В статье проведен анализ взаимосвязей между компонентами эмоциональной сферы, типами мышления и креативностью. В результате исследования выявлено, что старшеклассники в отличие от подростков лучше распознают чужие эмоции и эмоциональные состояния через внешние проявления, а также более чутки к внутренним переживаниям других людей. Помимо этого, у старшеклассников высоко развито умение снижать нежелательные эмоции у других и вызывать у них те или иные эмоции. С другой стороны, подростки лучше, чем старшеклассники умеют контролировать внутренние и внешние проявления своих эмоций. У старшеклассников более широкий диапазон выражения эмоций, чем у подростков. Вторые больше предпочитают держать всё внутри и это может быть связано с тем, что подростки только учатся активному общению, в том числе и эмоциональному, в социальной жизни. В целом, у старшеклассников эмоциональный интеллект имеет больше взаимосвязей с типами мышления и эмоциональной направленностью. Эти связи более систематизированы, чем у подростков, что позволяет назвать эмоциональный интеллект у старшеклассников более развитым и устойчивым, чем у подростков.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная направленность, типы мышления, креативность, подростки, старшеклассники
Психологические проблемы, связанные с областью эмоциональных явлений, были и остаются предметом многочисленных исследований. Проблема соотношения эмоциональной и познавательной сферы психики человека давно интересовала учёных различных областей. Ученые признают тот факт, что эти две сферы не разделимы и только одновременное протекание когнитивных и эмоциональных процессов обеспечивают работу всего человеческого организма. Человек как субъект практической и теоретической деятельности познает и изменяет мир. Границы познания расширяет мышление, которое не существует как отдельный психический процесс, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах и выходит за пределы чувственного, на основе сенсорной информации позволяет делать теоретические и практические выводы. Действуя, человек не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Как эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум, эмоции взаимосвязаны со всеми познавательными процессами, личностными характеристиками и свойствами, физиологическими процессами в организме, взаимодействием и общением между людьми, обучением, творчеством, трудовой деятельностью, воспитанием и многим другим. Умение управлять своими эмоциями всегда было значимо не только для здоровья, но и для гармоничных отношений с другими людьми. В современной психологии понятие эмоциональный интеллект является достаточно молодым, введенным для обозначения интеллектуальных операций с эмоциями [1].
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в современном мире проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, в связи с тем, что в обществе искусственно культивируется рациональный образ жизни и запрет на выражение эмоций. Как известно, культ рациональности и высокий образовательный ценз не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека. Запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь невозможность психологически переработать эмоции может порождать разнообразные негативные последствия, начиная от психосоматических расстройств и заканчивая девиантным и делинквентным поведением [4].
Воспитание чувств даёт надежду позитивных изменений в сторону большей человечности. Культ эмоций не менее опасен, чем культ рациональности, поскольку и то, и другое является крайностью. Психическое здоровье означает баланс различных психических свойств и процессов. Речь идёт о балансе аффекта и интеллекта. Имеется в виду сочетание свободы и права на выражение чувств и способностей осознавать их и управлять ими. Установлению гармоничного соотношения между когнитивными и эмоциональными процессами, а также решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств, способствует развитие эмоционального интеллекта [3].
В современных условиях развития общества формирование подрастающего поколения обретает свою специфику в силу возрастания влияния на личность коммуникационно-информационного воздействия. Давая характеристику раннего юношеского возраста необходимо учитывать, что у каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности, но удельный вес этих характеристик у различных поколений может не совпадать. Кроме того, существуют и такие характеристики, которые свойственны только тому или иному поколению молодежи и обусловлены внешними факторами развития. Важной составляющей личности в быстро изменяющих условиях среды становится эмоциональная зрелость. Соответственно усиливается необходимость развития эмоционального интеллекта подрастающего поколения, в том числе старшеклассников, стоящих перед жизненным выбором личностного самоопределения [5].
Старший школьный возраст, который является сенситивным для формирования эмоционального интеллекта, характеризуется осознанным переосмыслением отношений старшеклассников с окружающими, активной направленностью в будущее. Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль решению социальных, экологических, экономических и культурных проблем. Характерному для сегодняшней действительности обществу, требуются активные, свободно владеющие и управляющие эмоциональной сферой, творчески мыслящие личности. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности. В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении различного характера проблем — это огромный капитал общества [2].
Цель исследования — выявить взаимосвязь между компонентами эмоциональной сферы, типами мышления и креативностью у подростков и старшеклассников.
Методы психодиагностики: методика «ЭмИн» Д. В. Люсин, методика типа мышления и креативность Дж. Брунера, методика Эмоциональной направленности Б. И. Додонова.
В исследовании приняли участие ученики МБОУ лицея города Краснодара (120 человек в возрасте 12–13 и 15–16 лет, из них 60 девушек и 60 юношей).
