Обзор термодинамических характеристик хладагентов R-134А, R-410А и R-407C для системы кондиционирования воздуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Копылова, О. А. Обзор термодинамических характеристик хладагентов R-134А, R-410А и R-407C для системы кондиционирования воздуха / О. А. Копылова, В. В. Романов, А. И. Прохорова, И. С. Копылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/160/45004/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проводится сравнительный анализ между хладагентами R-134A, R-410А и R-407C. Сравнение проводится по термодинамическим коэффициентам.

Ключевые слова: хладагент, химический состав, рабочее давление, эффективность работы компрессора, удельная холодопроизводительность, холодильный коэффициент

В последнее время наилучшими озонобезопасными хладагентами считаются R-134A, R-410A и R-407C. Хладагенты R-410A и R-407C пришли на замену фреону R-22, а R-134A на замену R-12. [1] У каждого рассматриваемого хладагента имеются определенные достоинства и недостатки.

Основные характеристики этих хладагентов таковы:

1) Изотропность. В хладагентах 134A и R-410A возможна изотропность (дозаправка агрегата в случае утечки), R-407C не имеет возможность дозаправки оборудования (а вот популярный ранее фреон R-22 имел изотропность).

2) Работа на масле. Поршни, работающие в компрессоре необходимо смазывать маслом для уменьшения трения и увеличения срока службы. Для этого в систему вместе с хладагентом добавляют масло. В системе оборудования совершается цикл работы и тем самым смазываются необходимые элементы установки. Все марки хладагента работают на полиэфирных маслах, R-22 работал на минеральном.

3) Давление. В момент, когда температура конденсации достигает 43 градусов, у хладагента R-410A давление в системе составляет 26 атмосфер. Если сравнить, то у R-407C — 18 атмосфер и у R-134A — 10 атмосфер, а у R-22 показатель давления держался на уровне 16 атмосфер.

Химический состав.

Все марки хладагентов очень удобно использовать, т. к. они являются смесями веществ в отличие от традиционных фреонов. Эти хладагенты имеют нулевой потенциал истощения озонового слоя Земли. Также являются нетоксичными и не пожароопасными.

Хладагента R-410A является азеотропной смесью двух фторуглеводородов. Он состоит из 50 % дифторметана R-32 и 50 % пентафторэтана R-125. Такой хладагент считают изотропным, и при его утечке смесь почти не изменяет своих состав, это позволяет дозаправить оборудование. Одним из недостатков таких смесей является температура скольжения. В процессе фазового перехода (испарения или конденсации) температура кипения смеси меняется. За счет температуры скольжения хладагенту R-410А присуще те же достоинства, что R-134А.

К недостаткам хладагента R-410А можно отнести то, что требуется использование только синтетических полиэфирных масел. Они быстро поглощают влагу и вследствие этого теряют свои качества. При этом масла неспособны растворять какие-либо органические соединения или нефтепродукты, которые могут стать загрязнителями.

Хладагент R-407C является, также, азеотропной смесью двух фторуглеводородов.

В состав смеси входят сразу три хладагента — R-134a (его доля составляет 52 %), R-125 (25 %) и R-32 (23 %). Каждая составляющая дает хладагенту часть свойств. Например, высокую производительность дает R-32, отсутствие возгораемости благодаря хладагенту R-125, оптимальный уровень рабочего давления в контуре обеспечивает R-134а.

Температура скольжения по сравнению с R-410А очень мала (0,15К), поэтому им можно пренебречь. Такая смесь хладагентов не является изотропной, в случае, если произошла утечка хладагента, его фракции улетучиваться неравномерно, меняя необходимый состав вещества.

Недостатком хладагента является то, что если холодильный контур разгерметизируется (произойдет утечка), оборудование нельзя будет просто дозаправить — придется сливать остатки хладагента и полностью заправлять новый хладагент. Именно поэтому R-407C сегодня популярен менее, чем должен. Еще одним недостатком марки является то, что она является самым сильным компонентом образования парниковых газов, разрушающих атмосферу.

Рабочее давление.

Абсолютное значение рабочего давления в системе зависит от нагрузки воспринимаемой компрессором. Чем выше давление, тем больше нагрузка на компрессор. С увеличением силы трения в подшипниках, увеличивается износ, что определяет надежность компрессора и всего агрегата. Кроме перечисленного, увеличивается нагрузка при постоянной производительности, приводит к потреблению компрессора большего количества электроэнергии. Разность давления также влияет на эффективность работы компрессора. Чем выше разность, тем выше вероятность протечки хладагента со стороны высоко давления на сторону низкого. [2]

К недостаткам хладагента R-410А относится высокое давление в системе оборудования и разность давления на сторонах всасывания и нагнетания. Если сравнить чиллеры с воздушным и водяным конденсатором, то значения будут сопоставимы. Из таблицы 1 видно, что чиллеры PROXIMUS (на хладагенте R-410А, с водяным конденсатором) и McPower (на хладагенте R-407С, с воздушным конденсатором) имеют примерно одинаковое рабочее давление конденсации.

