Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы, типов мышления и креативности у подростков и старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г.

Дата публикации: 01.07.2017

Статья просмотрена: 1088 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, И. Ю. Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы, типов мышления и креативности у подростков и старшеклассников / И. Ю. Бурцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 152-156. — URL: https://moluch.ru/archive/160/45002/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проведен анализ взаимосвязей между компонентами эмоциональной сферы, типами мышления и креативностью. В результате исследования выявлено, что старшеклассники в отличие от подростков лучше распознают чужие эмоции и эмоциональные состояния через внешние проявления, а также более чутки к внутренним переживаниям других людей. Помимо этого, у старшеклассников высоко развито умение снижать нежелательные эмоции у других и вызывать у них те или иные эмоции. С другой стороны, подростки лучше, чем старшеклассники умеют контролировать внутренние и внешние проявления своих эмоций. У старшеклассников более широкий диапазон выражения эмоций, чем у подростков. Вторые больше предпочитают держать всё внутри и это может быть связано с тем, что подростки только учатся активному общению, в том числе и эмоциональному, в социальной жизни. В целом, у старшеклассников эмоциональный интеллект имеет больше взаимосвязей с типами мышления и эмоциональной направленностью. Эти связи более систематизированы, чем у подростков, что позволяет назвать эмоциональный интеллект у старшеклассников более развитым и устойчивым, чем у подростков.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная направленность, типы мышления, креативность, подростки, старшеклассники

Психологические проблемы, связанные с областью эмоциональных явлений, были и остаются предметом многочисленных исследований. Проблема соотношения эмоциональной и познавательной сферы психики человека давно интересовала учёных различных областей. Ученые признают тот факт, что эти две сферы не разделимы и только одновременное протекание когнитивных и эмоциональных процессов обеспечивают работу всего человеческого организма. Человек как субъект практической и теоретической деятельности познает и изменяет мир. Границы познания расширяет мышление, которое не существует как отдельный психический процесс, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах и выходит за пределы чувственного, на основе сенсорной информации позволяет делать теоретические и практические выводы. Действуя, человек не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Как эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум, эмоции взаимосвязаны со всеми познавательными процессами, личностными характеристиками и свойствами, физиологическими процессами в организме, взаимодействием и общением между людьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, воспитанием и многим другим. Умение управлять своими эмоциями всегда было значимо не только для здоровья, но и для гармоничных отношений с другими людьми. В современной психологии понятие эмоциональный интеллект является достаточно молодым, введенным для обозначения интеллектуальных операций с эмоциями [1].

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в современном мире проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, в связи с тем, что в обществе искусственно культивируется рациональный образ жизни и запрет на выражение эмоций. Как известно, культ рациональности и высокий образовательный ценз не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека. Запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь невозможность психологически переработать эмоции может порождать разнообразные негативные последствия, начиная от психосоматических расстройств и заканчивая девиантным и делинквентным поведением [4].

Воспитание чувств даёт надежду позитивных изменений в сторону большей человечности. Культ эмоций не менее опасен, чем культ рациональности, поскольку и то, и другое является крайностью. Психическое здоровье означает баланс различных психических свойств и процессов. Речь идёт о балансе аффекта и интеллекта. Имеется в виду сочетание свободы и права на выражение чувств и способностей осознавать их и управлять ими. Установлению гармоничного соотношения между когнитивными и эмоциональными процессами, а также решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств, способствует развитие эмоционального интеллекта [3].

В современных условиях развития общества формирование подрастающего поколения обретает свою специфику в силу возрастания влияния на личность коммуникационно-информационного воздействия. Давая характеристику раннего юношеского возраста необходимо учитывать, что у каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности, но удельный вес этих характеристик у различных поколений может не совпадать. Кроме того, существуют и такие характеристики, которые свойственны только тому или иному поколению молодежи и обусловлены внешними факторами развития. Важной составляющей личности в быстро изменяющих условиях среды становится эмоциональная зрелость. Соответственно усиливается необходимость развития эмоционального интеллекта подрастающего поколения, в том числе старшеклассников, стоящих перед жизненным выбором личностного самоопределения [5].

