Актуальность темы. В настоящее время все чаще появляются дети, которые имеют трудности в формулировании и изложении своих мыслей. Всему виной служит плохо развитая и недостаточно сформированная связная речь. В связи с этим интерес к этой проблеме возрастает и требует проведения диагностики и коррекционной работы в данном направлении.
Методы исследования. Исследование проводилось в одном из детских садов Воронежской области в 2014–2015 и 2015–2016 учебном годах по методике В. П. Глухова [1], предназначенной для детей с общим недоразвитием речи. Данная методика позволяет получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т. д.
Объект исследования: дошкольники подготовительных групп с фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи III — IV уровней (ОНР), а также дети с нормой речевого развития. Было исследовано 48 детей с ФФН, 6 детей с ОНР и 16 детей без речевых нарушений в возрасте 6–7 лет.
Результаты иих обсуждения
Связная речь — это смысловое развернутое высказывание, посредством которого происходит общение и взаимопонимание. С. Л. Рубинштейн [4] считал, что связность — это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Причинами несвязности речи могут служить неосознанные и не представленные в голове говорящего человека мысли, либо такие связи надлежаще не обнаружены в его речи.
Связная речь существует в двух основных формах — монолог и диалог. Обе эти формы противопоставлены друг другу, т. к. имеют разную коммуникативную направленность. Сопровождаемая жестами, мимикой, интонацией диалогическая речь, как правило, состоит из коротких простых фраз. Она может быть неполной или сокращенной. Во время построения диалога используется, в основном, разговорная лексика, просторечье. Связным диалог делают оба собеседника.
Монологическая речь является полной противоположностью диалогической речи. Во время монолога происходит логически опосредованное рассуждение, которое протекает достаточно долгий период времени. Данный вид речи обладает более сложным строением, нежели диалогическое высказывание, выражающий мысль одного говорящего. Монологическая речь характеризуется использованием литературной лексики, развернутостью высказывания, законченностью, логической завершенностью. Как и в диалогической речи, здесь используются невербальные средства — мимика, жесты, эмоциональная окрашенность. Во время монолога сам говорящий выбирает содержание и языковые средства. В связи с этим можно сделать вывод, что монологическая речь более сложный и организованный, произвольный вид речи, который требует специального речевого воспитания.
Одним из видов монологической речи является пересказ, который является одним из самых важных навыков не только ребенка школьника, но и дошкольника. Умение пересказывать необходимо ребенку не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. В настоящее время наблюдается тенденция снижения уровня сформированности навыка пересказа не только у детей с нарушениями речи, но и у нормотипичных детей. Поэтому данное исследование посвящено процессу обучения пересказу дошкольников, как с речевыми нарушениями, так и с нормой речевого развития.
При исследовании связной речи детей была использована методика, направленная на получение общего представления об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т. д.
После проведения исследования были выявлены следующие результаты.
Таблица 1
Категории уровней ипредметы изучения
Уровни |
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам |
Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически |
Пересказ текста |
Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок |
Низкий |
3 |
6 |
50 |
59 |
Средний |
3 |
40 |
19 |
11 |
Высокий |
64 |
24 |
1 |
- |
Результаты проведенного исследования показали, что наиболее сложными заданиями для детей стали пересказ текста и составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок. Для детей с ОНР достаточно трудными стали задания по составлению предложений по отдельным ситуационным картинкам и составлению предложения по трем картинкам, связанным тематически.
Проведенное исследование натолкнуло на пересмотр рабочей программы учителя-логопеда. Один раз в неделю с детьми проводились групповые занятия по формированию связной речи. На занятиях по обучению грамоте была добавлена 10 минутная часть, посвященная формированию навыка пересказа.
Для улучшения качества детских рассказов, для повышения их речевой активности, для создания условий для привлечения внимания детей была создана технология формирования навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования. Всем хорошо известна народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как известно, дошкольники достаточно хорошо воспринимают зрительную информацию. Поэтому, на коррекционных занятиях по развитию связной речи, рекомендуется использовать наглядный материл: картинки, игрушки, натуральные предметы.