Таблица 1

Хладагент

Модель

Температура на входе вконденсатор

Тконд., °С

Рконд., бар

R-410А

PROXIMUS SE

35

40

24,4

PROXIMUS XE

35

38

23,2

R-407C

McPower SE

35

55

24,7

McPower XE

35

65

28,3

Исходя из данных, с точки зрения нагрузок на компрессор эффективности работы холодильной машины наиболее целесообразно выбрать чиллер с водяным конденсатором на хладагенте R-410А.

Помимо этого, климатическая техника, работающая на R-410A, имеет ту же производительность, что и кондиционеры, работающие на других хладагентах, однако стоит значительно дороже. Это обусловлено тем, что ее рабочее давление является более высоким, и при температуре конденсации в пределах 43 градусах, его показатель достигает показателя 26 атмосфер. Это может привести к тому, что детали и узлы холодильного контура и всего кондиционера в целом могут быстро выйти из строя, если не будут прочными и надежными. И в любом случае это может существенно увеличить расход меди, сделав систему еще более дорогой.

Удельная холодопроизводительность.

К достоинствам хладагента R-410A относят высокую холодопроизводительность.

Сравним термодинамические параметры идеального холодильного цикла хладагентов R-134A, R-410А и R-407С (см. таблицу 2).

Таблица 2

Температура испарения Тисп.., °С

Температура конденсации Тконд., °С

Перегрев Тперег.., °С

Переохлаждение Тохл., °С

R-410А

3

40

15

15

R-407С

R-134A

Если почитать удельную холодопроизводительность для данных хладагентов, то получаем следующие параметры: удельная холодопроизводительность для хладагента

R-410А равна 5599 кДж/м3, для R-407С равна 3629 кДж/м3, для R-134A равна 2429 кДж/м3. Для наглядность см. рис. 1.

Рис. 1. Удельная холодопроизводительность, кДж/м3 для хладагентов R-134A, R-410А и R-407C

Как видно по расчетным данным, хладагент R-410А имеет наиболее высокую удельную холодопроизводительность. Чем выше этот показатель, тем меньше необходимо использовать компрессоров в системе кондиционирования воздуха.

Холодильный коэффициент.

Холодильный коэффициент представляет собой отношение количества тепла, отнятого от охлаждаемой среды к теплоте, эквивалентной затраченной внешней работе при данном цикле. Оценивается холодильный коэффициент эффективностью холодильной машины с точки зрения производства холода. Таким образом, система является эффективнее, чем меньше энергии необходимо затратить для производства определенного количества холода.

Суммарная энергетическая эффективность зависит, также, от КПД электродвигателя, эффективности работы компрессора при полной и частичной нагрузке, конструкции теплообменника и используемых материалов для его создания, рабочие условия установки и т. д.

Преимущество использования в системе кондиционирования воздуха хладагента R-410А очевидно. У него отсутствует температурное скольжение, высокий показатель удельной холодопроизводительности. Несмотря на высокое давление в системе, он эффективен в системах кондиционирования воздуха.

Литература:

  1. Технический бюллетень № 5–2004 г.; статья «Обоснование выбора хладагента для винтовых компрессоров»).
  2. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха объектов агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства: учеб. для вузов / В. М. Свистунов, Н. К. Пушняков. — СПб.: Политехника, 2001. — 422 с.
Основные термины (генерируются автоматически): хладагент, PROXIMUS, удельная холодопроизводительность, рабочее давление, холодильный коэффициент, водяной конденсатор, недостаток хладагента, температура конденсации, эффективность работы компрессора, азеотропная смесь.


Ключевые слова

хладагент, химический состав, холодильный коэффициент, рабочее давление, эффективность работы компрессора, удельная холодопроизводительность

Похожие статьи

Исследование влияния температуры на вязкостные характеристики смазочных материалов

В статье рассмотрены физические свойства смазочных масел, оказывающие влияние на эксплуатационные характеристики двигателей. При помощи методов взвешивания при нагревании и капиллярной вискозиметрии установлены зависимости плотности и вязкости авиаци...

Перспективы перевода сплит-кондиционеров на ГФУ-410А

В статье рассмотрены перспективы перевода кондиционеров сплит системы, выпускаемые в Узбекистане на экологически чистый хладагенты. Сопоставлены результаты исследования сплит кондиционеров работающего на хладагентах R22 и R410A.

Выбор хладагента и расчет оптимального давления нагнетания холодильного цикла для работы климатической камеры ТХВ-500

В статье кратко описано предназначение климатических камер. Произведены расчеты оптимальных давлений нагнетания в холодильных циклах R23 и R404a. Выбран хладагент, обеспечивающий наиболее эффективную работу камеры ТХВ-500.