Старший школьный возраст, который является сенситивным для формирования эмоционального интеллекта, характеризуется осознанным переосмыслением отношений старшеклассников с окружающими, активной направленностью в будущее. Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль решению социальных, экологических, экономических и культурных проблем. Характерному для сегодняшней действительности обществу, требуются активные, свободно владеющие и управляющие эмоциональной сферой, творчески мыслящие личности. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности. В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении различного характера проблем — это огромный капитал общества [2].

Цель исследования — выявить взаимосвязь между компонентами эмоциональной сферы, типами мышления и креативностью у подростков и старшеклассников.

Методы психодиагностики: методика «ЭмИн» Д. В. Люсин, методика типа мышления и креативность Дж. Брунера, методика Эмоциональной направленности Б. И. Додонова.

В исследовании приняли участие ученики МБОУ лицея города Краснодара (120 человек в возрасте 12–13 и 15–16 лет, из них 60 девушек и 60 юношей).

У старшеклассников достоверно выше показатели таких шкал эмоционального интеллекта как «Понимание чужих эмоций» и «Межличностный эмоциональный интеллект», у подростков достоверно выше «Управление своими эмоциями» и «Контроль экспрессии» (рисунок 1).

Рис. 1. Сравнительная характеристика показателей эмоционального интеллекта у подростков и старшеклассников. Примечание: «МП» — понимание чужих эмоций, «МУ» — управление чужими эмоциями, «ВП» — понимание своих эмоций, «ВУ» — управление своими эмоциями, «ВЭ» — контроль экспрессии, «МЭИ» — межличностный эмоциональный интеллект, «ВЭИ» — внутриличностный эмоциональный интеллект, «ПЭ» — способность понимать эмоции, «УЭ» — способность управлять эмоциями, «ОЭИ» — общий эмоциональный интеллект; * — p≤0,01

Анализ полученных данных показал, что у старшеклассников достоверно выше параметры «Понимание чужих эмоций» (4,2) и «Межличностный эмоциональный интеллект» (3,4), то есть у старшеклассников по сравнению с подростками более развита способность к осознанию чужих эмоций. Кроме этого, можно предположить, что им присуще умение сопереживать окружающим, быть к ним более чуткими. У подростков достоверно выше «Управление своими эмоциями» (3,7) и «Контроль экспрессии» (4,8). Это свидетельствует о выраженной потребности подростков управлять эмоциями и контролировать их. По сравнению со старшеклассниками подростки больше предпочитают контролировать внешние проявления своих эмоций.

В результате исследования когнитивной сферы было обнаружено у подростков достоверно выше «Знаковое мышление», а у старшеклассников — «Креативность» (рисунок 2).

Рис. 2. Сравнительная характеристика показателей мышления и креативности у подростков и старшеклассников. Примечание: * — p≤0,05, ** — p≤0,01

Полученные данные диагностики когнитивной сферы свидетельствуют о том, что подросткам в отличие от старшеклассников намного легче понимать собеседника, анализируя информацию и сопоставляя различные высказывания. У старшеклассников сильно развито творческое мышление, они готовы к созданию новых идей, к решению проблем с помощью нестандартных способов.

При исследовании эмоциональной направленности у старшеклассников выявлены достоверно выше такие виды эмоциональной направленности как «Альтруистическая», «Глорическая», «Пугническая», «Романтическая» и «Аквизитивная» (рисунок 3).

Рис. 3. Сравнительная характеристика показателей эмоциональной направленности у подростков и старшеклассников. Примечание: * — p≤0,05, ** — p≤0,01

В структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта, типов мышления и креативности у подростков наиболее важную роль играет предметное мышление. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и эмоциональной направленности хаотична и бессистемна, связи незначительны; ни один из показателей не имеет более одной значимой связи с другими параметрами, что может говорить об отсутствии устойчивой структуры во взаимосвязи данных параметров у подростков.

У старшеклассников в структуре взаимосвязей параметров эмоционального интеллекта и типов мышления важную роль играют символическое и образное мышление, а также креативность, которые систематизируют в единую структуру исследуемых параметров.