У старшеклассников достоверно выше показатели таких шкал эмоционального интеллекта как «Понимание чужих эмоций» и «Межличностный эмоциональный интеллект», у подростков достоверно выше «Управление своими эмоциями» и «Контроль экспрессии» (рисунок 1).
Рис. 1. Сравнительная характеристика показателей эмоционального интеллекта у подростков и старшеклассников. Примечание: «МП» — понимание чужих эмоций, «МУ» — управление чужими эмоциями, «ВП» — понимание своих эмоций, «ВУ» — управление своими эмоциями, «ВЭ» — контроль экспрессии, «МЭИ» — межличностный эмоциональный интеллект, «ВЭИ» — внутриличностный эмоциональный интеллект, «ПЭ» — способность понимать эмоции, «УЭ» — способность управлять эмоциями, «ОЭИ» — общий эмоциональный интеллект; * — p≤0,01
Анализ полученных данных показал, что у старшеклассников достоверно выше параметры «Понимание чужих эмоций» (4,2) и «Межличностный эмоциональный интеллект» (3,4), то есть у старшеклассников по сравнению с подростками более развита способность к осознанию чужих эмоций. Кроме этого, можно предположить, что им присуще умение сопереживать окружающим, быть к ним более чуткими. У подростков достоверно выше «Управление своими эмоциями» (3,7) и «Контроль экспрессии» (4,8). Это свидетельствует о выраженной потребности подростков управлять эмоциями и контролировать их. По сравнению со старшеклассниками подростки больше предпочитают контролировать внешние проявления своих эмоций.
В результате исследования когнитивной сферы было обнаружено у подростков достоверно выше «Знаковое мышление», а у старшеклассников — «Креативность» (рисунок 2).
Рис. 2. Сравнительная характеристика показателей мышления и креативности у подростков и старшеклассников. Примечание: * — p≤0,05, ** — p≤0,01
Полученные данные диагностики когнитивной сферы свидетельствуют о том, что подросткам в отличие от старшеклассников намного легче понимать собеседника, анализируя информацию и сопоставляя различные высказывания. У старшеклассников сильно развито творческое мышление, они готовы к созданию новых идей, к решению проблем с помощью нестандартных способов.
При исследовании эмоциональной направленности у старшеклассников выявлены достоверно выше такие виды эмоциональной направленности как «Альтруистическая», «Глорическая», «Пугническая», «Романтическая» и «Аквизитивная» (рисунок 3).
Рис. 3. Сравнительная характеристика показателей эмоциональной направленности у подростков и старшеклассников. Примечание: * — p≤0,05, ** — p≤0,01
В структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта, типов мышления и креативности у подростков наиболее важную роль играет предметное мышление. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и эмоциональной направленности хаотична и бессистемна, связи незначительны; ни один из показателей не имеет более одной значимой связи с другими параметрами, что может говорить об отсутствии устойчивой структуры во взаимосвязи данных параметров у подростков.
У старшеклассников в структуре взаимосвязей параметров эмоционального интеллекта и типов мышления важную роль играют символическое и образное мышление, а также креативность, которые систематизируют в единую структуру исследуемых параметров.
Важную роль в структуре взаимосвязей параметров эмоционального интеллекта и эмоциональной направленности у старшеклассников играет эстетическая направленность, представляя собой шкалу, изменение которой вносит наибольший вклад в общие изменения системы «эмоциональный интеллект-эмоциональная направленность».
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что старшеклассники в отличие от подростков лучше распознают чужие эмоции и эмоциональные состояния через внешние проявления, а также более чутки к внутренним переживаниям других людей. Помимо этого, у старшеклассников высоко развито умение снижать нежелательные эмоции у других, и вызывать у них те или иные эмоции. Подростки лучше, чем старшеклассники умеют контролировать внутренние и внешние проявления своих эмоций.
У старшеклассников более широкий диапазон выражения эмоций, чем у подростков. Вторые больше предпочитают держать всё внутри, и это может быть связано с тем, что подростки только учатся активному общению, в том числе и эмоциональному, в социальной жизни. В целом, у старшеклассников эмоциональный интеллект имеет большей взаимосвязей с типами мышления и эмоциональной направленностью. Эти связи более систематизированы, чем у подростков, что позволяет нам назвать эмоциональный интеллект у старшеклассников более развитым и устойчивым, чем у подростков.
Литература:
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–86.
- Березовская Т. П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников. // БГПУ. 2006. С. 16–20.
- Грот Н. Я. Психология чувствований. // под редакцией Гиппенрейтер Ю. Б. М.: Владос. 2003. 278 с.
- Дегтярев А. В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии. // Научный журнал Молодой ученый. 2015. № 1. С. 19–25.
- Деревянко С. П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах. // Психологический журнал. 2008. № 2. С. 79–84.