Развитие технической сферы заметно опережает социальное развитие, появляются новые технологии, которые становится все труднее осмыслить: появление интернета, 3D принтеров (позволяющих воспроизводить донорские органы), очки виртуальной реальности. Ускоренная эволюция технической сферы вынуждает нас возвращаться к вопросу о технике, написать собственную историю техники. В силу стремительного технического развития, проблематика данной статьи выходит наперед, так как, поняв сущность техники, истока техничности, логики развития технического, пути по которому движется техническая эволюция, мы сможем разотчуждить технику, посредством чего осмыслять новые витки техно эволюции. Данная статья основывается на работах выдающегося мыслителя философии техники Жильбера Симондона.
Ключевые слова: технический объект, философская проблема отчуждения, философия Ж. Симондона
Настало время признаться себе: что такое техника, мы больше не знаем.
G. Simondon
Масштабная система производства предполагает, развитую рыночную систему, изобилующую разного рода продукцией. Это предполагает возможность приобрести любой технический объект, причем ассортимент настолько велик, что зачастую человек приобретает «вслепую». Казалось бы, приобретая какой-то технический объект, мы берем на себя некую ответственность, которая предполагает тщательный уход, своевременную починку, замену деталей. Но это только казалось. Система производства позаботилась об этом наперед, выдавая «гарантийные талоны». В этом случае технический объект, будь то смартфон или ПК попадают в незавидное положение: гарантийный талон срезает целый бытийный пласт технического объекта, изолируя его от человека. В случае «гарантийного талона» техника отдаляется от человека, находится в слепой зоне, становится элементом внешнего декора человеческого бытия, не нуждается в должном уходе.
Фундаментальные исследования проблемы отчуждения проводил Жильбер Симондон, французский философ 20го века. В своих работах он выделял несколько порядков отчуждения: первым порядком отчуждения является неверное представление о том, как устроена техно сфера, то есть об индивидуации технического. Под индивидуацией Ж. Симондон понимает способ становления живого и технического объекта, то есть до-индивидуальный заряд, наделенный потенцией, находящийся в метастабильном состоянии, в котором происходит фазовый сдвиг и переход иной порядок величины. Данный способ Ж. Симондон предлагает взамен адаптивной эволюции Ч. Дарвина. Незнание технического объекта объявляет себя отнюдь не в современной мысли, но на протяжении долгого времени. Например, М. Хайдеггер писал о том, что постав, представляет для человека угрозу: «человек настолько решительно втянут в постав, что не воспринимает его как обращенный к нему вызов, просматривает самого себя как захваченного этим вызовом, прослушивает тем самым все способы, какими в своей захваченности экзистирует из своего существа, и потому уже никогда не может встретить среди предметов своего представления просто самого себя» [7]; Чтобы понять бытие технических объектов, следуют обратиться к отношению человека и мира. Единство, установленное между человеком и миром нужно рассматривать как систему, однако она не ограничивается пониманием их соотношения как витальной системы, которая включает систему и среду. Эта система не тяготеет к стабильному равновесию через понятия адаптации и эволюции, но действует исключительно через индивидуацию. Так же одной из сфер этой индивидуации является техничность, и вся эта система от одного этапа к другому эволюционирует. Техничность возникает как регулятор проблем, которые возникают в первую фазу отношений человека и мира, то есть магическую фазу. В ней техника выступает как опосредование отношений, но еще не оформившееся, однако она существует функционально в структурировании, порождающее различие между фигурой и фоном в мире: «Техничность появляется, как структура, разрешающая противоречие: она специализирует фигурные функции, тогда как религии, со своей стороны специализируют фоновые функции — первичный магический мир…» [5]. То есть техничность является одним из аспектов решения проблемы связи человека и мира. И в этом смысле, техничность нужно понимать не как нечто само по себе, а как часть системы. Так как техничность характеризует расхождение магической фазы, она, как и религиозность обладает способностью к эволюционной дивергенции, которой противопоставляется конвергентная сила, удерживающая единство, в противном случае расхождение было бы нежизнеспособным.
Технический объект представляется, по словам Ж. Симондона, как некий срез потока(объективация) техничности, которая трансиндивидуирует, тем самым, не прекращает собственный генезис; техничность, которая не заключается в самом объекте, а всегда предшествует ему и продолжает его. Понять суть техничности можно исходя из изначального магического дефазирования на объективацию (технический объект) и субъективацию (религиозный субъект).
Другим порядком технического отчуждения можно считать неверное представление о сущности труда и отношений труда и техники. Если мы вернемся к античности, то станет ясно, что пониманием того, как устроена вещь лишен как аристократ, так и раб. Но может показаться, что у рабочего более завидное положение по отношению к производимой вещи, что окажется ложным мнением, так как они одинаково не знают, что происходит в «темной зоне», то есть в операции, так как один идет по одной полуцепочки, которая начинается с формы, а рабочий с другой, с материальной, рабочий знает, что с ней сделать: если вылить ее в какую-то форму, то получится какой-то технический объект. Оба оказываются отчужденными, и чтобы разотчуждить вещь и самого человека, потребуется раскрытие темной зоны. Как гилеморфическая так и трудовая парадигмы не в состоянии разотчуждить технический объект, так как затемняют те области, которые являются возможностью переориентации отношения к техническому объекту, и как следствие его разотчуждение. Ж. Симондон предлагает индивидуацию, трансдукцию(индивидуацию) в качестве основополагающих модусов развития технического объекта, а также понимание труда как операции. Осмысляя технический объект через данные понятия, человек тем самым сокращает разрыв от технического объекта, делает ясным слепую центральную зону, вследствие чего становится ясным акт изобретения технического объекта.
Таким образом, отчуждение распространено во всех областях человеческого существа: экономическое (объект — товар, новизна — утилизация), социальное (утилитарность, таксономия), труд (средство производства — материя и форма). Техника, обладает собственными законами развития (индивидуация/трансдукция), собственными законами существования, отличных от биологических. Отсутствие знания этих законов опосредованно пренебрежительным отношением к истории техники, вследствие чего отсутствующее знание исказило образ техники в культуре, что послужило началом технофобии. Не человек порабощен техническим, а техника человеком, и именно технический объект нужно спасать из-под утилитарного, производственного, трудового гнета.
Литература:
- Technotheologist in love Что такое технотеология, 2013. URL:
- Куртов М. видео лекторий: Введение в философию Жильбера Симондона: индивидуация в природе, психике и технике, НГПУ Им. Козьмы Минина НН., 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FYlooNpGNxk
- Кучинов Е. В., Закаблуковский Е. В. Техника будущего (Симондон, Гваттари, Брайант, Стиглер). Изд. Грамота//архив научных статей// разд. Философские науки № 8. Тамбов: Грамота, 2016. http://www.gramota.net/materials/3/2016/8/33.html
- Кучинов Е. В. О существовании дигитальных объектов, 2016. http://pop-philosophy.net/o-sushhestvovanii-digitalnyx-obektov/
- Синий диван. Философско-теоретический журнал — Вып. 18 // 2гл: Суть техничечности. М.: Три квадрата, 2013. С. 97
- Симондон Ж. Беседы о механологии, 1968. URL: http://www.youtube.com/watch?v=3yjxELENPVw
- Хайдеггер М. Время и бытие // Вопрос о технике: Статьи и выступления: Пер. с нем.— М.: Республика, 1993. С. 233.