Определение расчётного диаметра абсорбера

Применение того или иного способа разделения газовой смеси в промышленных условиях определяется различными показателями, в том числе составом газа, содержанием в нем извлекаемых компонентов и их свойствами, энергетическими затратами и решается в кажд...

Исследование теплообменных процессов в системах солнечно-термической регенерации адсорбентов

В статье приведены результаты исследований теплообменных процессов в опытной гелиовоздухонагревательной установки для систем термической регенерации адсорбентов. На основе проведенных исследований и по результатам измерений получены основные теплотех...

Сравнительный анализ расчета тепловых потерь изолированным трубопроводом тепловой сети при бесканальной прокладке эмпирическим методом и методом моделирования

В статье произведен расчёт тепловых потерь участком трубопровода тепловой сети с помощью моделирования в программном комплексе StarCCM+ с постепенным увлажнением грунта от 0 до 48 % при подземной бесканальной прокладке. В результате получена зависимо...

Влияние установочного угла опережения впрыскивания топлива на токсичность отработавших газов дизеля 4ЧН 11,0/12,5

В работе приводятся результаты исследований влияния установочного угла опережения впрыскивания топлива на токсичность отработавших газов дизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и на природном газе.

Исследование процесса каталитической депарафинизации дизельного топлива с применением модели, основанной на физико-химических закономерностях процесса

При помощи математической модели были произведены расчёты основных технологических параметров, влияющих на выход продукта, предельную температуру фильтруемости и содержание н-парафинов.

Зависимость шероховатости от режимов резания

В работе представлены результаты исследований влияния подачи, скорости резания и других параметров технологического процесса на величину параметров шероховатости поверхности при точении. Сравнительный анализ показателей подтверждает, что выбор режимо...

Повышение экономичности парокомпрессионных холодильных установок

В статье представлены результаты сравнения расходы холодильного агента, холодильный и эксергетический КПД холодильной установки при различных условиях.

Похожие статьи

Исследование влияния температуры на вязкостные характеристики смазочных материалов

В статье рассмотрены физические свойства смазочных масел, оказывающие влияние на эксплуатационные характеристики двигателей. При помощи методов взвешивания при нагревании и капиллярной вискозиметрии установлены зависимости плотности и вязкости авиаци...

Перспективы перевода сплит-кондиционеров на ГФУ-410А

В статье рассмотрены перспективы перевода кондиционеров сплит системы, выпускаемые в Узбекистане на экологически чистый хладагенты. Сопоставлены результаты исследования сплит кондиционеров работающего на хладагентах R22 и R410A.

Выбор хладагента и расчет оптимального давления нагнетания холодильного цикла для работы климатической камеры ТХВ-500

В статье кратко описано предназначение климатических камер. Произведены расчеты оптимальных давлений нагнетания в холодильных циклах R23 и R404a. Выбран хладагент, обеспечивающий наиболее эффективную работу камеры ТХВ-500.

Определение расчётного диаметра абсорбера

Применение того или иного способа разделения газовой смеси в промышленных условиях определяется различными показателями, в том числе составом газа, содержанием в нем извлекаемых компонентов и их свойствами, энергетическими затратами и решается в кажд...

Исследование теплообменных процессов в системах солнечно-термической регенерации адсорбентов

В статье приведены результаты исследований теплообменных процессов в опытной гелиовоздухонагревательной установки для систем термической регенерации адсорбентов. На основе проведенных исследований и по результатам измерений получены основные теплотех...

Сравнительный анализ расчета тепловых потерь изолированным трубопроводом тепловой сети при бесканальной прокладке эмпирическим методом и методом моделирования

В статье произведен расчёт тепловых потерь участком трубопровода тепловой сети с помощью моделирования в программном комплексе StarCCM+ с постепенным увлажнением грунта от 0 до 48 % при подземной бесканальной прокладке. В результате получена зависимо...

Влияние установочного угла опережения впрыскивания топлива на токсичность отработавших газов дизеля 4ЧН 11,0/12,5

В работе приводятся результаты исследований влияния установочного угла опережения впрыскивания топлива на токсичность отработавших газов дизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на дизельном топливе и на природном газе.

Исследование процесса каталитической депарафинизации дизельного топлива с применением модели, основанной на физико-химических закономерностях процесса

При помощи математической модели были произведены расчёты основных технологических параметров, влияющих на выход продукта, предельную температуру фильтруемости и содержание н-парафинов.

Зависимость шероховатости от режимов резания

В работе представлены результаты исследований влияния подачи, скорости резания и других параметров технологического процесса на величину параметров шероховатости поверхности при точении. Сравнительный анализ показателей подтверждает, что выбор режимо...

Повышение экономичности парокомпрессионных холодильных установок

В статье представлены результаты сравнения расходы холодильного агента, холодильный и эксергетический КПД холодильной установки при различных условиях.

Задать вопрос