Проводимые исследования в настоящее время в различных информационно-библиотечных учреждениях (далее ИБУ) республики, имеют огромное значение: изучаются все этапы практической деятельности — информационно-библиографическое обслуживание, организация эффективности массовых мероприятий, управление, крупные ИБУ изучают результаты работ по проектам, проводят глубокий анализ эффективности внедрения новых услуг. В основном проводимые исследования носят маркетинговый характер, так как ИБУ на основе изученных данных будет определять ход решения конкретной проблемы или ряда проблем. Также проводятся и не маркетинговые исследования для определения и изучения причин социальных проблем в организации обслуживания ИБУ.
Главным вопросом маркетинговых исследований в библиотечном учреждении является степень удовлетворенности пользователей различными сторонами, различными аспектами деятельности библиотеки. Иначе говоря — соответствие этой деятельности потребностям тех, кто обращается к услугам данной библиотеки в данный период времени. Внимание библиотечного специалиста здесь могут привлечь (по отдельности или в комплексе) многие темы и вопросы:
‒ спрос и его удовлетворение; соотношение спроса и выдачи;
‒ количество, тематика и причины отказов;
‒ мнения пользователей о фонде (и сам фонд, его структура, содержание, иды документов, степень новизны и т. п.);
‒ мнения пользователей о справочном аппарате и справочно-нформационном обслуживании;
‒ мнения пользователей о персонале (о компетентности, внимательности, вежливости библиотекарей и т. п.);
‒ мнения пользователей о технической оснащенности библиотеки;
‒ мнения пользователей об удобстве и комфортности библиотеки (и сама комфортность дни и часы работы, свет, температура в помещении, мебель, дизайн и пр.);
‒ значимость библиотечных источников информации (фонда открытого доступа, рекомендаций библиотекаря, выставок и др.);
‒ отношение.
В то время как результаты «немаркетингового» исследования могут вывести на «большие», общие проблемы социологии библиотечного дела, социологии чтения:
‒ современная библиотека, ее роль и функции;
‒ значимость библиотеки для различных групп населения (группы по интересам, женщины, пенсионеры и т. п.);
‒ библиотека как социальный институт;
‒ роль и функции чтения сегодня;
‒ мотивация чтения;
‒ чтение в ряду других способов получения информации;
‒ реальное и виртуальное библиотечное обслуживание;
‒ современный библиотекарь (профессиональные качества, опыт работы и т. д. [1]
Для проведения социологического исследования в Информационно-ресурсном центре (далее ИРЦ ТУИТ) Ташкентского университета информационных технологий была поставлена задача по изучению качества обслуживания с целью удовлетворения запросов пользователей центра. Для проведения исследования был выбран социологические опрос — анкетирование. Инструментарий исследования являются — 2 анкеты, на русском и государственном языках, каждая из которых состоит из 20 вопросов, построенных как закрытые — анкетный вопрос, на который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где респонденты должны были сформулировать самостоятельно и записать ответ. В качестве объекта библиотечных исследований выступили сотрудники ИРЦ ТУИТ.
Анкета заполнялась ими непосредственно на рабочем месте в ИРЦ. Анкета для сотрудников содержит вопросы о трудностях, возникающих в библиотечной деятельности, в общении с пользователями, вопросы об удовлетворенности работой и какими качествами должен обладать современный библиотечный специалист. Были изучены анкеты 25 сотрудников ИРЦ ТУИТ. Предмет исследования является изучение удовлетворенности работой специалистов ИРЦ, выявление трудностей, возникающих в процессе трудовой деятельности на рабочем месте, либо при общении с пользователями.
Было опрошено 25 сотрудников ИРЦ ТУИТ. Из них имеют высшее библиотечное образование — 7, высшее не библиотечное — 5, среднее библиотечное — 7, среднее не библиотечное — 6. Половина респондентов ответили, что пришли работать в ИРЦ по призванию. Другая половина ответили «по совету родных» или «по обстоятельствам».
На вопрос что привлекает Вас в работе ИРЦ, респонденты выбирали несколько вариантов ответов. 32 % специалистов ответили «работа с людьми, общение», 26 % — «доступ к информации», 18 % — «возможность заниматься интересным делом» (см. Рис.1.).
Рис. 1. Диаграмма «Привлекательные черты работы в ИРЦ»
50 % респондентов ответили, что полностью удовлетворены своей работой, а вторые 50 % ответили — «да, но не в полной мере».
На вопрос «Каковы причины возможной неудовлетворенности работой в ИРЦ?» многие специалисты отметили низкую заработную плату, материально-техническое обеспечение и непрестижность профессии (см. Рис.2.).
Рис. 2. Диаграмма «Причины возможной неудовлетворенности работой в ИРЦ»
Определяя главные деловые качества для библиотечного специалиста мнения разделяются, таким образом 21 % — «ответственность и добросовестность», 20 % — «творческий подход к работе», по 16 % — «профессиональная компетентность», «коммуникабельность», «способность четко организовывать и планировать свою работу», 11 % — «готовность и способность осваивать новое». 59 % специалистов оценили свой профессиональный уровень, как «ощущаю себя социально и профессионально зрелым специалистом». В качестве трех самых сильных сторон в работе специалисты отметили ответственность, коммуникабельность и добросовестность.
Самыми сложными видами деятельности специалисты выделили 27 % — «публичные выступления», 12 % — «работа с финансовыми документами», 12 % — «работа, связанная с использованием электронно-вычислительной техникой», 12 % — «общение с пользователями».
На вопрос «Какие направления являются приоритетными в развитии ИРЦ?» большее количество ответов получили 3 пункта «повышение квалификации работников», «автоматизация библиотечной деятельности», «расширение спектра, оказываемых услуг».
Из полученных данных можно сделать следующий вывод — сотрудники ИРЦ ТУИТ готовы осваивать передовые библиотечные технологии, повышать профессиональную квалификацию, внедрять новые услуги, совершенствовать методы обслуживания пользователей и таким образом совершенствовать деятельность ИРЦ в целом, для некоторых сотрудников заработанная плата имеет немаловажное значение, поэтому в различных вопросах где затрагивалась тема заработанной платы ответы имели иное значение. Проведенный анализ будет полезным руководству, для принятия внесения изменений в организации деятельности ИРЦ.
Литература:
1. Самохина М. М. Социолог в библиотеке, или Библиотекарь как социолог: Практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать. — М., Рос. гос. юнош. б-ка. — 2008. — 194 с.
2. https://tuit.uz/ru/axborot-resurs-markazi2 — сайт Ташкентского университета информационных технологий им. М.Ал-Хорезмий.