Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (161) июль 2017 г.

Дата публикации: 05.07.2017

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Соловцова, А. С. Роль дидактической игры в процессе формирования творческой личности ребёнка дошкольного возраста / А. С. Соловцова, Е. Н. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/161/45032/ (дата обращения: 16.11.2024).



Нижеизложенный материал раскрывает понятия и особенности музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста. Всем известно, что игра — это уникальный метод в общем и музыкальном воспитании, позволяющий в простой форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной культуры. Данная статья несёт в себе рекомендации по организации музыкально-дидактических игр во время НОД. Раскрывает содержание практической деятельности, будет полезна и легка в применении музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Наиболее важной разделом методики обучения и воспитания детей является игра. С самых древних веков она дошла и до современного мира, не утратив свою базисное назначение: во время игры ребенок включается в межличностные отношения и приобретает основы социального опыта. Долгие годы учёные занимаются феноменом игры. Ведь еще в древности игры носили не только забавный, но и лечебный характер. Люди отмечали, что лучшее лекарство от любых хворей –положительные эмоции. Один из наиболее известных врачей средневековья Клавдий Гален рекомендовал своим пациентам вместо употребления таблеток и микстур обыкновенную и незатейливую игру в мяч. Кстати, современная медицина ничего плохого и вредного не видит. Доктора считают, что одной из причин нарушений здоровья, в частности психических отклонений, является то, что люди в детстве не доиграли. Именно поэтому специалисты убеждают не изолировать таких детей, а с помощью игры улучшать и развивать у них важнейшие психические свойства, конкретные качества личности. Игра сопровождает на всех этапах возрастного развития, начиная с «ладушек» и «сороки-белобоки», игры в «дочки-матери» и «прятки» до спортивных и компьютерных игр. Она несет в себе заряд бодрости и позитива, и как следствие широко применяется на празднике и в повседневной жизни. Игра вводит ребенка в общение с окружающим миром. «Игра, — говорил А. М. Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Поэтому воспитатели и музыкальные руководители в ДОУ очень серьезно относятся к игре, как к важнейшему средству воспитания ребенка. Музыкальное воспитание детей является неотъемлемой частью в полноценном развитии личности дошкольников. Именно поэтому особое место в жизни ребёнка занимает музыкально-дидактическая игра. Она содержит в себе следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, музыкально-ритмические упражнения, танцевальное творчество и пение.

Цель музыкально-дидактических игр: формирование коммуникативных качеств личности и музыкальных способностей детей.

Задачи:

– в доступной игровой форме развивать звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма, формировать вокальные навыки и т. д.;

– побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях;

Музыкально-дидактические игры обогащают детей незабываемыми положительными эмоциями, развивают у них инициативу и навыки самостоятельного творчества.

Так же, как и любая игра, музыкально-дидактическая предполагает развитие игровых действий. В основе дидактического содержания лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в доступной форме различить и сопоставить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, всем известные игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям достичь чистоту интонирования.

В развитии чувства ритма также помогают игры «Что за мелодия», «Повтори». Благодаря им, дошкольники учатся точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни.

Музыкально-дидактические игры, самое главное, одновременно должны быть незатейливы и занимательны. Только тогда они станут неким «двигателем» в желании у детей играть, слушать, танцевать и т. д. В ходе игр дошкольники не только приобретают сугубо музыкальные знания, у них также формируются необходимые черты личности, такие как, коллективное чувство ответственности. Так, часто педагогам ДОУ приходится наблюдать как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед друзьями-зрителями, становится более сконцентрированным, серьезным и внимательным к своему выступлению.

Наиболее важным условием в процессе музыкально-дидактической игры является яркое оформление зала, применение красочных и объёмных декораций, атрибутов и костюмов. Если ребята ещё и сами принимают активное участие в создании некоторых элементов конкретной игры, то как правило, именно эти игры становятся самыми любимыми. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В саду», «Что делают медведи?» и др. Музыкально-дидактические игры можно организовывать как в свободное время, так и непосредственно на занятии. Музыкальный руководитель выстраивает структуру занятия по заранее составленному плану, при этом содержание его может постоянно меняться и дополняться различными приёмами. Но обязательным компонентом таких занятий является музыкально-дидактическая игра, ведь в таком случае предоставляется возможность провести её более насыщенно.Уже с самых первых дней посещения детского сада, малышей привлекают к самым элементарным играм: «Солнышко и дождик», «Великаны и гномы», с помощью которых малыши учатся отличать разные мелодии. В более старшем возрасте основным материалом для игры становятся музыкальные инструменты и игрушки. Часто применяются такого рода игры во время формирования первоначальных певческих навыков.

В старших и подготовительных к школе группах проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки и распевки помогают детям определить направление мелодии (вверх и вниз), они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук. Музыкальный руководитель совместно с воспитателем на занятии может проиллюстрировать на нотном стане движение мелодии, звучание на одном звуке и т. д. Затем ребенок сам показывает всем как звучит мелодия, передвигает нотку по лесенке.

Также активно используются игры во время слушания музыкальных произведений в старшем возрасте. Для закрепления ранее изученного материала хорошо использовать музыкально-дидактическую игру «Найди нужную картинку». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать соответствующие иллюстрации. Часто дошколята узнают произведение уже по самым первым звукам. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми после прослушивания «Итальянской польки» С. Рахманинова. А вот на картинке яркая военная армия. Ребенок поднимает эту картинку, прослушав «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского и т. д.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства. Музыкальные руководитель с воспитателем в своей работе выполняют самую главную задачу воспитания — способствует развитию здоровой эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, адекватного поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной сторон и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.

Литература:

1. Ветлугина Н. А., Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. [Текст] / Н. А. Ветлугина // М.: Просвещение, — 1983.

2. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. [Текст] / К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан // М.: Мозаика-Синтез, — 2001, — 128 с.

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. [Текст] / Б. М. Теплов // М.: Педагогика, — 1985.

4. Эльконин Д. Б., Психология игры. [Текст] / Д. Б. Эльконин // М.: Педагогика, — 1978.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, музыкально-дидактическая игра, доступная форма, мелодия, музыкальный руководитель, старший возраст.


Похожие статьи

Роль дневного сна в процессе конструктивного развития психики детей дошкольного возраста

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Похожие статьи

Роль дневного сна в процессе конструктивного развития психики детей дошкольного возраста

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Задать вопрос