. Нижегородская и Самарская область также получают небольшое количество субсидий по сравнению с лидерами.
Таким образом, Республики имеют больше возможностей для развития и создания привлекательной для бизнеса территории. В остальных субъектах ставка делается в основном на промышленное производство государственных предприятий. В Татарстане же, кроме сильной промышленности, ставится задача реализации инноваций в бизнесе, на что привлекаются немалые средства. В том, что регион имеет такие большие субсидии, несомненно заслуга региональных властей, которые привлекают инвестиции из множества других стран (Турция, Германия, Дания, Финляндия, Франция, США, Великобритания). Видя это, Министерство экономического развития готово и дальше поощрять субсидиями успешную территорию.
2) Второй формой поддержки является выделение средств на развитие деятельности именно микрофинансовых организаций. Это является важным, поскольку такие организации выдают микрозаймы, которыми пользуются субъекты малого бизнеса, чтобы вложить первые средства в свое открывающееся дело. Сравним эффективность деятельности микрофинансовых организаций в регионах [2] (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Деятельность микрофинансовых организаций, получивших поддержку от федерального центра в 2016 году
Субъект РФ |
Количество микрозаймов, единиц |
Сумма выданных микрозаймов, рублей |
Республика Башкортостан |
428 |
225097000 |
Республика Татарстан |
28 |
9672000 |
Пермский край |
812 |
183730000 |
Нижегородская область |
138 |
51454000 |
Самарская область |
34 |
161350000 |
В данном случае мной имеется в виду федеральная поддержка Министерства экономического развития. Так, Татарстан осуществляет данную поддержку с помощью Фонда финансовой поддержки СМСП РТ, но, как мы видим, количество микрозаймов по сравнению с другими субъектами очень маленькое. Популярна данная услуга в Пермском крае и Башкортостане, где за 2016 года было взято несколько сотен займов.
Однако просто количество микрозаймов ни о чем не говорит, нужно сравнить ещё, на какую сумму выданы микрозаймы, и здесь можно заметить некие особенности. Например, средний по сумме лидирует Республика Башкортостан, хотя количество займов в ней в два раза ниже, чем в Пермском крае. Аналогичная ситуация в Самарской и Нижегородской областях. Самарская область уступает по количеству в четыре раза, но в то же время лидирует по сумме в три раза. В связи с этим, рассчитаем средний размер микрозайма [3] (см. Таблицу 3).
Таблица 3
Средний размер одного микрозайма для субъектов МСП в 2016 году
Субъект РФ |
Средний размер микрозайма, рублей |
Республика Башкортостан |
525927 |
Республика Татарстан |
345429 |
Пермский край |
226268 |
Нижегородская область |
372855 |
Самарская область |
4745588 |
Таким образом, можно подытожить, что средний размер микрозайма, несмотря на различия в количестве и в общей сумме приблизительно одинаковый. Исключением является Самарская область, где один средний микрозайм составляет около 5 миллионов рублей.
3) Ещё одним видом поддержки является финансирование гарантийных фондов субъектов.
Гарантийный фонд имеется в каждом субъекте и представляет собой некоммерческую организацию, которая выполняет функции поручительства. Не секрет, что банк часто отказывает предпринимателям в получении кредита, так как у бизнеса не имеется имущества, которое можно было бы вложить в качестве залога. Это может привести к тому, что субъекту МСП не на что будет реализовывать деятельность, обновлять фонды, соответственно, у предпринимателя может наступить стагнация деятельности. В таком случае гарантийный фонд берет на себя обязательства выплатить банку кредит в случае неудачи предпринимателя.
Сравним деятельность основных фондов [4] (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Деятельность гарантийных фондов, получивших поддержку от федерального центра в 2016 году
Субъект РФ |
Количество кредитов, единиц |
Сумма кредитов, рублей |
Республика Башкортостан |
146 |
1904449350 |
Республика Татарстан |
129 |
941621300 |
Пермский край |
320 |
2624550430 |
Нижегородская область |
215 |
1692437000 |
Самарская область |
143 |
1293308600 |
По количеству кредитов снова лидирует Пермский край, как это и было с показателем микрофинансовых организаций. Республика Татарстан снова отстает от других регионов по использованию услуг гарантийного фонда. Остальные регионы по количеству имеют, примерно, равное значение. Если рассматривать показатель суммы кредитов, то здесь можно увидеть, что в Башкортостане услугами гарантийного фонда пользуются меньше предпринимателей, но сумма кредитов намного выше по сравнению с
Нижегородской областью, которая превышает Башкортостан по количеству. Показатели остальных регионов не имеют таких несоответствий. Снова приведем таблицу средней суммы одного кредита [5] (см. Таблицу 5).
