Модернизация экономики, ускорение темпов экономического роста и повышение национальной конкурентоспособности осуществимы в результате хорошо продуманной и грамотно реализованной политики привлечения иностранных инвестиций.
Для решения проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в отраслях экономики. Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитие экономики и социальной среды. Эффективность и результат проведения инвестиционной политики оцениваются в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
− проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения существующей налоговой системы, а также совершенствование амортизационной политики;
− снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
− формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рысков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
− повышение инвестиционной активности, создание благоприятного инвестиционного климата как фактора экономического роста.
Созданный благоприятный инвестиционный климат напрямую влияет на приток в экономику иностранных инвестиций, на развитие деловых отношений, успешное осуществление бизнеса.
Поэтому среди стран мира наблюдается сильная конкуренция в привлечении инвестиций, каждая страна старается создать более благоприятный инвестиционный климат для участников инвестиционного процесса.
Инвестиционный климат страны обуславливается несколькими факторами, которые, в свою очередь, обуславливают инвестиционный потенциал страны. К основным факторам инвестиционного климата являются: политическая стабильность, экономическое положение, законодательная база, природно-сырьевые ресурсы, занятость, трудовые ресурсы, производственно-техническая база, научно-технический потенциал, налогово-бюджетная, банковская система. Инфраструктура, экологическая обстановка.
Инвестиционная политика Республики Узбекистан предусмотрена на долгосрочную перспективу и направлена на создание всех необходимых условий для эффективной работы участников инвестиционной деятельности. Также, имеются все предпосылки для привлечения иностранных инвесторов в Республику Узбекистан — политическая и макроэкономическая стабильность, выгодное географическое положение, развитая транспортная сеть, наличие природных ресурсов, высокий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, квалифицированные кадры, система налоговых, таможенных льгот и преференций. Развития финансовая система и т.д. эти преимущества обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики на международной арене.
В республике создана и эффективно функционирует система правовых актов по защите прав иностранных инвесторов и предоставлению им различных льгот. Данная система основывается на следующих законах: «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и «о защите прав иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг».
Так, в 2015,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,4 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов или свыше 21 процента всех инвестиций, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции. 67,1 процента всех инвестиций направлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов. [1, с. 2].
В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в Республике Узбекистан, предлагается реализация следующих мер:
- В целях дальнейшей либерализации политики внешней трудовой миграции:
− разработать соответствующие изменения и дополнения по дальнейшей либерализации политики внешней трудовой миграции, децентрализации процедуры выдачи разрешения и подтверждения виз инвесторам, иностранным рабочим, туристам и т. д.;
− целесообразно использовать региональные отделы Министерства труда Республики Узбекистан в качестве пунктов приема документов или центров «одно окно» которые будут принимать документы в установленным законодательством порядке и передавать их через защищенную государственную электронную систему в Агентство для принятия решений.
- В целях упрощения оформления документов таможенными органами при экспорте/импорте продукции:
− внедрить в практику систему электронного декларирования товаров при осуществлении экспортно-импортных операций;
− отменить централизованные разрешительные процедуры при экспорте сельскохозяйственной продукции путем поэтапного внедрения рыночных механизмов регулирования экспорта.
- Для повышения уровня доступности иностранных инвестиций:
− разработать и принять меры по кардинальному улучшению регионального инвестиционного климата;
− разработать паспорт каждого региона для иностранных инвесторов с указанием всей социально-экономической, географической информации, необходимой для реализации ими инвестиционной деятельности. [2, с. 60].
Таким образом, анализ факторов, определяющий инвестиционный климат позволяют сделать вывод о том, что требуется активная работа по дальнейшему совершенствованию улучшения инвестиционного климата.
Литература:
- Акрамов А. Активизация мер и механизмов инвестиционной политики улучшения инвестиционного климата в Республике Узбекистан. // Материалы VIII Форума экономистов. – Т.: Чулпан. 2017.
- Каримов И. Наша главная цель — углубить осуществляемые реформы и структурные преобразования в экономике, обеспечить ускоренное развитие частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. – Т: Узбекистан, 2016.