На начальных этапах работы по обучению пересказа отлично подходят небольшие рассказы, объединенные одним сюжетом, одними действующими лицами. На занятиях по обучению грамоте было использовано пособие Ю М. Козловой [3] «Буквенные сказки». На занятиях по развитию связной речи использовалась методика Т. А. Ткаченко [5] «Формирование и развитие связной речи у детей с ОНР», а также методика по развитию речи М. М. Алексеевой [1].
Обучение пересказа с использованием наглядного моделирования включает в себя несколько этапов работы.
1 этап. На первом этапе детям читается рассказ с одновременным предъявлением картинок в правильной последовательности. Картинки поочередно прикрепляются к магнитной доске или на фланелеграф.
2 этап. Сначала происходит чтение текста. Далее предъявляются картинки в разброс. Задача детей — восстановить правильную последовательность. Данное задание может выполняться как индивидуально, так и группой детей.
3 этап. Сначала происходит чтение текста. Среди предъявленных картинок добавляются 2–3 лишние. Задача детей — восстановить правильную последовательность, вычленив лишние картинки. Данный вид работы помогает в развитии слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти.
4 этап. После прочтения рассказа дети сами предлагают прикрепить картинки с героями и предметами, которые встречались в рассказе.
Переход от одного этапа к другому происходит после полного овладения предыдущим.
На каждом из этапов проходит параллельная работа над формированием навыка пересказа, которая также состоит из нескольких последовательно отработанных ступеней.
На первой ступени дети учатся отвечать полным ответом на вопросы. Во время проведения данной коррекционной работы было замечено, что у детей это вызывает затруднения. Задача педагога правильно объяснить весь секрет — практически весь ответ спрятан в вопросе. Главное внимательно выслушать вопрос и добавить несколько слов.
На второй ступени дети учатся пересказывать рассказ по цепочке. На данном этапе хорошо формируется и тренируется произвольное внимание детей.
Третья ступень необходима для занятий, на которых каждый ребенок от начала и до конца пересказывает весь рассказ. Для того, чтобы остальные дети не отвлекались во время рассказа их товарища, используется метод «оценки». Заключается он в следующем. Пока один из детей пересказывает, остальные дети его внимательно слушают, запоминая ошибки и недочеты, если таковые допускаются. И так происходит по очереди с каждым ребенком. После всех рассказов дети оценивают каждый ответ, пытаясь аргументировать свою оценку. Оценивает себя и сам рассказывающий. Данный метод хорошо развивает произвольное слуховое внимание.
Высшим пилотажем является умение ребенка пересказывать рассказ от лица каждого действующего героя, а не только от лица автора. Это умение отрабатывается на последней ступени.
Для того, чтобы такие занятия были наиболее эффективными, их проводят с небольшим количеством детей. Оптимальное число — 6.
Работа с использование такого метода требует подготовительной работы в изготовлении большого количества наглядного материала. В современный век компьютерной технологии хорошим помощников является интернет — ресурсы, на которых можно найти любые картинки хорошего качества. Есть несколько способов их использования:
‒ распечатать их на цветном принтере, по возможности заламинировать, для того, чтобы продлить срок их службы;
‒ на каждое занятие готовить коротенькие интерактивные презентации с использование триггеров и макросов, которые сократят время занятия за счет отсутствия времени прикрепления картинок к доске;
‒ скачать необходимое количество картинок и работать с ними в программе интерактивной доски, если таковая имеется в дошкольном учреждении.
В конце учебного года, после проведения коррекционной работы, было проведено повторное исследование детей.
Таблица 2
Категории уровней ипредметы изучения
Уровни |
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам |
Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически |
Пересказ текста |
Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок |
Низкий |
- |
- |
5 |
8 |
Средний |
3 |
12 |
10 |
19 |
Высокий |
67 |
58 |
55 |
43 |
Результаты полученного исследования позволяют говорить о положительном влиянии использованного метода развития связной речи, а точнее пересказа текста, и делает возможным его применения в дальнейшей коррекционно-воспитательной работе. Данный метод можно рекомендовать воспитателям и заинтересованным родителям.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. М.: —АРКТИ, 2002. — 144 с.
- Козлова Ю. М. Буквенные сказки. Учимся составлять предложения / Ю. М. Козлова.- Ростов н / Дону: Феникс, 2014. — 95 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 713 с.
- Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у детей с ОНР / Т. А. Ткаченко.- СПб.: Детство-пресс, 1999. — 47 с.