Важную роль в структуре взаимосвязей параметров эмоционального интеллекта и эмоциональной направленности у старшеклассников играет эстетическая направленность, представляя собой шкалу, изменение которой вносит наибольший вклад в общие изменения системы «эмоциональный интеллект-эмоциональная направленность».

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что старшеклассники в отличие от подростков лучше распознают чужие эмоции и эмоциональные состояния через внешние проявления, а также более чутки к внутренним переживаниям других людей. Помимо этого, у старшеклассников высоко развито умение снижать нежелательные эмоции у других, и вызывать у них те или иные эмоции. Подростки лучше, чем старшеклассники умеют контролировать внутренние и внешние проявления своих эмоций.

У старшеклассников более широкий диапазон выражения эмоций, чем у подростков. Вторые больше предпочитают держать всё внутри, и это может быть связано с тем, что подростки только учатся активному общению, в том числе и эмоциональному, в социальной жизни. В целом, у старшеклассников эмоциональный интеллект имеет большей взаимосвязей с типами мышления и эмоциональной направленностью. Эти связи более систематизированы, чем у подростков, что позволяет нам назвать эмоциональный интеллект у старшеклассников более развитым и устойчивым, чем у подростков.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–86.
  2. Березовская Т. П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников. // БГПУ. 2006. С. 16–20.
  3. Грот Н. Я. Психология чувствований. // под редакцией Гиппенрейтер Ю. Б. М.: Владос. 2003. 278 с.
  4. Дегтярев А. В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии. // Научный журнал Молодой ученый. 2015. № 1. С. 19–25.
  5. Деревянко С. П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах. // Психологический журнал. 2008. № 2. С. 79–84.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, старшеклассник, эмоциональная направленность, подросток, эмоция, тип мышления, эмоциональная сфера, активное общение, когнитивная сфера, современное общество.


Похожие статьи

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации

В статье представлено исследование ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионализации. В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены ведущие терминальные и инструментальные ценности раб...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет

В статье описаны результаты исследования сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет. Обнаружены достоверные возрастные различия у детей четырех и пяти лет в уровне развития кинестетического, зрительного, пространственного, слухового факторов. П...

Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет

Физическое воспитание является одним из важных аспектов развития ребенка. Особенно важно начинать заниматься спортом и физической активностью с самого раннего детства. Дети в возрасте 4–5 лет находятся на стадии активного физического и психического р...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Семейные ценности и их роль в развитии коммуникативных навыков на уроках английского языка

Статья исследует эффективность использования темы семьи и семейных ценностей в обучении английскому языку. Авторы утверждают, что использование личного опыта учащихся в диалогической и монологической коммуникации значительно улучшает усвоение граммат...

Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ

Социальный интеллект является объектом изучения довольно долгое время. Специалисты определяют его как процесс формирования понимания некоторой социальной действительности. У детей с ОВЗ зачастую наблюдается существенное понижение уровня познавательно...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков

В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Похожие статьи

Психологические особенности ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессионализации

В статье представлено исследование ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионализации. В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены ведущие терминальные и инструментальные ценности раб...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет

В статье описаны результаты исследования сенсомоторного развития детей четырех и пяти лет. Обнаружены достоверные возрастные различия у детей четырех и пяти лет в уровне развития кинестетического, зрительного, пространственного, слухового факторов. П...

Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет

Физическое воспитание является одним из важных аспектов развития ребенка. Особенно важно начинать заниматься спортом и физической активностью с самого раннего детства. Дети в возрасте 4–5 лет находятся на стадии активного физического и психического р...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Семейные ценности и их роль в развитии коммуникативных навыков на уроках английского языка

Статья исследует эффективность использования темы семьи и семейных ценностей в обучении английскому языку. Авторы утверждают, что использование личного опыта учащихся в диалогической и монологической коммуникации значительно улучшает усвоение граммат...

Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ

Социальный интеллект является объектом изучения довольно долгое время. Специалисты определяют его как процесс формирования понимания некоторой социальной действительности. У детей с ОВЗ зачастую наблюдается существенное понижение уровня познавательно...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков

В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Задать вопрос