Таблица 5
Средний размер одного кредита
Субъект РФ |
Средний размер одного кредита, рублей |
Республика Башкортостан |
13044174 |
Республика Татарстан |
7299390 |
Пермский край |
8201720 |
Нижегородская область |
7871800 |
Самарская область |
9044116 |
Ожидаемо средний размер одного кредита в Башкортостане выше, а в остальных регионах приблизительно одинаковый, в среднем 8 миллионов рублей.
4) Ещё одной формой поддержки, которая осуществляется федеральным центром — это поддержка строительства бизнес-инкубаторов на территории регионов.
Под инкубаторами понимаются организации, которые сдают в аренду на выгодных условиях помещения, оборудованные необходимой инфраструктурой. Кроме услуг аренды оказываются и другие услуги, например, консультационные.
Итак, рассмотри деятельность инкубаторов, реализация которых осуществлялась с помощью Министерства Экономического развития РФ [6] (см. Таблицу 6).
Таблица 6
Деятельность инкубаторов, получивших поддержку от федерального центра в 2016 году
Субъект РФ |
Количество инкубаторов, единиц |
Общая площадь, кв. м. |
Республика Башкортостан |
3 |
4489,2 |
Республика Татарстан |
5 |
14121,5 |
Пермский край |
2 |
3038 |
Нижегородская область |
8 |
19570,3 |
Самарская область |
5 |
10522,5 |
Нижегородская область является лидером по количеству бизнес-инкубаторов в ПФО, как следствие, по показателю количества квадратных метров Нижегородская область также лидирует. Далее идут Республика Татарстан и Самарская область, где количество инкубаторов чуть меньше. Стоит отметить, что Башкортостан и Пермский край по площади превышают другие регионы, но инкубаторов в них всего 3 и 2 соответственно. Таким образом, всех больше сторонних инвесторов готовы привлекать Нижегородская область, Самарская область и Татарстан, а другим регионам ПФО необходимо вкладывать в инкубаторы больше средств.
Также рассмотрим ещё одну таблицу количества резидентов инкубаторов в субъектах [7] (см. Таблицу 7).
Таблица 7
Количество резидентов винкубаторах, получивших поддержку от федерального центра в 2016 году
Субъект РФ |
Количество резидентов, единиц |
Республика Башкортостан |
74 |
Республика Татарстан |
103 |
Пермский край |
60 |
Нижегородская область |
126 |
Самарская область |
85 |
По количеству резидентов также, как и по количеству инкубаторов лидирует Нижегородская область, а на втором и третьем местах логично расположились самарский регион и Татарстан. Республика Башкортостан также имеет для трех инкубаторов большое количество резидентов, что ещё раз подтверждает интерес к Республике со стороны инвесторов.
Итак, мной была рассмотрена государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО.
Каждый из регионов имеет инвестиционный потенциал, нельзя четко выделить слабые территории. Однако, нужно отметить, что Татарстан является лидером по трансфертам на развитие МСП (около 2 миллиардов рублей), которые поступают из центра, что является самым важным показателем, ведь имея больше средств, можно развивать намного больше объектов инфраструктуры, чем твои конкуренты. По количеству кредитов и микрозаймов лидирует Пермский край, но нужно отметить, что сумма одного среднего займа в нем существенно ниже, чем, например, в Республике Башкортостан, где займы и кредиты берутся на очень большие суммы. В целом, несмотря на неравенство в субсидиях, Министерство экономического развития не упускает из внимания ни один из регионов, и их развитие и дальше будет идти планомерно.
Литература:
- Федеральная служба государственной статистики Росстат [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/IssWWW.exe/Stg/p_4_1.xls
- Федеральная служба государственной статистики Росстат [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/IssWWW.exe/Stg/p_4_1.xls
- Федеральная служба государственной статистики Росстат [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/IssWWW.exe/Stg/p_4_1.xls
- Федеральная служба государственной статистики Росстат [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/IssWWW.exe/Stg/p_4_1.xls
- Федеральная служба государственной статистики Росстат [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/IssWWW.exe/Stg/p_4_2.xls
- Федеральная служба государственной статистики Росстат [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/IssWWW.exe/Stg/p_4_2.xls
- Федеральная служба государственной статистики Росстат [электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_47/IssWWW.exe/Stg/p_4_2.xls